Уоррен Штейнберг 'Конфликты связанные с мужской идентичностью'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 5947



Таким образом, если биология несет ответственность за преобладание агрессии у мужчин, найдет ли она, эта агрессия, свое выражение, и если - да, то образ ее выражения в подавляющем большинстве случаев зависит от личной и истории и культурного контекста. Родители могут общаться с мальчиком так, чтобы подавить его агрессию, а с девочкой так, чтобы ее усилить. В некоторых сообществах, например в племени чамбули (Новая Гвинея), живут агрессивные женщины и пассивные мужчины3.

Означает ли все сказанное выше, что между мужчинами и женщинами нет никакой разницы, кроме заданной культурой социально-половой роли? Я думаю, что дело вовсе не в этом. Поскольку энергии, которые здесь проявляются, являются универсальными, я полагаю, что их переживание различается вследствие того, что между женщинами и мужчинами существуют биологические различия. Так как биология мужчины не обязательно делает его напористым и уверенным в себе, а женщину - восприимчивой, соответствующая анатомия создает им особое переживание агрессивности и восприимчивости. Я не верю, что мужчины когда-нибудь начнут ощущать проникновение в себя так, как ощущают его женщины. И точно так же, то количество андрогина, в котором купается мозг плода мужского пола, даст мужчине качественно иное переживание агрессии, чем женщине. Однако возможность проявления агрессивности, открытия проникновению, установления близости, независимости, пассивности или автономии является общечеловеческой и характерной для обоих.

А теперь я перейду к рассмотрению исключительно мужской психологии.

Несмотря на то, что братья, сестры, товарищи и другие взрослые могут оказывать значительное влияние на развитие социально-половой роли ребенка, самой значимой фигурой для мальчика является его отец. Будет ли мальчик чувствовать себя свободно или использовать свою социально-половую роль в целях защиты, в первую очередь зависит от того, кто его отец и какие отношения существуют между ними. Исключая те случаи, когда в семье отсутствует отец, мать всегда остается для мальчика менее важной, чем отец, когда речь идет о развитии мужской социально-половой роли4.

Идентификация мальчика с. маскулинностью его отца также может быть и развивающей, и защитной.

Основой развивающей идентификации являются заботливые отношения родителя к ребенку, которые мотивируют последнего к воспроизведению частичек любимого родителя. Защитная идентификация, напротив, не основывается на любви и нежности, а в точности напоминает идентификацию с агрессором. Человек может снизить свою тревожность, просто став похожим на того, перед кем он испытывает страх.

Исследования показывают: маскулинное начало мужчины будет основываться на защитной или на развивающей идентификации, и это зависит от воспитания родителя и его участия в определении ограничений и принятии решений5. Отцовское воспитание связано с чуткой, внимательной поддержкой своего ребенка. В таком случае оно приводит к развивающей идентификации. Мальчик хочет быть похожим на своего отца, которого любит он и который любит и поддерживает его. И аналогично восприятие сыном отцовского авторитета при участии отца в решениях семейных проблем и установлении ограничений приводит к развивающей идентификации ребенка с сильной и ценимой им личностью.

По всей вероятности, сам по себе ни один из этих факторов не может гарантировать, что мальчик станет мужественным. Он, например, может иметь мужественного отца, который не слишком вникает в дела семьи или воспитывающий его отец может оказаться для него не слишком вдохновляющим и подходящим примером; или отец может быть очень мужественным и устанавливать необходимые ограничения, но при этом не развивать базовые чуткие отношения с сыном. Необходимо наличие всех трех факторов6.

С другой стороны, мужчины, у которых развивается несвободная или защитная мужественность, как правило, имели в детстве отца, который не занимался, их воспитанием, безотносительно к тому, был ли он пассивным или доминирующим.

В результате одного исследования выяснилось, что не слишком мужественные мальчики-подростки часто вырастают в семьях, где отцу принадлежит традиционная женская роль7. Отцы принимают участие в приготовлении пищи, ведении домашнего хозяйства и, как правило, не участвуют в принятии семейных решений и не устанавливают ограничения. По всей вероятности, задержка в развитии маскулинного начала мальчиков была обусловлена вовсе не тем фактом, что их отцы принимали участие в традиционных женских видах деятельности, а проявлением их общей пассивности в семейных отношениях и в процессе принятия решений.

Дети, лишенные мужского воспитания, чаще всего или занимают защитную позу жесткой приверженности культурным ролевым стандартам, или же избегают поведения, ожидаемого от их социально-половой роли. Исследование мальчиков, лишенных отцовского воспитания, проведенное на проективных тестах, а также интервью с их мамами показывают, что отделение от отца было связано с появлением компенсаторной маскулинности: иногда поведение мальчиков было излишне мужским, а иногда - слишком женским. Очень вероятно, что мальчики, жившие отдельно от отцов, обладая избыточной мужественностью, куда меньше ощущают свою безопасность8.

Однако, из этого вовсе не следует, что найденное маскулинное начало можно считать образцом мужского доминирования. Исследования показывают, что при контролирующем и запрещающем отце, наказывающем сына за то, что тот с ним не соглашается, у мальчика снижается проявление мужского начала9. Чрезмерное подавление отцом сына приводит к полному прекращению развития независимости и компетентности.

Теплые отношения с заботливым и компетентным отцом, построенные на любви, способствуют развитию отцовских мужских качеств, и в той мере, в какой отец представляет свою культуру, у мальчика формируются соответствующее мужское поведение и мужские установки. Он идентифицируется с традиционной маскулинностью и чувствует себя удовлетворенным, ощущая свою принадлежность к мужскому полу. Только в этом состоянии мужской свободы он может открывать в себе возможность андрогинности.

В результате исследований стало известно, что отношения между родителями оказывают огромное влияние на степень открытости мальчика по отношению к проявлению внутренней и внешней женственности и на ценность, которую она для него представляет10. Качество общения, степень взаимного уважения и сотрудничества между отцом и матерью оказывает сильное влияние па развивающиеся установки сына, связанные с отношениями между мужчиной и женщиной и любыми качествами, присущими его деятельности в данной половой роли. Но при том, что феминность матери важна для определения общей установки мальчика в отношении феминности, он может оценить ее главным образом через идентификацию с отцом и через отношение отца к матери.

В семьях, где мужья подавляют и обесценивают своих жен или где мальчик становится свидетелем неблагополучных отношений между родителями, у него развивается искаженный взгляд на отношения между мужчиной и женщиной. Когда обесценивается женственность, развитие мальчика ограничивается экстремистской и слишком жесткой мужской социально-половой ролью.

И наоборот, если у мальчика заботливые и уважающие друг друга мать и отец, у него возникает широкий спектр ценных адаптивных качеств. Он гордится своей базовой сексуально-ролевой ориентацией и, ощущая себя достаточно комфортно, демонстрирует относительно гибкие реакции. Исследования показали, что позитивные отношения между отцом и матерью приводят не только к здоровой мужской ролевой идентификации мальчиков, но и к появлению у большинства из них способности сочетания позитивной маскулинности с общими андрогинными паттернами социального взаимодействия11. Отцы мальчиков, способных к развитию андрогинности, были не только мужественными, но и брали на себя нормальные "женские" роли при уходе за ребенком и демонстрировали своим сыновьям нормальные "женские" черты эмоциональности и выразительности, оказывали своим женам поддержку и ценили их так же, как и отношение матери к сыну.

По сути, путь к нетрадиционному андрогинному мужчине, способному иметь характерные женские черты, лежит не через умаление мужского начали, а через спокойную и свободную уверенность в себе, пребывая в роли, позволяющей мужчине также чувствовать себя комфортно и при этом обладать качествами, которые традиционно ассоциируются с женским началом.

В скобках заметим, что девочки проявляющие позитивную андрогинность в сексуально-ролевом поведении, по всей вероятности, находились под влиянием обоих родителей. Их отцы были теплыми, хорошо относились к женскому полу и постоянно поощряли независимость и успех; их матери с удовольствием работали и также поощряли независимость12. Родительское одобрение этих качеств и уход от жестких ограничений, наверти является очень важным в то время, когда у юных девушек начинает появляться компетентность в достижении интеллектуального и физического развития.

Психологические исследования показывают; что достижение высшего уровня социально-половой роли крайне нежелательно. Например, излишняя женственность женщин постоянно связана с высокой тревожностью, низкой самооценкой и низкой социальной адаптацией. И несмотря на то, что сильное маскулинное начало у мужчин в подростковом возрасте позволяло им лучше психологически адаптироваться, в зрелом возрасте оно коррелирует с высокой тревожностью, высокой степенью невротичности и проблемами в приятии самого себя '. Мужчины и женщины, у которых типичные социально-половые черты выражены сильнее, обладают сниженными интеллектуальными, духовными и творческими способностями14.

Мой собственный клинический опыт подтверждает результаты этих психологических исследований и указывает на то, что множество мужских конфликтов, связанных с аспектом мужской идентификации, возникает вследствие несоответствующей социально-половой идентификации. Далее я остановлюсь на следующих четырех аспектах:
Защитная маскулинная идентификация, возникшая вследствие отсутствия отца и навязчивой матери.
Развивающая сверхидентификация с мужской ролью, которая приводит к потере индивидуальности и недостаточному конфликту поколений.
Соперничающий отец, кастрирующий маскулинность своего сына.
Сверхидентификация с маскулинностью в сочетании с обесцениванием феминности.
Отделение от матери



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Анимус; Animus; Animus
  • Притча «Мужчины портят женщин»
  • Эмоциональная измена или сексуальная: что хуже? Мужской и женский взгляд.
  • Красивые женщины делают мужчин умнее?
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Почему мужчины предпочитают женщин в красном
  • Чувство юмора у мужчин и женщин отличается - мужчины смешливее
  • Кого хочет женщина
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Сексуальный интерес: почему мужчины неправильно понимают женщин?
  • Мужчины лгут чаще женщин?
  • Секреты мужской привлекательности: ученые доказали, что женщины любят ушами
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Женщины не хотят застенчивых мужчин
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Как мужские феромоны действуют на женщин
  • Сексуальные жесты женщин и мужчин - описание
  • Е. П. Ильин. Половые и гендерные стереотипы
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Логос; Logos
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Мужчины с трудом понимают эмоции женщин
  • Кастрация, кастрационная тревога; castration, castration anxiety
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Гахраманова Севиндж Салим Кызы. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
  • Депрессия лишает женщин чувства сострадания
  • Борисова Наталья Дмитриевна. Гендерное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Заводюк Вадим, Исупов Станислав. Что такое женщина?
  • Георгий Сергацкий. Зачем мужчине женщина? Высказывания известных людей
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Женщин привлекает низкий тембр голоса мужчины
  • Джон Медина. Гендерные различия: мозг женщины и мужчины
  • Юноши боятся женщин с богатым сексуальным опытом
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Вам изменила жена? Все о женской измене или Почему женщины изменяют чаще мужчин.
  • Ильин Евгений Павлович - Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Психологические причины возникновения бесплодия
  • Виды отворотов и их симптомы
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Геи лучше запоминают лица
  • Последствия заговора на месячную кровь



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь