|
Уоррен Штейнберг 'Конфликты связанные с мужской идентичностью'Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 5945Гневные мысли о женщинах также усиливают тревожность этих мужчин, связанную с возможностью их гомосексуальности. В их представлении обесценивание женщин означает ненависть к женщинам вообще, что, как они считают, доказывает существующее у них истинное желание находиться исключительно в мужском обществе. Например, Сэм относился к своему предыдущему аналитику-женщине с тем сдержанным пренебрежением, которое он испытывал по отношению к унижаемым им в прошлом женщинам. По словам Сэма, аналитик приходила в бешенство от такого его поведения, которое ее унижало, и насмехалась над его мужественностью, уверяя, что в действительности его поведение свидетельствует о защите от гомосексуального влечения. Ее мстительная агрессия привела Сэма в ужас и вызвала его гомоэротическую тревожность, которая появилась не только из-за раздраженных реплик аналитика по поводу его страха гомосексуальности, но и потому, что страх перед ней Сэма для него означал, что он не имеет над женщинами такой власти, какую имел его авторитарный отец, и поэтому он должен быть гомосексуалистом. Я попытаюсь объяснить замеченную мной связь между жесткой мужской социально-половой ролью, обесцениванием женственности и гомоэротической тревожностью. Юнг полагал, что основная мотивация психики заключается в стремлении к целостности и соединению противоположностей. Одним из проявлений этого стремления является потребность в соединении мужских и женских элементов личности. Юнг считал, что мужчина может реально достичь символической цели такого соединения только в случае, если все характерные элементы, существующие в бессознательном потенциале анимы, будут интегрированы с эго. Но как это возможно, если все, что ассоциируется с женским началом, было обесценено и отвергнуто вследствие жесткого и одностороннего взгляда на мужское начало? До этого момента в своем обсуждении я рассматривал аниму в качестве символа существующего в мужчине неразвившегося потенциала, сохраняющего все аспекты целостной личности, которую мужчина не может признать или развивать вследствие ограничений, налагаемых на него социально-половой идентичностью. Но в качестве архетипа анима представляет собой гораздо больше, чем просто структуру, сохраняющую неразвившееся содержание. Она несет в себе телеологически ориентированную динамику, что означает наличие у анимы инстинктивной цели. Юнг идет еще дальше, советуя признать аниму автономной личностью, обладающей своей собственной волей. Если мы предположим, что цель анимы заключается в сохранении стремления психики к целостности, то следует ожидать, что все связанные с анимой неразвившиеся качества будут стремиться к соединению с мужским эго-сознанием. В идеале человеку следует хотеть, чтобы эта целостность стала интрапсихическим феноменом, переживанием, в котором мужское эго приходит к осознанию всех символизируемых анимой качеств, вбирает их в себя и развивает их. Так или иначе, если ограничения, навязанные жесткой социально-половой идентификацией, фрустрируют стремление анимы к достижению единения, вполне вероятно, анима может найти удовлетворение своих потребностей в соединении с маскулинностью где угодно, не исключая возможной привлекательности для нее другого мужчины. Поскольку констеллированным комплексам и архетипам свойственны особые телесные и чувственные ощущения. Человек должен переживать и физическое, и психологическое притяжение. Психологически наивный человек воспринимает только само взаимодействие мужчина-мужчина, но в действительности психологическая динамика будет опосредована внутренней феминностью и внешней маскулинностью - телеологическим стремлением к целостности, символизируемым единением мужского и женского начала. Я проиллюстрирую это на примере. На третий год терапии Сэму приснился сон, в котором появился полуузнаваемый образ молодой женщины, отвергаемой Сэмом в предыдущих снах, которая проявляла заинтересованность в другом мужчине. Сэм проснулся, полный тревоги в отношении своей гомосексуальности. На следующей терапевтической сессии Сэм сказал, что другой мужчина в сновидении был его другом, по отношению к которому у него появились эротические чувства. Сэм отметил изнеженность этого мужчины, означавшую, что Сэм был уязвим, открыт в своих чувствах и с уважением относился к своей подруге. Затем Сэм вызвал в активном воображении этот женский образ из своего сна, и вместо того, чтобы его отвергать, как это происходило в сновидении, вступил с ним в контакт. Между ними возник диалог, суть которого заключалась в том, что женщина сказала Сэму, что им обоим нужно расти, а они могут это сделать, только сохранив между собой отношения. Если Сэм отказывается с ней сблизиться, тогда она найдет другого мужчину, поскольку ей необходимо развиваться. Спокойно поразмышляв над тем, что узнал, Сэм понял, что влечение к своему другу было вовсе не его, а ее. По сути дела, Сэм просто идентифицировался с аффектом, который существовал в общем физиологическом и психологическом доме, который он делил со своей анимой. Спустя некоторое время у Сэма возникло некое фантастическое видение, в котором у него возникло переживание несущегося вихрем, кружащегося сгустка энергии, которая, - он это точно знал, - представляла из себя сущность женственности. Эта энергия наполнила его такой глубокой и опустошающей болью, что он отчаялся когда-нибудь ее исчерпать. Она стала неотъемлемой частью его бытия. Другой вихрь энергии последовал за первым, целиком заполняя Сэма. Сэм знал, что в нем заключена сущность мужского начала. Затем пришло интуитивное осознание, что движущей силой его гомоэротических страхов является потребность в том, чтобы женское начало было наполнено и дополнено мужским, и эта потребность ранее игнорировалась односторонней идентификацией с ограниченной и жесткой маскулинной точкой зрения, обесценивающей феминность. Нуминозное переживание являлось проекцией того, что Юнг называл божественным syzygy (расположение планет, при котором Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии), то есть тенденцией к совместному существованию мужских и женских образов. Оно давало исцеляющий эффект и привело Сэма к успешным попыткам изменить свою установку к женщинам в межличностных отношениях, а также в отношениях со своей внутренней женщиной. Шаг за шагом, вместе с ослаблением жесткой социально-половой идентичности и дифференциацией и интеграцией с анимой Сэм ощутил снижение своей гомоэротической тревожности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|