|
Платаниа Джон - Юнг для начинающихКатегория: Библиотека » Аналитическая психология | Просмотров: 9672
Формат: HTML
Язык: Русский Скачать по прямой ссылке
АССОЦИАЦИЯ. Спонтанный поток взаимосвязанных мыслей и образов вокруг особой идеи, определенный бессознательными связями. Ранняя работа Юнга в больнице Бургхольци по поводу словесных ассоциаций была использована Фрейдом в его термине "свободная ассоциация",
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Тот аспект реальности, который не присутствует в сознании. Он не расположен под уровнем сознания (не является подсознательным). но является буквально неизвестным. Но будучи неизвестным. бессознательное действует на индивида коллективно: мы выделяем общее бессознательное, которое воздействует на всю вселенную.
ВЕЧНЫЙ ОТРОК. Термин обозначает определенный тип мужчины, характеризующийся слишком долгой задержкой этапа подростковой психологии, в общем случае связанной с сильной бессознательной привязанностью к матери. Противоположностью является вечная дева "puella". привязанности которой остаются в сфере отца.
ВИДЫ АРХЕТИПА. Вслед за Хиллом мы здесь имеем в виду движение психики из крупных констелляций динамического анимус/анима сквозь полярности статического женского, динамического мужского, статического мужского и динамического женского.
ДУША К. Г. Юнг сказал: "Если душа представляет собою что-то. то это что-то должно быть
невообразимо сложным и многообразным, так что к нему невозможно приблизиться через простую психологию инстинкта. Мне остается с удивлением и страхом заглядывать в глубины и на высоты нашей психической природы. Ее непространственная вселенная содержит несказанное обилие образов, которые накапливались в течение миллионов лет развития жизни и зафиксировались в организме. Мое сознание подобно глазу, который проникает в предельно отдаленные места, но только психическое не-Я заполняет их непространственными образами. И эти образы не являются бледными тенями, это потрясающе мощные психические факторы. Рядом с этой картиной я хотел бы поместить изображение звездного ночного неба, ибо единственный эквивалент внутренней вселенной есть вселенная внешняя. И точно так же. как я достигаю этого мира посредством своего тела, так я достигаю того мира посредством своей психики".
ИНДИВИДУАЦИЯ. Осознанное понимание уникальной психологической реальности индивида, куца входят как силы, так и ограничения. Она ведет к опыту самости как регулирующего центра психики. Юнг говорил: "Я применяю термин «индивидуация» для обозначения процесса, в котором личность становится психологически неделимой единицей «целого»".
"Индивидуация" означает становление чего-то неделимым, и подобно тому как "индивидуальность" охватывает всю нашу внутреннюю несравненную уникальность, также индивидуация означает нашу цельную самость. Поэтому мы можем перевести термин индивидуация как "самореализация", становление самости.
"Но снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации смешивается с приходом Я в сознание и что Я последовательно идентифицируется с самостью, что естественно создает безнадежную концептуальную путаницу. а тогда индивидуация становится всего лишь эгоцентризмом и ауто- эротизмом. Самость содержит нечто бесконечно большее, чем простое Я... Это и собственная самость и самость всех других, и Я. Индивидуация не отрезает человека от мира, а собирает мир в человеке."
ИНТУИЦИЯ. Одна из четырех функций юнговской типологии. Она контрастирует с функцией ощущения и помогает Я знать через бессознательное (расположенное в мозолистом теле головного мозга, которое случайно у женщин крупнее, чем у мужчин).
ИНФЛЯЦИЯ. Состояние, в котором человек нереально повышает или завышает свою идентичность. Она означает регрессию сознания к бессознательному что типично происходит, когда Я накапливает слишком много бессознательного содержания о себе самом и теряет способность различения.
КОМПЛЕКС. Эмоционально заряженная группа идей и/или образов, в центре которой находится архетип или образ архетипа.
КОНСТЕЛЛЯЦИЯ. Когда имеется мощная эмоциональная и/или психическая реакция на какую-либо личность, ситуацию или на психосоциальную среду, "комплекс констеллируется" (активируется или запускается).
НЕВРОЗ. Состояние странного общения с собой, вызываемое конфликтом между инстинктивными влечениями и требованиями общества, между инфантильным упорством и стремлением к согласию. между коллективными и индивидуальными обязательствами. Невроз — это дорожный знак "стоп!" на неправильном повороте, вызов, который надо исцелить. Юнг: "Неспособность принять необходимое страдание... Невроз—это всегда замена закономерному страданию".
НУМИНОЗНЫЙ. Термин Рудольфа Отто ("Идея святого") для невыразимого. таинственного, пугающего, прямо испытываемого влияния божественного. По Юнгу, это "ощущение скрытого в тебе Бога".
ОЩУЩЕНИЕ. Одна из четырех функций психики, которую Юнг считает иррациональной наряду с интуицией, противопоставляя им рациональную пару "мышление—чувство".
ПЕРСОНА (по-латински — "актерская маска"). Социальная роль человека, вытекающая из ожиданий общества и раннего обучения личности. Сильное Я соотносится с внешним миром через гибкую персону Идентификация личности со специфической персоной (врач, ученый, чиновник и т.д.) тормозит психологическое развитие.
ПРОЕКЦИЯ. Процесс, в ходе которого неосознанное качество или характеристика человеком самого себя воспринимается другим объектом или лицом. Термин применяется как в отрицательном, так и в положительном смыслах.
ПСИХОАНАЛИЗ. Формальное исследование и приложение к идее Фрейда о функции и эволюции сознательного и бессознательного процессов в психике посредством управления динамикой трансфера от пациента на аналитика.
САМОСТЬ. Архетип цельности и регулирующий центр личности. Он ощущается как трансперсональная сила (сила, превышающая самость), которая транцендирует Эго. т.е. Бог
СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ. Термин изобретен Юнгом для обозначения осмысленного совпадения или эквивалентности следующих моментов: а) психического и физического состояния или события, не имеющих причинной связи между собой. Подобные синхронистические явления происходят например, когда ощущаемое внутри событие (сновидение, видение, предчувствие и тд.) вдруг совпадают с внешней реальностью: предчувствие "сбылось"; б) термин обозначает сходные или идентичные мысли, сновидения и тд., происходящие одновременно в разных местах. Совпадения типов "а" и "б" причинностью объяснить нельзя, но, по-видимому. они первично связаны с активированными архетипическими процессами в бессознательном.
СНОВИДЕНИЕ. К. Г. Юнг: "Сновидение — это маленькая спрятанная дверка в самые глубокие и тайные пещеры души, открытые в ту космическую ночь, которая была душой задолго до появления сознательного Я и которая так и останется душой вне зависимости от того, как далеко зайдет наше сознательное Я... Сновидение приходит из всеобъемлющих шубин при всей своей детскости, гротескности и аморальности... Сновидения не яатяются ни свободными, ни навязанными продуктами, это природные явления, они есть то. что они есть, ни более, ни менее. Они не вводят в заблуждение, они не лгут они не искажают и не маскируют. они наивно объявляют о своем существовании и о том. что они означают".
МУДРЫЙ СТАРЕЦ (Senex). Термин применяется для обозначения преимуществ, которые несет с собой поздний возраст для хорошо сбалансированных личностных функций и работает внутри полярного противопоставления Старец/Отрок.
ТЕНЬ. Бессознательная часть личности, характеризуемая чертами и позициями, отрицательными или положительными, которые сознательное Я стремится изгнать или игнорировать. Низшая часть личности, сумма личных и коллективных психических элементов, которые ввиду своей несовместимости с избранной человеком сознательной позиции не допускаются им к проявлению в жизни, а поэтому сливаются в сравнительно автономную "расщепленную" личность с противоположными тен
денциями в бессознательном. Тень компенсаторно прорывается в сознательный мир, а эффект такого прорыва может быть как положительным, так и отрицательным. В сновидениях образ тени всегда того же пола, что и пол сновидца.
