Психология агрессии



35 страница


соответствии с соображениями, изложенными выше, предполагалось, что испыту-  

емые с высоким уровнем тревожности будут демонстрировать более низкий уро-  

вень агрессии, нежели испытуемые с низким уровнем тревожности. Как видно из  

РИС. 6. 2, этот прогноз отчасти подтвердился. На протяжении почти всего иссле-  

дования испытуемые с высоким уровнем тревожности выбирали для своего оп-  

понента менее мощные разряды электрического тока, чем лица с низким уровнем  

тревожности.  

 

Однако из рис. 6. 2 также видно, что это различие имело тенденцию с течени-  

ям времени сходить на нет, полностью исчезая на финальных этапах эксперимен-  

та. Следовательно, когда провокация постоянно усиливается, то даже индивиды с  

высоким уровнем тревожности постепенно начинают встречать агрессию контраг-  

рессией.  

 

Последний вывод подчеркивает важность того факта, о котором мы упоминали  

Ранее и с которым неоднократно встретимся еще в контексте данной проблемы: во  

многих случаях ситуационные факторы, похоже, способны затмевать даже яркие  

Индивидуальные наклонности. В результате, при определенных условиях, даже  

самые кроткие, самые мягкие в обычной жизни лица проявляют агрессивность, а  

 

 

 

Первый  

этап  

 

Второй Третий  

этап этап  

 

ЭТАПЫ ИСПЫТАНИЙ  

(по мере интенсификации провокационных действий)  

 

Четвертый  

этап  

 

Уровень тревоги  

-- Высокий  

-1- Низкий  

 

. 6. 2. Испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют по отношению к другим ннзхцл  

)вень агрессии до тех пор, пока не начинают испытывать раздражение от постоянных и вет)  

ливающихся провокаций со стороны этих лиц. (ОепдеппЬ, 1971)  

 

В то время как результаты исследования Денгеринка (ОепеппЬ, 1971) кажу>;  

вполне убедительными, они оставляют без ответа по крайней мере один важньй  

1рос: что сдерживает агрессию - общая диспозиционная тревожность или с>1  

1тивная, напрямую связанная с возможными событиями и их последствиямиц  

хоже, на снижение уровня агрессии влияет не генерализованная, или несвяза>  

1, тревога или тревога, вызванная не имеющими никакого отношения к делу мв("  

?ами (например, чьей-то внешностью или некомпетентностью), а тревожности  

>никшая из-за возможности быть наказанным или получить неодобрение со стО  

1Ы общества. Вопросы подобного типа часто возникают в связи с тем, что в свосИ  

:ледовании Денгеринк использовал личностную шкалу, которую считал скорее  

)собом оценки страха социального неодобрения, нежели генерализированное  

воги. Высокие баллы по этой шкале набрали лица, сообщившие о предпочтен>  

зического дискомфорта над социальным неодобрением. Учитывая это обстоят  

ьство, вполне возможно рассматривать результаты, полученные в исследо>  

1 Денгеринка, скорее, как выражение взаимосвязи между страхом получить  

ильное неодобрение и агрессией, а не как взаимосвязь между диспозициов  

вожностью и подобным поведением.  

 

Факты, относящиеся к этой проблеме, были собраны в нескольких после/  

х исследованиях. Дорски и Тэйлор (Погашу Тау1ог, 1972) пришли к выв  

мужчины, набравшие наибольшее или же наименьшее количество баллов  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР 195  

 

шкале генерализированной тревоги (шкала проявления тревожности Тэйлора),  

демонстрируют одинаковый уровень агрессии. Эти выводы наводят на мысль, что  

склонность к генерализированной, или несвязанной, тревоге не имеет тесной связи  

с агрессией. В качестве положительного момента следует отметить несколько  

исследований, сообщающих о том, что индивиды, отличающиеся друг от друга в  

своем стремлении к социальному одобрению (по оценкам шкалы социальной же-  

лательности Марлоу-Кроуна), действительно отличаются друг от друга в своих  

нападках на других (Сопп Сгопе, 1964; РЬтап, 1965; Тау1ог, 1970). Напри-  

мер, в ходе исследования Тэйлора (Тау1ог, 1971) было обнаружено, что люди,  

сильно жаждущие социального одобрения, демонстрируют более низкие уровни  

агрессии по отношению к оппоненту во время выполнения процедуры Тейлора на  

реакции, по сравнению с теми, кого не волнуют вопросы социального одобрения.  

Поскольку лица, заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к  

суждениям и критике со стороны других, подобные находки свидетельствуют о  

том, что тревога именно этого типа, а не генерализированная тревога как черта  

личности, тесно связана с агрессией.  

 

Следует обратить внимание на одну особенность результатов исследования  

Тэйлора. В то время как лица с высокой потребностью в социальном одобрении  

изначально проявляют более слабую агрессивность по отношению к своим оппо-  

нентам, нежели лица, не обеспокоенные оценкой своих действий со стороны дру-  

гих, эта разница постепенно исчезает, по мере того как участники обеих групп  

продолжают подвергаться все усиливающемуся провоцированию со стороны оп-  

понентов. Эти результаты полностью соответствуют полученным Денгеринком,  

вновь наводя на мысль, что даже сильные индивидуальные наклонности можно  

преодолеть или замаскировать мощными ситуационными силами.  

 

Вместе взятые, результаты, полученные Денгеринком, Дорски, Тэйлором и дру-  

гими, показывают, что тревога - особенно обеспокоенность социальным неодоб-  

рением - действительно имеет прямое отношение к агрессии. Очевидно, тревога  

о том, что скажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором  

агрессии, по крайней мере, в обстановке, когда сильные ситуационные факторы не  

в состоянии помешать подобной сдержанности.  

 

Предвзятая атрибуция враждебности:  

приписывание дурных намерений другим  

 

В главе 4 мы отмечали, что атрибуции относительно намерения других зачастую  

играют важную роль в агрессии. Когда люди считают, что непонятные действия  

ДРУГИХ вызваны дурными намерениями, они скорее всего отплатят им тем же, в  

отличие от ситуаций, когда они прекрасно понимают, что эти действия вызваны  

вершенно иными мотивами (Ваитеег, 5Ш1уе11 Утап, 1991; Ьпзоп  

и1е, 1986). Подобные случаи вызывают интерес к следующей личностной харак-  

еристике, которая может играть важную роль в агрессии, - тенденции приписы-  

ать враждебные намерения другим, даже если таких намерений нет и в помине.  

та тенденция известна как предвзятая атрибуция враждебности. Ее влияние  

доведение изучалось во многих работах последнего времени (Вое, РеЛЛ  

сС1а5Ьеу Вгоп, 1986; ЗапсШо, Р1ите, Напр, 1989).  

 

Наиболее убедительные результаты возможного воздействия этого фактора  

ЇЫли получены Доджем и его коллегами (Оо<Де, 1980; 0о(1е ЗотЬегй. 1987).  

 

,одж и Куайе (0о(1е Со4е, 1987) в целой серии работ рассмотрели возмож-  

гь того, что индивидуальные различия в предвзятой атрибуции влияют на  

шкновение или силу реактивной агрессии - агрессии в ответ на предше-  

ющую провокацию, но отнюдь не на проактивную агрессию, возникающую  

отсутствии провокации. На начальном этапе исследования мальчикам, раэ-  

енным учителями на три группы - группа <демонстрирующие реактивную  

гссию>, группа <демонстрирующие проактивную агрессию> и группа <прак-  

ески не демонстрирующие агрессию>, были показаны видеофильмы, в сюже-  

которых присутствовал акт провокации одного ребенка по отношению к  

тому (например, кинозарисовка о мальчике, разрушающем домик из куби-  

, построенный другим мальчиком). Подлинные намерения провоцирующего,  

ытые за внешними действиями, систематически менялись, так что сторонние  

ослые наблюдатели могли интерпретировать их то как явно враждебные, то  

просоциальные (желание оказать помощь). Иногда истинную суть намерен  

: не удавалось трактовать однозначно. Испытуемых затем просили объяснить  

овы были намерения актера в каждом отдельном случае. Как и ожидалось,  

 

нно члены группы с высокой реактивной агрессией воспринимали двусмыс-  

ные намерения актера как враждебные.  

В ходе дальнейшего исследования Додж и Куайе (0ос1е Со1е, 1987) прове-  

[и на практике гипотезу, согласно которой предвзятая атрибуция враждебности  

рямую связана с высоким уровнем сверхреактивной агрессии - тенденцией  

гировать мощным ответным <ударом> даже на самую слабую провокацию.  

я этого исследователями была разработана следующая процедура: на первом  

пе оценивали склонность испытуемых к ошибочному приписыванию другим  

.ждебных намерений, на втором - наблюдали за их поведением во время игрь<  

зугими детьми. Полученные результаты подкрепили главный прогноз: чем бо-  

высокий балл по шкале предвзятая атрибуция враждебности набирали учит  

ики эксперимента, тем с большей вероятностью демонстрировали они склон-  

тъ к проявлению сверхреактивной агрессии.  

Объектом данного исследования были исключительно дети, но уже дальней-  

е эксперименты разрабатывались среди испытуемых-подростков и взрослых.  

пример, в своем исследовании Додж, Прайс, Бахоровски и Ньюман (0ос1е,  

се, Вас1югоУ5Ь1 еVтап, 1990) изучали взаимосвязь склонности к предвзя-  

: атрибуции враждебности и агрессии в группе мальчиков-подростков, отсижи-  

зщих срок в тюрьме для несовершеннолетних. Они были осуждены за самые  

 

нообразные насильственные действия, включая убийства, нападения с целью  

(асилования, похищение детей и вооруженное нападение с целью грабежа. Ис-  

дователи предположили, что склонность к предвзятой атрибуции враждебное"  

у этих испытуемых будет коррелировать с количеством совершенных имя  

ступлений и баллом, выставленным обученными наблюдателями, по показатв  

склонность к реактивной агрессии (агрессия в ответ на провокацию). Была  

:же выдвинута гипотеза, что при отсутствии предшествующей провокации меж  

склонностью к предвзятой атрибуции враждебности и баллом, выставлея?-  

м наблюдателями, по показателю проактивная агрессия (агрессивное пове"  

1ие, осуществляемое с целью доминировать над другими или управлять имя)  

дмосвязь установлена не будет. Также предположили, что склонность к преД"  

(той атрибуции враждебности будет связана с показателем, оценивающим, я  

сой степени поведение испытуемого можно рассматривать как психопатоДО  

 

гию - как поведенческое расстройство по типу низкой социализации, характери-  

зующееся склонностью к физическому насилию и отсутствием социальных и эмо-  

циональных связей человека с другими членами общества. Однако склонность к  

предвзятой атрибуции враждебности не будет коррелировать с другой формой  

психопатологии - с расстройством поведения по типу сверхсоциализации. (При  

этом расстройстве люди ведут себя агрессивно на фоне положительных эмоцио-  

нальных связей с другими.)  

 

Как и в предшествующем исследовании, инструментом для оценки склонности  

испытуемых к предвзятой атрибуции враждебности была демонстрация киносю-  

жетов, суть которых сводилась к следующему: человек, движимый определенны-  

ми намерениями (враждебными, просоциальными или неоднозначными), совер-  

шает некое внешнее действие, направленное на другого. После просмотра каждой  

записи участники эксперимента определяли, намеревался ли актер совершить  

враждебный акт, либо он стремился принести пользу, либо его намерения были  

неоднозначны, либо все произошло случайно. О степени склонности к предвзятой  

атрибуции враждебности испытуемых можно было судить по частоте приписыва-  

ния ими враждебных намерений людям в ситуациях, когда большинство наблюда-  

телей посчитало бы, что таких намерений не было.  

 

Полученные результаты подтвердили все основные предположения. Склон-  

ность к предвзятой атрибуции враждебности имеет отношение к реактивной, а не  

к проактивной агрессии и напрямую связана с расстройством поведения именно  

по типу низкой социализации. Кроме того, чем выше у испытуемых склонность  

к предвзятой атрибуции враждебности, тем больше насильственных преступле-  

ний против других лиц они совершили. Данные о склонности к предвзятой атри-  

буции враждебности у испытуемых с низкосоциализированным поведением, со  

сверхсоциализированным поведением и с нормальным поведением представлены  

на рис. 6. 3. Мы видим, что склонность к предвзятой атрибуции враждебности у  

лиц с диагнозом <низкосоциализированное поведение> была вдвое выше, нежели  

у лиц без психопатологий.  

 

Результаты, полученные Доджем и многими другими исследователями, пока-  

зывают, что склонность к предвзятой атрибуции враждебности является важной  

личностной характеристикой, имеющей прямое отношение к агрессии. Было обна-  

ружено, что она связана с проявлением агрессии как у детей, так и у взрослых;  

как у лиц, страдающих от психологических расстройств, так и у вполне здоровых  

людей. Короче говоря, склонность приписывать недоброжелательность и дурные  

намерения другим лицам, даже если этого на самом деле нет, является важной  

чертой, которая может привести индивидов к более частым, чем обычно, агрессив-  

ным столкновениям с другими.  

 

Раздражительность и эмоциональная чувствительность:  

бурная реакция на провокацию  

 

Простое наблюдение показывает, что некоторые люди <заводятся с пол-оборо-  

та> - они с необычайной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые  

провокации. А можно ли измерить индивидуальные различия для этого случая?  

Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами (Саргага, 1983;  

Саргага Кепг1, 1981), показали, что от индивидуальных различий действительно  

зависят сила и вероятность проявления агрессии. Капрара разработал опросник  

 

Рис. 6. 3. Заключенные с поведенческим расстройством по типу низкой социализации проявляло  

более высокую атрибутивную предвзятость, чем лица с поведенческим расстройством по типу сверхт :  

социализации. Лица без всякого поведенческого расстройства проявляли самую низкую атрибута>-"  

ную предвзятость. (Оойде, Рпсе, ВасНопюзМ КВепмап, 1990)  

 

 

 

Расстройство  

поведения  

по типу низкой  

социализации  

 

Расстройство  

поведения  

по типу сверх-  

социализации  

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ГРУППА  

 

Расстройство  

поведения  

отсутствует  

 

для оценки двух личностных характеристик, имеющих отношение к рассматрива-  

емой проблеме и варьирующих от индивида к индивиду. Одна из этих черт -  

раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную 1  

провокацию), другая - эмоциональная чувствительность ("устойчивая тендер  

ция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испы-.  

гывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации [Саргага, 1983]). Воя-  

)осы, использованные для оценки обеих черт личности, изложены в табл. 6.1. 1  

 

Предположение о роли обеих упомянутых характеристик в открытой агрессий-  

1ашло свое подтверждение в исследованиях Капрары, Ренци, Алчини, ДИмперйб 1  

д Траваглиа (Саргага, Кепг1, А1с1т, В1трег4о Тгауа Иа, 1983). Эти исследою  

гели либо хвалили испытуемых, в числе которых были люди и с низким, и1  

1ысоким уровнем раздражительности и эмоциональной чувствительности (иа-  

1ример, им говорили: <В целом вы неплохо справились со своей задачей>), либо  

)угали (им говорили: <Вы выполнили свое задание хуже, чем можно было ожи"  

цать>). После установления обратной связи - положительной или отрицатель  

1ой - испытуемые получали возможность с помощью электрического разряд  

1родемонстрировать свою агрессию по отношению к другому человеку (который .,  

1а самом деле был помощником экспериментатора). Каждый раз, когда ассистеЯ 1  

ювершал ошибку при выполнении задания по определению экстрасенсорной пер 1  

1СПЦИИ (так оно называлось в инструкции), испытуемые должны были сами ва  

шачить мощность электрического разряда. В течение эксперимента помощнЯ  

№лал 15 ошибок, давая испытуемым, таким образом, возможность не раз проявит  

:вою агрессивность.  

 

Таблица 6. 1. Вопросы для оценки раздражительности  

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ  

У меня часто плохое настроение.  

В состоянии усталости я легко выхожу из себя.  

Мне кажется, я довольно обидчивый человек.  

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ  

Страх неудачи беспокоит меня больше, чем необходимо.  

Иногда я плачу без всякой причины.  

Я часто чувствую себя подавленным.  

 

Примечание: некоторые из вопросов для оценки раздражи-  

тельности и эмоциональной восприимчивости. (Саргма, Кепг1,  

А1ст, В1трепо ТгаиадНа, 1983)  

 

Результаты показали, что оба личностных фактора имеют отношение к агрес-  

сии. Что касается раздражительности - действительно, и мужчины и женщины,  

склонные к ней, выбирали для наказания помощника экспериментатора более




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 826
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь