Название: Юнг для начинающих Автор: Платаниа Джон Формат: pdf Размер: 23,3 Мб
В популярной форме, с обилием картинок, имеющих, как правило, юмористический характер, излагаются эпизоды биографии и основные положения из научного наследия швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга (1875—1961), которое сделало его одним из столпов современной психиатрии. Для широкого круга читателей.
СОДЕРЖАНИЕ ЮНГ. ЖИЗНЬ Предки по матери, по отцу святые и грешники…7 Юнг и Фрейд. Дружба и измена…16 Темная ночь в душе Юнга…32 Фрейд, Юнг и Холокост…38
ЮНГ. ТВОРЧЕСТВО Основания юнгианской психологии…48 Структура психики…53 Типы личности…58 Динамика архетипа…62 Юнгианская аналитическая психология…70 Психология религии…79 Философия алхимии…96 Психология искусства…106 Психология сексуальности…114 Комментарии из другого измерения…129
ПРИЛОЖЕНИЕ Примечания к главам…136 Глоссарий…140 Собрание сочинений К. Г Юнга…146 Указатель…147
|
Влияние Карла Густава Юнга еще никогда не было столь большим, как сегодня. "Интровертность" и "экстравертность" стали словами повседневного обихода. Большинство людей знакомы нынче с взаимосвязью "индивидуальной психологии" и "коллективного бессознательного". Многие из нас втайне интересовались собственным "невротическим комплексом". Роль темной "теневой" стороны жизни является темой исследования в наших попытках понять явную бесчеловечность человеческого рода. Все это и многое другое доносит до нас голос К. Г Юнга. Этот человек в большей степени, чем кто-либо другой, сумел показать, что психология и религия не только могут мирно сосуществовать, но и способны усиливать, вдохновлять, а возможно, даже дополнять друг друга, помогая нам при этом совершенствоваться самим.
Несмотря на свои монументальные достижения, Юнг по сегодняшний день остается противоречивой фигурой. Отношение к нему варьирует в широком диапазоне оценок: начиная от "волокиты", который, якобы, спал со своими пациентками, до ловкача, "промотавшего" состояние жены, и даже до утонченного "нарциссиста", который не смог справиться с "отрицательным трансфером на отца", который охватил его после разрыва с Зигмундом Фрейдом. Многие видные леди и джентльмены
смотрели на Юнга как на живого святого, современного пророка, сочинение которого о "Синхронистичности и человеческом сознании" столь же оригинально и гениально, как и вклад Эйнштейна в квантовую физику и в создание мерзкой бомбы. А кое-кто даже презирает Юнга, считая его "нацистским психоаналитиком третьего рейха". И самое удивительное, что все они совершенно правы. Бывг люди, настолько чертовски положительные, что нам остается только смотреть на них снизу вверх.
Юнг не был таким человеком.
ЭТО БЫЛ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК, СОВЕРШАВШИЙ ВЕЛИКИЕ ОШИБКИ.
^^Люблю 6еседовсть^ с мертвыми. Они настолько интереснее живых.
По-моему, я сейчас ^диссоциирую.
молюсь без радости, без надежды, без любви... Если Господь меня слышит,
почему же Он мне ^^ не отвечает? ^
ПРЕДКИ ПО МАТЕРИ,
ПО ОТЦУ, СВЯТЫЕ И ГРЕШНИКИ
Карл 1устав Юнг родился 26 июля 1875 Е В Кес- свиле, Швейцария. Он был сыном протестантского пастора, Иохана Пауля, сына профессора Карла Устава Юнга-старшего. Надо сказать, что мужчины этой семьи были глубоко религиозны.
Мать Юнга. Эмилия Юнг-Прайсверк. была истинной христианкой, женой и дочерью протестантских евангелических пасторов и в то же время спиритуалисткой или что-то вроде того. Она размышляла о призраках мертвых, она их видела и говорила с ними. Всю жизнь она провела. оседлав узкую пограничную полоску, отделяющую безумие и истерию от чисто психического и мистического.
Через несколько месяцев после рождения Юнга его родители переехали из Кессвиля на озеро Констанс, в Ляуфен Касл, над Рейнскими водопадами, ще поселились в доме священника. Впоследствии Юнг напишет об этом:
"Понять мое детство можно в терминах таинства. Наша семья жила в доме священника при церкви. Было при церкви и кладбище. При кладбище были могильщики, они выкапывали глубокие черные ямы. Потом приходили другие странные люди в черных сюртуках и укладывали принесенные большие черные ящики в землю. Женщины при этом плакали и причитали.
Мой отец объявил тогда: «Шсподь наш Иисус забрал почившего к себе».
Я НАЧАЛ СОМНЕВАТЬСЯ В ГОСПОДЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ".
"Мой отец был очень скверной рекламой религии: снаружи это была сплошная беда, хандра, печаль и депрессия, сплошная черная дыра, а внутри — море отчаяния. Так что можете себе представить, что в период развития моего самосознания он мало чем мог помочь мне.
Ну, а мама, с другой стороны, была несколько истерична и маниакальна. К тому же— истинная психически больная. Она уделяла мне много внимания. Это было мило. Меня это радовало.
К сожалению, матери, пока я был маленьким. часто приходилось ездить по разным санаториям. Она очень любила меня, но положиться на нее я не МОЕ
А отец? Он был чересчур поглощен собственным возвышенным отчаянием. чтобы беспокоиться из-за такого пустяка, как ребенок..."
Слышит ли меня Бог? Существует ли токая вещь, на к добродетель? Слова- то громкие, но что они все, в конце концов, означают?