Psychiatric Studies (1902—1906)
Experimental Researches (1904—1910)
The Psychogenesis of Mental Desease (1907-1914: 1919-1958)
Freud and Psychoanalysis (1906—1914; 1916-1930)
Symbols of Transformation (1911—1912: 1952)
Psychological TVpes (1921)
1vo Essays on Analytical Psychology (1912-1928)
The Structure and Dynamics of the Psyche (1916-1952)
The Archetypes and the Collective Unconscious (1934—1955)
Aion: Researches into the Phenomenology of the Self (1951)
Civilization in TYansition (1918—1959)
Psychology and Religion: West and East (1932-1952)
Psychology and Alchemy (1936—1944)
Alchemical Studies (1929—1945)
Mysterium Conjunctions (1955—1956)
The Spirit in Man, Art. and Literature (1929-1941)
The Practice of Psychotherapy (1921-1951)
The Development of Personality (1910: 1925-1943)
The Symbolic Life: Miscellaneous Writings General Bibliografy of C. G.Jung's Writings General Index to the Collected Works
Абрахам. Карл 43 Адлер. Альфред 27—29 алхимия 37, 140
анализ (лечение) 76—79. 82. 104—105, 126,
аналитическая психология (юнгианская) 38-39, 140
в противоположность фрейдовской 48—52 андрогин 124—127 анимус/анима 63, 77. 120, 122. 140 антисемитизм 40—48 Антихрист 84
арийская психология 106—113 архетипы 62—63. 73. 141. 144 ассоциация (словесная) 20. 141 атавистические психологические черты 108
Базельский университет 11 бессознательное 16. 46 Бинсвангер 30
бисексуальность 30, 115—122, 124—125 Блейлер, Эйген 17—20. 32 Бог 79-80. 85—87
и женщина 86—87 больница Бургхольци 17—20, 106 Брейер. Йосиф 115 Бриге, Кэтрин 60 Бриге-Майерс. Изабель 60 Будда 132
вечный отрок 65. 144 Вильгельм, Ричард 96 водное начало 69. 71 Вольф. Тони 22, 32 восточная духовность 88—92 восточная мысль 88—95
германский национализм 40 и психоанализ 38—43 гностицизм 37. 85—87
двойственность 83—84
дева 77
динамическое женское 68. 69. 71
положительное, отрицательное 68
динамическое мужское 66, 69, 71
положительное, отрицательное 66
дифференциация 70 дракон 100—101 духовное развитие 82. 88—92 душа 145
женское 63—69. 120 жизнь
значение 132 стадии 52
зеркальный образ 88 Зильберер. ГЪрберт 96 Зингер. Джун 118. 120. 127 зло 84
Институт Юнга в Цюрихе 110
-г-*""" S>> йога 90—91
Каптейн. Ольга Фробе 74 коллективное бессознательное 55—56, 62— 63. 72-73. 109 комплекс 20. 141 отца 67 Эдипа 16 констелляция 34. 141
либидинозная энергия (по Юнгу) 57 либидо (по Фрейду) 27. 29. 57 личностные типы (юнгианские) 27—28. 58-59
личность, четыре функции 59—61 мандала 101
Мария. Богоматерь 86—87 материнский комплекс 65 Медер (психоаналитик) 43 Меркурий 99 месса (католическая) 92 Мефистофель 83—84 модели архетипов 144 мужское 63—69. 120
национал-социализм (нацизм) 40—48 невроз 82. 130. 143 НЛО 129
Нойман. Эрих 64, 113 нуминозный 80. 143
огненное начало 69, 71 озеро Боллинген 33
персона 63. 76. 144
Пикассо. Пабло 45
половые роли 63—64, 114, 121—122
права женщин 121
Прейсверк. Хелен 15
причинность 93
проекция 144
психика, структура (юнгианская) 53—57, 75 психоанализ (фрейдовский) 38—39 нацистские гонения 40—45 психоаналитическое движение, начало 16—20, 26 психоантропология 29 психоз 106—113
лечение 50—52 психологическое развитие 70—71 психология искусства 106—113 развития 69
развитие
духовное 82. 88—92 психологическое 70—71
Райх. Вильгельм 41 Раушенбах. Эмма (жена) 12—14, 22-24. 33. 95
рациональные и иррациональные функции 59. 61
религиозная внутренняя жизнь 79-82 религия
история 81 психология 79—95 римский католицизм 86—87. 92 ртутная ванна 104
самость 144
сексуальная ориентация 125 сексуальность 50—52. 114—127 синхронистичность 93. 146 смерть 131—132
сновидения 72—74, 142 сознательное 141 статическое женское 65, 69. 71
позитивное, негативное 65 статическое мужское 67, 69. 71
позитивное, негативное 67 страдание 82 судьба 130
тень 76. 145
теория филогенетического наследования 108—109 трансфер 49
Троица (христианская) 85 Уиллрайт. Йозеф 60
Указатель типологии личности. Майерс-Бригс 60—61
Ференци, Шандор 43 Флисс. Вильгельм 115—119 Франц фон. Мария-Луиза 102 Фрейд. Анна 47
Фрейд, Зигмунд 16. 106. 108-109, 114—121 и начало психоанализа 16—19 и Юнг 21-32. 38-47, 50 функция интуиции 59—61, 143 функция мышления 59—61 функция ощущения 59—61, 145 функция чувства 59—69. 120
хаос (из восточной духовности) 92 христианство 39, 81. 82. 94—96 Христос 83—84 хтоническое 104
"Цветник философов" 103
четверичность мандаты 81 четвертая сила 85
Шарко. Ж. М. 17 Шива 128
Шпильрейн. Сабина 23—25. 47
Эббингауз (психолог) 107 Эго-психология 51 экстраверсия 28, 58 эмбриональное развитие 118 энантиодромия 88 Эранос 74
Юнг. Карл [устав
влияние и репутация 5—6. .132—134 глава психоаналитического движения 26—32 докторская диссертация 15 женитьба и семья 12—14 и женщины 15. 22—25 и Фрейд 21-32. 38-47. 50 кризис в связи с разрывом с Фрейдом 32—33 личностная психология 33—34 нацизм и антисемитизм 42-^48 образование и обучение 11. 17—20 период экспериментов над собой 35—37 последние работы 133 религиозные верования 8—11. 80 рождение и воспитание 7—11 смерть и эпитафия 133 фантазии 10 Юнг Иоганн Пауль (отец) 7—11 Юнг. Карл fycraB (дедушка) 7 Юнг-Прейсверк. Эмилия (мать) 7—9
Я 142
наблюдающее 54 сознательное 53—54
Научно-популярное издание
Джон ПЛАТАНИА (текст), Джо ЛИ (иллюстрации)
ЮНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Перевёл с английского В. Ф. Круглянский
Художник обложки М. В. Драко Компьютерная вёрстка — К. Г. Страусов Корректоры О. Э. Евневич, Ю. П. Ярошевич
Подписано в печать 1.12.97. Формат 84*108/32. Печать офсетная. Гарнитура «Bookman». Бумага газетная. Объём 5,0 печ.1 л. Тираж 11000 экз. Заказ 2579.
ООО «Попурри». Лицензия ЛВ № 473 от 30.04.93. Республика Беларусь. 220033, Минск, ул. П.Глебки, 12.
При участии ООО «Харвест». Лицензия ЛВ № 32 от 27.08.97. Республика Беларусь, 220013, Минск, ул. Я. Коласа, 35. к. 305.
Качество печати соответствует качеству представленных заказчиком диапозитивов.
Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика в типографии издательства «Белорусский Дом печати». Республика Беларусь, 220013, г. Минск, пр. Ф. Скорины, 79.
юнг
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Карл Густав Юнг соединил восточный мистицизм с западной психиатрией, придал научную респектабельность религии, заложил основы «новой эпохи» и является вторым после Фрейда психологом. Вот почему есть люди, считающие его гением-пророком.
Но зато другие люди...
Будем рассуждать так: есть люди настолько хорошие, что нам остается только любоваться ими, причем снизу вверх. Юнг таким не был. Он был великим человеком, который совершал великие ошибки. Двумя самыми славными (или бесславными, как посмотреть) событиями в жизни Юнга были его разрыв с Фрейдом и сотрудничество с нацистами. Большинство книг о Юнге преуменьшают его нацистский период. Автор этой книги, аналитик юнгианской школы Джон Платаниа полагает, что нацизм Юнга слишком отвратительное явление, чтобы игнорировать его, и рассказывает все, как было.
Затем доктор Платаниа делает обзор творчества этого человека, которое сделало его одним из «столпов» современной психиатрии. И какое же это было творчество! Кругозор Юнга был поразительным! Где бы он ни бывал, в Калькутте, Египте, Палестине или Кении, он успевал научиться хоть чему-нибудь, расширяющему его знания. Его открытая психиатрия вобрала в себя йогу, медитацию, молитву, алхимию, мифологию, нумерологию, астрологию, и-цзин и даже летающие тарелки! Он открыл для нас то, что психология и религия могут не только мирно сосуществовать, но способны вдохновлять и побуждать нас самосовершенствоваться.
Фрейд при всем своем блеске подавлял нас до того, что мы представали перед ним существами чуть покрупнее гормонов, хотя и с высоким IQ. Юнг при всей своей запятнанности ,д( вернул нам наши бессмертные души.
«ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛНОТА ЖИЗНИ НАУЧИЛА МЕНЯ НЕ ОТБРАСЫВАТЬ НИЧЕГО И НИКОГДА!»
Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|