|
Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37611
Автор: Батаршев А. В.
Название: Диагностика способности к общению. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Для межгруппового взаимодействия чрезвычайно важно понимание психологических механизмов агрессивного поведения, механизмов подавления и сдерживания в различных социальных условиях. Одним из механизмов агрессивного поведения является авторитарность личности. Т. Адорно в 1950-х годах исследовал проблему авторитарности личности. Им была дана характеристика авторитарной личности (стереотипное мышление; приверженность ценностям среднего класса; вера в моральную чистоту собственной расы; преувели-
34 ■ Гллм 2. Психология общения усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и выявлять такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерения его участников. К особому виду невербальной коммуникации следует отнести ми- мико-жестовую речь. Это актсра занимаемых каждым из них позиций. Таким образом, трансакцнонный анализ представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на своеобразном подставлении о структуре человеческой психики, состоящей из трех основных элементов: 1) чувства и желания детей (Ребенок): нормы поведения. традиции родителей (Родитель); самостоятельное восприятие мира субъектом (Взрослый). Э. Берн здесь фактически опирается на традиционный психоанализ, и отнесение его концепции к структурированному подходу в решении проблем социального взаимодействия является чисто условным. Ценность трансакцнонного анализа заключается в том, что он позволяет находить скрытый смысл межличностных воздействий, распознавать мотивы собственных действий, поступков своих близких и партнеров по общению. В отечественной психологической науке этой проблемой долго не занимались. В последнее время известны лишь работы IO. С. Крижанской, Г. П. Третьякова, П. И. Ершова и др. Дсятельиостный подход. Приоритет в исследовании межгруппового взаимодействия в данном подходе принадлежит отечественным исследователям (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. С. Л. Рубинштейн и их последователи Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.). В основе данного подхода лежит представление о том. что в любой реальной развитой группе межличностные отношения опосредуются содер- Межличиостиая перцепция (Восприя»ие людьии дх»уг друга) ■ 39 жаписм. целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. • « • Люди вступают в бесконечное множество видов деятельности. Однако все эти виды могут быть разделены на два тина: кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, это координация. упорядочивание, комбинирование, сложение усилий каждого из участников совместной деятельности. Экспериментальные исследования в обласгн кооперации сводятся в основном к анализу вклада участников взаимодействия и степени включенности их в это взаимодействие. Конкуренция это соперничество, борьба за достижение паи лучших результатов на каком-либо поприще (например, борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли и т. и.). Здесь чаще всего возникают конфликтные ситуации. Основные исследования здесь сосредоточены на проблемах предотвращения и п|>едуиреждёння конфликтов. Частным видом конкуренции является соревнование. Это форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга в какой-либо области (спортивной, учебной п т. п.). Успех в совместной деятельности во многом зависит от того, как формируется образ партнера по общению, каково их взаимопонимание. Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотри ню проблемы социальной перцепции. Межличностная перцепция (Восприятие людьми друг друга) Перцептивная сторона общения При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае тсрмнп-нонятис «социальная перцепция» сужается, отождествляется с межличностным восприятием. И данной работе за основу принято это, более узкое значение понятии о перцептивной стороне общения. Выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев и В. Н. Мя- сищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения: 1) познание людьми друг друга; 2) эмоциональное отношение их друг к другу; 3) взаимопонимание партнеров по общению. Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.). Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, по и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е. то, каким вас видит партнер по общению (см. п. «Психологическая структура общения). Следует подчеркнуть существенную разницу между познанием мира, природы и познанием человека человеком. Если познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т. е. субъекта познания), то познание и понимание людьми друг друга происходит па основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Более того, это взаимопонимание может качественно изменяться. Скажем, если цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому, чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мотивы), то это — одно. И совсем другое дело, когда цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию не только поняты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом случае согласуются действия, проявляются симпатии, возникает любовь... В обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого индивида, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могут возникнуть или которые возникали в прошлом в аналогичных ситуациях. Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия. Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя па место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|