Утрата веры не такая уж трагедия в наши дни. но когда это постигло папу Юнга, земля разверзлась у него под ногами, и ему не на что стало упереть ноги. Карл нередко вспоминал те дни. когда его преподобие Юнг метался в тоске, утратив Бога, к которому мог бы обратиться. Для молодого Юнга отцовская идея Бога была не слишком привлекательной, она супила ему мало надежды на утешение в этом мире. Юнг воспринимал религию как смесь антикатолицизма, страха, недоверия и смерти.
ЮНГ ПОСТУПАЕТ В БАЗЕЛЬСКУЮ ГИМНАЗИЮ ГОД: 1886 ВОЗРАСТ: 11 лет
Именно в ту пору мощное воображение начало заполнять молодой мир Юнга, делая его таинственным и неизвестным. В позднем возрасте, в 75 лет, он часто вспоминал сильное и глубокое воздействие этих великих мечтаний.
"Воображения моего детства ввели меня а таинство земли... Это было кок посвящение во мрак. Вот я в соду,
куда попал через отверстие в земле — через темную прямоугольную дыру, выложенную камнем...
С любопытством я заглянул туда, вниз. Со страхом и колебаниями я все же спустился... Там была занавеска, я ее отодвинул, и вот передо мною на королевском троне сидит нечто гигонтсное, все в коже и голое, а сверху нечто вроде круглой головы, но без лицо и волос.. А в темени этой головы — глаз, единственный глаз, глядящий, не моргая, кверху." (К. Г. Юнг)
Хотя Юнг не смог полностью реализоваться в этот период, он посвятил большую часть своей интеллектуальной и личной жизни пониманию символов и сновидений.
В 1895 г преподобный пастор Юнг, который перестал испытывать удовольствие от жизни, умер. Мать Юнга сказала сыну, что отец "для тебя умер вовремя" (такую реплику можно истолковать многообразно).
Мне не было еще 20 лет, когда мы с матерью переехали на старую мельницу в Боттинг.
Смерть старого преподобного пастора оставила его семейство почти что без гроша, но благодаря финансовой помощи дяди юный Карл смог продолжить свое образование (при крайне ограниченном бюджете). Юнс как и Фрейд до него, предпочитал жизнь исследователя жизни практикующего врача. Но, в конце концов, надо было чем-то зарабатывать на жизнь. Деньги или их отсутствие повлияли на его выбор — и вот он поступает в Базельский университет который оканчивал еще его дед.
Ребята, о ведь мы же еще не поразвлекались!
Л?
Изучение естественных наук, а потом -г-»- медицины ,в Базельском иое
Отрицательный аспект этой динамики лежит в ее переборе там. ще трансформированное состояние осознанного ведет от синтеза к дезинтеграции и хаосу Отрицательное состояние включает алкоголь и наркотическую зависимость, истерию, расстройства идентичности и ряд психозов.
Доктор Хилл разработал свои формулировки по четырем архетипам. чтобы получить психологию развития (творчество Юнга, с другой стороны, остановилось на систематической теории развития). Хилл подчеркивает динамизм, который порожден компенсаторным сдвигом от любого статического полюса через динамический к противоположному статическому Свой динамизм он схематизирует следующим образом:
ОГНЕННОЕ НАЧАЛО
МУЖСКОЕ НАЧАЛО МУЖСКОЕ НАЧАЛО
ВОДНОЕ НАЧАЛО
ЮНГИАНСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Этот динамизм описывает развитие индивида в понимании как Фрейда, так и Юнга. В этой формулировке их обоих мы видим, как дитя движется от неотдифференци- рованной матери в направлении отдельного индивида, достигающего зрелости и конечного уровня самовыражения. Это движение через дифференциацию, подразделение и интеграцию.
ИНДИВИДУАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ
Каждая эпоха в процессе психологического развития востребует периода инициации, начала.
Когда душа или психика движется от динамического мужского полюса героизма, здесь надо отметить "испытание костром", где мы обучаемся смене авторитетов.
Затем, двигаясь от идеали зированного полюса статического мужского, мы входим в период "водных начал", где мы превращаемся в нечто динамическое женское.
Наконец, мы возвращаемся к зеркальному полюсу статического женского, где мы начали нашу недифференцированную связь.
Природа материала сновидений, как всегда говорил Юнг, задает нам один и тот же вопрос: если эти образы и комплексы бессознательного являются чистым результатом подавленных и неприятных чувств из сознательной жизни, как предполагал Фрейд, то возможно, они являются независимой сущностью, унаследованной из эволюции человека, а не вовсе из хронологии жизни индивида. В своем конечном анализе этой проблемы Юнг вполне довольствовался тем, что большая часть содержания индивидуальных сновидений вырастает из коллективного или архетипиче- ского опыта. Он видел архетипический комплекс в повторении сновидений, фантазий, рассказов и мифов, а также в воспоминаниях нашей всеобщей человеческой истории.
Архетипические образы наших индивидуальных и коллективных мечтаний включают в себя: Я. тень, персону анима/анимус. самость. мать, отца, отрок/божественное дитя, девственница, герой. мудрый старец, трикстер-трюкач. андрогин и слияние.
Если в сновидениях проигрываются кошмары войны, то мы обращаемся к потерянному карандашу к комментариям о нашем отношении к природе или к обзору нашей личной жизни. Для Юнга не было сомнений в том. что сновидения имеют свою мудрость. Карл Юнг и его последователи считали, что сновидения есть пережитый опыт к которому надо прислушиваться и использовать его в нашей жизни, индивидуальной и коллективной (Зи- галлер и Бергер).