Психология агрессии



31 страница


сотрудничества задание. Представляется, что те, на кого действовали оба парамет-  

ра негативного аффекта, были более заинтересованы в выходе из ситуации, чем в  

агрессии.  

 

Итак, видимо, накапливаются некоторые свидетельства того, что теснота ведет  

к негативным ощущениям и негативным реакциям на окружающих. Однако, как  

читатель уже мог заметить, меры <агрессии>, использованные в большинстве экс-  

периментов по эффекту тесноты, сравнительно непрямые. Другими словами, во  

многих экспериментах не использовались традиционные методы измерения аг-  

рессии (см. главу 2), в которых имитируется прямое причинение вреда другому  

человеку; вместо этого используются непрямые измерения по <карательному ук-  

лону> или по оценкам агрессивных эмоций.  

 

Эксперимент Мэттьюса и других (Ма<+Ьелу5 оЬега, 1979) является исключе-  

нием. Таким образом, нам следует быть осторожными при заключении о воздей-  

ствии тесноты на агрессивное поведение. И все же исследования подтверждают  

тезис, что теснота порождает негативные чувства, которые при некоторых услови-  

ях могут трансформироваться в агрессивное поведение.  

 

[с. 5. 4. Дистанция, при которой осуществляется взаимодействие, является более значимой детер-  

[нантой агрессии, чем фактическая плотность. (}УогсНе1 ТеМНе, 1976)  

 

чце содержали в себе подобные призывы, чем в случае, когда между стульями  

>1ло некоторое расстояние. Кроме того, испытуемые в варианте <плечом к пле-  

г> оценивали других членов своей группы как более агрессивных и менее симпа-  

[чных, чем это было в варианте <на расстоянии> (см. рис. 5. 4). Уорчел и Тедли  

огсЬе1 ТесйИе, 1976) заключают, что <дистанция, а не плотность сама по себе,  

Шляется параметром пространства, соотносимым с фактором тесноты>.  

 

Стокдейл (8осЫа1е, 1978) утверждает, что исследователи игнорируют разницу  

жду плотностью и теснотой. Плотность есть количество людей на единицу  

ространства - это объективная количественная характеристика. Теснота же яв-  

ется субъективно воспринимаемым состоянием, которое может возникать при  

осокой плотности скопления людей. Ожидаемая зависимость между агрессией и  

ртютностыо, видимо, определяется тем положением, что плотность создает негатив-  

Ьтй аффект из-за ощущения тесноты. И в самом деле, существуют некоторые дан-  

Ме, что в то время как реальная, объективная площадь, приходящаяся на члена  

мьи, не связана с семейными ссорами, в семьях, где жалуются на тесноту, происхо-  

Ит сравнительно больше семейных скандалов СУе1сЬ ВооЬ, 1975).  

 

Мэттьюс и другие (МайЬе оЬегз, 1979) попытались объяснить эффект  

кученности в контексте модели негативного аффекта по Бэрону и Беллу (Вагоп  

1 Ве11, 1976). Испытуемые в этом эксперименте выполняли кооперативное или  

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕННОГО ВОЗДУХА НА АГРЕССИЮ  

 

Озабоченность общественности загрязнением воздуха привела к некоторым суще-  

ственным социальным изменениям. Например, беспокойство из-за вреда пассивно-  

го курения привело к запрещению курения в общественных местах. Последствия  

загрязнения воздуха для физического здоровья вполне очевидны (Еуап асоЬ5,  

1981). Однако лишь немногие знают, может ли проживание в загрязненной атмос-  

фере иметь социальные последствия. Например, из-за плохого качества воздуха  

могут уменьшаться взаимопомощь (СиппшЬат, 1979) и искажаться социальные  

взаимодействия (В1ейа В1ес1а, 1978).  

 

Нет необходимости жить в сильно задымленных городах, таких как Лос-Анд-  

желес или Чикаго, чтобы испытать негативное воздействие нездорового воздуха.  

Хотя антиникотиновая кампания избавляет нас от пассивного курения, сигарет-  

ный дым - загрязнитель воздуха, знакомый почти каждому. Исследования воз-  

действия табачного дыма на агрессивное поведение Оопея Воа 1978; 2111-  

гоапп, Вагоп ТатЬопт, 1981) показали, что пассивное курение действительно  

Усиливает агрессивность. Например, в эксперименте Зильманна и других (2111-  

папп о1Ьег5, 1981) испытуемые мужского и женского пола - предварительно  

Рассерженые или нет - дышали либо дымом, который приписывался экспери-  

ментатору или его помощнику, либо чистым воздухом. Те, кто смотрел фильм в  

Дымной комнате, независимо от источника дыма проявляли к экспериментатору  

 

Оолттт пглагIЛЛгя ттотт тл т/"г ягг лхпя п тхттот а п--ТТЧТП  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

Роттон и его коллеги (КоИоп Ргеу, 1985; Ко<Лоп о<-Ьег5, 1979) изучали зави-  

1ость между загрязнением воздуха и поведением в межличностном общении,  

юльзуя как лабораторные, так и архивные методы. Роттон, Барри, Фрей и Со-  

гр (Койоп, Ваггу, Ргеу о1ег, 1978) сообщают, что из-за неприятных запахов  

татуемые выражали антипатию к ассистенту экспериментатора. В последую-  

:х архивных исследованиях выяснилось, что в Дейтоне, штат Огайо, увеличение  

 

щентрации озона связано с количеством вызовов полиции из-за семейных ссор  

оЦоп Ргеу, 1985).  

 

Эффекты загрязненности воздуха, на которую жалуется большинство людей,  

не менее являются непрямыми, такими как непрозрачность, раздражение глаз  

.ловоние. <Атака на чувства>, производимая загрязненным воздухом, способна  

звать негативный аффект, который при определенных обстоятельствах может  

еличивать вероятность агрессивного поведения. Эффект, который большинство  

)дей отмечают в связи с загрязнением воздуха, - это запах. Так, Роттон и другие  

.оПоп оЬег5, 1979) варьировали эту переменную в лабораторном исследова-  

и, предназначенном также для проверки описанной выше модели негативного  

<фекта. Участники, подвергавшиеся действию очень неприятного и умеренно не-  

<ятного запаха или вовсе не ощущавшие его, выступали в роли учителя и назна-  

ли удары током человеку (ассистенту экспериментатора), который перед этим  

ссердил либо не рассердил их. Они становились <учителями> либо после (вари-  

т <с примером> ), либо до того (вариант <без примера> ), как роль учителя играл  

систент и подвергал жертву самым сильным ударам электрического тока. Таким  

разом, исследователи варьировали три независимых переменных: раздражение,  

блюдение примера агрессии и запах. В соответствии с моделью негативного аф-  

жта, они обнаружили, что, не считая нескольких начальных попыток, испытуемые  

 

агируют более агрессивно, если чувствуют умеренно неприятный запах, чем если  

пах сильно неприятный или если воздух чист. Исследователи пришли к выводу,  

о <загрязнение воздуха не только вредит здоровью и причиняет неудобство, но  

1ин из видов загрязнения воздуха способствует агрессивному поведению. Кроме  

то, хотя люди могут жаловаться лишь на крайне неприятный дым и протестовать  

ютив очень высокого уровня загрязнения, агрессивность их реакций выше, когда  

ювень загрязнения умеренный>.  

 

Менее заметная характеристика воздуха - концентрация в нем положитель-  

лх и отрицательных ионов - также может влиять на настроение и социальное  

зведение. В нескольких лабораторных исследованиях изучалось влияние ионя-  

щии на негативный аффект, работоспособность и взаимоотношения (Вагоп, 1987Ь;  

Ьаггу НаЬшаЫге, 1981; Кгиеег Кее, 1976; оогй, 1966). Кажется, отри-  

ательные ионы оказывают как негативное, так и позитивное действие. Хотя ояя  

чучшают работоспособность в простых заданиях (Вагоп, 1987а), они также вызы-  

1ют у агрессивно настроенных людей агрессивное поведение.  

 

Бэрон и другие (Вагоп оЬега, 1985) создавали низкую, среднюю и высокую  

онцентрацию отрицательных ионов во время мнимого <исследования биологи-  

еской обратной связи>, где мужчины-испытуемые посылали порции горячего воз-  

уха через манжету на запястье ассистента, который перед этим рассердил либо не  

ассердил их. У испытуемых также измерялся личностный тип - <А> или <Б>  

1юди типа <А> характеризуются высокой раздражительностью и сильной реакиЯ-  

й на стресс, поэтому исследователи предполагали, что положительное воздействие  

гттстт.и1  

 

 

 

Средняя  

КОНЦЕНТРАЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ИОНОВ  

 

Высокая  

 

Испытуемые  

->- Тип <А>  

-1- Тип <Б>  

 

Рис. 5. 5. При средней и высокой концентрации отрицательных ионов раздражительные люди типа  

<А> реагируют более агрессивно, чем <добряки> типа <Б>. (Вагоп, Кш5е1 Апп5, 1985)  

 

для личностей этого типа. Однако, против их ожиданий, люди типа <А> при высо-  

кой и средней концентрации отрицательных ионов посылали жертве порции более  

горячего воздуха, чем при низкой концентрации (см. рис. 5. 5). На поведение ос-  

тальных участников эксперимента концентрация ионов не влияла.  

 

Бэрон и его коллеги интерпретировали эти результаты в терминах активирую-  

щего действия отрицательных ионов. Другими словами, повышая возбуждение,  

отрицательные ионы увеличивают вероятность доминирующей реакции. Учиты-  

вая раздражительность людей типа <А>, предполагалось, что их активированной  

Доминирующей реакцией будет агрессия. Отметив, что приборы, предназначенные  

для повышения в воздухе концентрации отрицательных ионов, продаются как  

средства улучшения настроения и повышения работоспособности, исследователи  

напоминают, что <различные их эффекты... не выглядят неизменно благоприят-  

ными... вмешательство в окружающую человека среду путем искусственной гене-  

рации отрицательных ионов представляется и безответственным, и нецелесооб-  

разным> .  

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ САГИ ПРО БИЛЛА И ДИАНУ  

После сцены, описанной в начале данной главы, Диана и Билл, извинившись друг  

 

и предположили, что условия, в которых они жили, могли повлиять на их отно-  

ние друг к другу. Диана согласилась обратиться за советом к своему приятелю  

бу, профессору психологии в местном университете.  

Боб уверил Диану, что наиболее вероятной причиной трений между ней и Бил-  

ч была дискомфортная обстановка, воцарившаяся в их доме. Он пояснил, что  

)есс из-за неблагоприятных окружающих условий способен вызывать негатив-  

е чувства и приводить к конфликту и что проблемы, с которыми столкнулись  

:ана и Билл, не имеют отношения ни к одному из них, но объясняются диском-  

ртными стрессовыми условиями, возникшими из-за происходящего в их доме  

чонта. Боб предложил ей с Биллом по мере возможности отдыхать от жары,  

ма, сутолоки и пыли в доме. Не подумать ли им о том, чтобы переехать на  

:колько месяцев в местный мотель?  

 

1ЕШНИЕ ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ  

К ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

:воих попытках изучить влияние классических условных рефлексов на поведе-  

еБерковитц(Вег1<)т2, 1964, 1969, 1974) разработал программу исследований  

гналов к агрессии. В частности, он предположил, что люди (и даже предметы)  

гут становиться посылами для возникновения агрессии, если между ними и раз-  

ажением или наблюдаемым насилием и агрессией вообще устанавливается по-  

эрная ассоциативная связь. Коль скоро они приобрели такое значение, их при- .  

гствие может стимулировать или <вытаскивать на поверхность> агрессивные  

акции человека, который был рассержен или иным способом подготовил почву  

я агрессии. Короче говоря, такие посылы будут действовать на поведение анало-  

чно действию любых других посылов - они станут внешними детерминанта-  

1 агрессивного поведения. Подобные сигналы могут иметь самое различное про-  

хождение. Например, черная форма команд спортсменов-профессионалов ассо-  

:ируется с более агрессивной игрой, большим числом штрафов и зрительским  

сприятием большей агрессивности (РгапЬ ОЯоуЬ, 1988). Агрессивная рекла-  

также может изобиловать посылами к агрессии (Саргага, В1трепо, ОепШото,  

аттисап, Кепг1 Тгауа11а, 1987). В своих исследованиях Берковитц основное  

имание уделял индивидуальным характеристикам (например, именам) и ору-  

дю в качестве сигналов к агрессии. В этом разделе мы также обратимся к иссле-  

ваниям по влиянию масс-медиа на агрессию у взрослых.  

 

ИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ  

 

гобы выявить, как характеристики индивида, выступающие в качестве посылов к  

рессии, воздействуют на силу направленной на него атаки, Берковитц и его коЛ-  

ги провели ряд взаимосвязанных экспериментов (Веготг, 1965; ВеЛот  

геп, 1966; ВегЬотг КпигеЬ, 1969). Базовая процедура всех экспериментов  

стояла в следующем.  

Испытуемым сообщали, что они, разбившись на пары, будут участвовать в ЭКС-  

 

 

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ 175  

 

испытуемых - представить в письменном виде решение данной им задачи. В  

качестве стрессогенного фактора выступало то, что напарник (являющийся на  

самом деле ассистентом) должен был оценить решение испытуемого - нанести  

определенное количество ударов электротоком (от 1 до 10). По окончании зада-  

ния половина участников получала от ассистента один удар током (очень хоро-  

шая оценка), а остальные - семь (очень плохая оценка). Таким образом, одна  

половина испытуемых стала испытывать раздражение, в то время как чувства  

другой оставались нейтральными.  

 

На следующей стадии эксперимента испытуемые смотрели либо фильм, изоби-  

лующий агрессивными действиями (демонстрировалась жестокая схватка боксе-  

ров), либо фильм, где не было элементов агрессии (с захватывающими гонками).  

После просмотра участники менялись ролями - теперь настоящих испытуемых  

просили проверить и оценить решения, якобы сделанные ассистентом. Методы  

оценивания оставались прежними - определенное количество (от 1 до 10) уда-  

ров электротоком в зависимости от правильности решения задачи. Количество и  

длительность разрядов, назначаемых испытуемыми ассистенту, рассматривались  

как показатели агрессивности.  

 

Чтобы изменить силу посылов (в данном случае помощник экспериментатора),  

были предприняты попытки варьировать степень ассоциации ассистента с уви-  

денным в фильме насилием. Например, в первом эксперименте (ВегЬзтг, 1965)  

половине испытуемых ассистента представляли как студента колледжа, увлекаю-  

щегося боксом, для остальных он фигурировал как <студент, специализирующий-  

ся в филологии>. Исследователи считали, что первый вариант характеристики  

ассистента (боксер) вызовет ассоциации или установит связь между персоной  

ассистента и сценой боксерского поединка, усилив посылы к агрессии (разумеется,  

это касалось только испытуемых, смотревших фильм с демонстрацией агрессии).  

Предполагалось, что самую сильную агрессию ассистент вызовет у тех, кому он  

был представлен в качестве боксера, кого рассердил на предварительной стадии  

эксперимента, и у тех, кто посмотрел фильм о боксерском матче. Результаты под-  

твердили этот прогноз: по количеству и длительности разряды электрического  

тока, назначаемые ассистенту этими испытуемыми, превосходили аналогичные по-  

казатели в других вариантах эксперимента.  

 

В нескольких дополнительных экспериментах (Вегсо-г Оееп, 1966; Оееп  

Вег1сот1,2, 1966) исследователи сделали попытку усилить посылы к агрессии,  

установив связь между именем (а не специализацией) ассистента и увиденными  

на экране сценами насилия. Например, в эксперименте Берковитца и Джина  

(ВегЬотг Оееп, 1966) половине испытуемых ассистент был представлен как  

<Боб> Андерсон, а остальным - как <Кирк> Андерсон. Поскольку одним из  

главных героев фильма о боксе был актер Кирк Дуглас, имя <Кирк> (но не  

<Боб>) порождало ассоциацию между персоной ассистента, представленного под  

этим именем, и увиденным насилием. Как и ожидалось, испытуемые назначали  

ассистенту самое большое число ударов, когда были предварительно рассержены,  

посмотрели фильм со сценами насилия и считали, что помощника эксперимента-  

тора зовут Кирк Андерсон (см. табл. 5. 1).  

 

Рассматриваемые в комплексе с другими данными (ВегЬотг, 1974; Вегот  

Рго(11, 1979; ВеЛот КпигеЬ, 1969; Саг1воп, Магсиа-МеЬаИ М111ег, 1990),  

Результаты этих исследований подтверждают следующую точку зрения: на часто-  

 

)лица5. 1. Результаты эксперимента Берковитца и Джина (1966)  

 

Фильм со сценами насилияФильм огонках  

1 ассистентаНе рассерженныеРассерженныеНе рассерженныеРассерженные  

к1,45 1,734,55 6,091,64 1,544,00 4,18  

о данным Берковитца и Джина (ВеЛоЯг Оееп, 1966).  

амое большое количество ударов ассистенту назначали те, кто смотрел фильм со сценами агрес-  

[, был раздражен ассистентом и ассоциировал его имя с увиденным на экране насилием (то есть  

тал его <Кирком> Андерсоном).  

 

казанное число показывает среднее количество ударов электротоком, назначенных ассистенту




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 775
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь