De. S., Trux. Тёмные культы, проверка на вирусы сознания

Категория: Религия, Учения, Разное | Просмотров: 8635

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5. Уязвимость сознания и его защита 74
Действительно, если мы взглянем на проанализированный набор мемов, то обнаружим интересную особенность: в основном это идеалистические представления. Судите сами:
- мем принятия желаемого за действительное ставит субъективное идеальное желание выше действительности (как внешней, так и внутренней), подменяет одно другим;
- мем «имя отсылает к сущности» наделяет свойствами действительности идеальные имена;
- мем «личные ощущения всегда истинны» ставит субъективные ощущения выше объективной действительности;
- мем «мои ощущения меняют мир» наделяет субъективные ощущения силой непосредственного воздействия на материальный мир;
- мем «одни мои (или чужие) желания являются Волей Дьявола, другие — влиянием Бога и я умею отличать одно от другого» утверждает зависимость мышления индивида от идеальных сверхъестественных сущностей;
- мем «всё положительное в жизни — помощь дружественной сущности, всё негативное — козни враждебной» утверждает зависимость жизненных обстоятельств от тех же идеальных сверхъестественных сущностей;
- мемы дуализма явно отделяют идеальное (трансцендентная реальность, внутреннюю демоническую сущность) от материального и противопоставляют их, причём идеальное считается предпочтительной стороной в конфликте;
- мемы абстрактных целей объявляют чисто идеальные, оторванные от действительности конструкции целями жизни.
Мы можем констатировать, что одним из основных источников заражения вредоносными мемами является идеализм. Как только идеальное отрывается от материального, теряется возможность проверки этого идеального путём сопоставления с действительностью. А значит, теряется критичность по отношению к мему, теряется «ментальный иммунитет». В результате в сознание проникает целый комплекс мемов и человек теряет связь с реальностью и уходит в мир метафизических конструкций.
Ведь что такое любой мем? Это абстракция, одностороннее суждение, которое потому только и распространяется от одного человека к другому, что подходит к самым разным явлениям и ситуациям. Но конкретные явления и ситуации многогранны,
5. Уязвимость сознания и его защита
75
и односторонние суждения о них никак не могут быть истиной, а могут быть только полуправдой. «Если истина — абстрактна, то она — не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному», — говорил по этому поводу Гегель. Поэтому особенно актуальным представляется следующее утверждение Ричарда Броуди из книги «Психические вирусы» [12]:
Присвоить тому или иному мему ярлык «Истины» — значит сделать его неотъемлемой частью вашего «программного обеспечения», и устранить на корню вашу способность сознательно избирать свои собственные мемы. После того как некий авторитет укажет вам, что нечто «истинно» или «правильно» и что нечто вы «обязаны» делать, вы будете запрограммированы уже не в теории, а на практике. Но стоит вам осознать тот факт, что на свете существуют лишь полуистины — что истинность того или иного мема зависит от контекста, в котором он существует,— как у вас появится мощное оружие, с помощью которого вы сможете противостоять психическим вирусам и их программам.
В качестве другого фактора, способствующего заражению вредоносными мемами, можно указать на чувство собственной важности. Снова рассмотрим на примерах:
- мем принятия желаемого за действительное поддерживается раздутым ЧСВ, требующим, чтобы собственные желания индивида непременно сбывались;
- мем «личные ощущения всегда истинны» хорошо сочетается с ЧСВ, т. к. собственная важность подразумевает и важность собственных ощущений; предположение об их иллюзорности больно ударяет по ЧСВ;
- мем «мои ощущения меняют мир», опять же, придаёт особенный статус собственным ощущениям индивида, а значит и ему самому;
- мем «одни мои (или чужие) желания являются Волей Дьявола, другие — влиянием Бога и я умею отличать одно от другого» позволяет ЧСВ упиваться способностью якобы безошибочно определять, какие собственные и чужие желания правильные, а какие — нет;
76
5. Уязвимость сознания и его защита 76
- мем «всё положительное в жизни — помощь дружественной сущности, всё негативное — козни враждебной» снимает с индивида ответственность за неудачи, тем самым оберегая ЧСВ;
- мем «этот мир чужд и враждебен мне» прямо поддерживается ЧСВ, ведь из этого мема следует осознание себя особенным, избранным, да ещё и противостоящим целому миру;
- мем «человек—демон» позволяет ассоциировать себя с демоном и тем самым тешить ЧСВ;
- мем «истиной владеют только те, кто имеет такое же мировоззрение» провозглашает индивида членом избранной группы, обладающей монопольным правом на истину, мудрецом среди толпы инакомыслящих глупцов;
- мем «фанатизм — свидетельство подлинной причастности высшему» позволяет поддержать ЧСВ и почувствовать собственное величие от следования определённому шаблону поведения;
- мемы абстрактных целей нередко тоже могут заметно поддерживать ЧСВ, т. к. индивид осознают своё превосходство над другими по причине того, что у него особенные цели, не такие «приземлённые», как у других.
Раздутое ЧСВ проистекает из защитных механизмов Эго, в свою очередь чрезмерный уровень защиты Эго является признаком его слабости и непроработанности. Таким образом, можно говорить о том, что слабое Эго склонно с лёгкостью принимать приведённые контрпродуктивные мемы и интегрировать их в собственные защитные механизмы. Этим, во многом, и объясняется их заразность, а также трудности с избавлением от них.
Кроме того, хотя эта тема крайне обширна и сложна для рассмотрения, следует хотя бы в общих чертах отметить сходство некоторых разбираемых в этой статье мемов и психопатологических симптомов, а также ряда психологических защитных механизмов Эго, которые возникают в процессе адаптации человека к социуму1. Говоря о сходстве, мы ни в коем случае
1 Как отмечала Нэнси МакВильямс [16]:
Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: (1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством — тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; (2) сохранение самоуважения.
5. Уязвимость сознания и его защита
77
не хотим свести проявление вредоносных мемов к психиатрическим заболеваниям или наоборот — свести психические нарушения к заражению мемами. Надо полагать, взаимосвязь между структурой психики (включая её нарушения) и усвоенными мемами двусторонняя: структура психики определяет уровень восприимчивости к определённым мемам, глубину их возможного воздействия; усвоенные мемы, в свою очередь, направляют психическую деятельность в том или ином направлении, тем самым, постепенно изменяя структуру психики.
Стоит отметить, некоторые мемы, взятые сами по себе, в отрыве от общей картины, не дают однозначно психопатологической картины. Так, к примеру, мем «демон в теле человека», воспринимаемый метафорически (т. е. не переживаемый на уровне непосредственной реальности, в которой одна сущность внутри индивида борется с другой), может быть символическим описанием процесса герметической трансформации индивида на стадии нигредо в классической алхимии (с последующим слиянием при успешном завершении этой стадии) и не свидетельствовать о психопатологии. С другой стороны, такие мемы как « любит меня!», переживаемые всерьёз, не могут прижиться на какой-то иной основе, нежели примитивная психологическая защита.
Итак, сопоставим в первом приближении некоторые мемы с известными психоанализу симптомами психических нарушений и видами защитных механизмов:
- мемы «личные ощущения всегда истинны» и «принятие желаемого за действительное» — истерические черты, эгоцентризм;
- мем «мои ощущения меняют мир» — первичный эгоцентризм/ первичный нарциссизм1), «детское отрицание»;
- мем «одни мои (или чужие) желания являются Волей Дьявола, другие — влиянием Бога и я умею отличать одно от другого» —
1 На ранних стадиях когнитивного развития новорождённый воспринимает источник всех событий в некотором смысле как внутренний, он ещё не осознаёт, что контроль над происходящим находится вне его самого. На этой инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна. Более того, некоторый остаток этого инфантильного ощущения всемогущества сохраняется и у всех взрослых. Однако, у некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущего контроля и интерпретировать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима [16].
78
5. Уязвимость сознания и его защита 78
интроекция1, биполярное расстройство, циклотимия 2, бред влияния, инфляция Эго;
- мем «демон в теле человека» — расщепление Эго, диссоциация, психотические тенденции, компартментализация3;
- мем «всё положительное в жизни — помощь дружественной сущности, всё негативное — козни враждебной» — проекция и проективная идентификация4;
- мемы «разрушения основ мироздания», «этот мир чужд и враждебен мне» — мания и гипомания5, депрессия, эскапизм, синдром Котара (нигилистически-ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности), бред Сегла6, манихейский бред7;
1 «Процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведёт к примитивной идентификации со значимыми другими» [16].
2 Тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания [16].
3 Иначе говоря, раздельное мышление, — психологическая защита, близкая к диссоциативным процессам, чья функция состоит в том, чтобы разрешить двум конфликтующим состояниям сосуществовать без осознанной запутанности, вины, стыда или тревоги. Она состоит в том, что некто придерживается двух или более идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия. МакВильямс отмечает, что для непсихологически думающего наблюдателя раздельное мышление ничем не отличается от лицемерия [16].
4 «Процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Если для человека проекция является основным способом понимания мира и приспосабливания к жизни, можно говорить о параноидном характере» [16].
5 Психопатология, обусловленная использованием отрицания. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придаёт им психологическую незначимость. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания [16].
6 «Разновидность систематизированного бреда, главным образом парафренного, отличающегося своеобразием сюжета (больные утверждают, что они находятся в центре противоборства неких антагонистических сил). Позиция больных по отношению к враждебным силам остается пассивной» [10].
7 «Вариант бреда антагонистического, при котором речь идёт о противоборстве, в соответствии с концепцией манихеизма, двух руководящих миром и противостоящих друг другу сил —добра и зла, бога света и бога тьмы» [ ].
5. Уязвимость сознания и его защита
79
- мем «личность — ничто» — слияние (конфлюэнция1)
- мем « любит меня!» — примитивная идеализация2.
Как отмечалось выше, подобные мемы могут являться как катализаторами патологического склада мышления (в форме закрепления неадекватных защитных программ, оказывая сопротивление самоанализу), так и являться подходящей формой для уже имеющихся невротических и психопатологических склонностей, которая позволяет людям со слабой психикой находить свою социально-культурную нишу. Таким образом, особое внимание к этой группе мемов может стать необходимым условием проработки собственной психики, противодействия её деградации. Борьбу с этими мемами можно рассматривать как необходимую составную часть алхимической «очистки металлов».
Однако не все мемы используют для заражения сознания патологические механизмы-лазейки. Множество мемов закрепляются благодаря врождённым когнитивным механизмам. Существует множество таких механизмов, широкое представление о них можно получить из литературы по психологии развития, когнитивной и эволюционной психологии. Отметим в качестве примера несколько таковых.
Широко известна человеческая склонность видеть в «невероятных совпадениях» отголоски высшей телеологии или скрытого смысла. Этот феномен особенно ярко можно наблюдать у маленьких детей, которые считают, что «бог создал птиц, чтобы
1 Конфлюенция или слияние — ставшее хроническим у человека стирание границ между собой и окружением (например, полная идентификация с группой), утрата способности чувствовать, кто же он есть на самом деле и даже, существует ли он вообще. В результате человек становится не способен к контакту с окружением и контакту с самим собой. Такое поведение считается невротическим и относится к формам психологической защиты у невротика [9].
2 Остающаяся неизменной ещё с младенчества потребность противопоставить внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, добиться психологического слияния с этим сверхъестественным, способным обеспечить безопасность. Нередко побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом — естественное в этой ситуации лекарство. В целом, чем более зависим человек, тем более он склонен к идеализации [16].
80



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Закономерности психических систем
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Мария Гуляко. «Безумен и особо опасен» — стигматизация душевнобольных и мифы, транслируемые СМИ
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Георгий Почепцов. Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Приворот белой магии
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Приворот на мужчину на расстоянии
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Симбиоз; Symbiosis
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Почему люди хронически лгут
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Гадание по дате рождения
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Черная магия привороты
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Приворот на женщину
  • Эрих Фром говорил…
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Последствия отворота
  • Александр Конельский. Как мы мешаем своему успеху
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • К чему снится секс?
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь