Батаршев А. В. Диагностика способности к общению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 37609

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого
человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определен-
40 ■ Годе 2. Психология общения
Выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев п В. Н. Мя- сищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения:
1) познание людьми друг друга;
2) эмоциональное отношение их друг к другу;
3) взаимопонимание партнеров но общению.
Развитие этих теоретических позиции но проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бода&ев, Г. М. Андреева. А. В. Петровский и др.).
Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении. Па основе восприятии человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей и совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я"), г. е. то. каким вас видит партнер по общению (см. и. «Психологическая структура общения).
Следует подчеркнуть существенную разницу между познанием мира, природы и познанием человека человеком. Бели познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т. е. субъекта познания), то познание и понимание людьми друг друга П|к>исходнт на основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров но взаимодействию. Более того, это взаимопонимание может качественно изменяться. Скажем, если цели, мотивы, установ- кн партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому. чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мотивы), то это — одно. И совсем другое дело, когда цели, мотивы, установки партнера но взаимодействию не только поняты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом случае согласуются действия, проявляются симпатии, возникает любовь...
Кежличиосгмдя перчелции (Восприятие людьми яру» Друг*) ■ 41
В обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого индивида, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могут возникнуть или которые возникали в прошлом в аналогичных ситуациях.
Механизмы восприятия человека человеком
и взаимопонимание в процессе общения
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении Себя значимому другому. Здесь значимый другой - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.
Следует различать понятия «идентификация» и *референтность>. Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру но общению, т. е. уподобление значимому другому. то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношении может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). II в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта рсфс|>снтности (группы, отдельного человека).
Понятие «идентификация» но своему содержанию близко к понятию «эмпагня».
Эмпатия это постижение эмоциональных состояний другого человека в рме сопереживания. Механизм эмпатии в определен-
ной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные
отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г. М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426). Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при
формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12). Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на
пути познания и т. д.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени па восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Бороздина Г.В. Психология делового общения
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Березуцкая Ю.П. Психология делового общения.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Урбанович А. А. - Психология управления. Учебное пособие.
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Михайлиной Г.И. Управление персоналом. Под редакцией
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Столяренко Л.Д. Психология управления
  • Панфилова А.П. Психология общения
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Урбанович А.А. Психология управления
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Д. Майерс Социальная психология
  • Александр Федоров. Французские фильмы о школе и вузе. — А. Федоров
  • Под ред. Кузищина В.И. История Древней Греции
  • Карлин Е. А. Психотерапия как особая форма общения
  • Шапарь В.Б. Занимательная психология
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Куприянова Елена Викторовна. «Использование игровых технологий для развития диалогического общения старших дошкольников»
  • Дильтей Вильгельм - Описательная психология
  • Нина Зверева. Правила делового общения
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Будак А.Б., Щедрин Б.М. Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Петровский Вадим, Петровский Артур. Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Перспективный план по проведению занятий - Уроки добра
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Кравчук Д.Н. и др. Сборник задач по математике с решениями
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Еловская Людмила Юрьевна. Педагогическое кредо Еловская Людмила Юрьевна
  • Миникес Л. Искусство делового общения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь