Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117623

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Понять психику человека как целостное и системное образование, равно как и роль детства в последующей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Уместно вспомнить слова Гете, который писал:
Кто хочет что-нибудь живое изучить,
Сперва его он убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной ему там не найти.
Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи, является определяющим для психики.
Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от теории созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтес-сори, ортогенетической теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, теории социального научения А. Бандуры, психоаналитической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, теории лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксона — до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятель-ностного подхода А. Н. Леонтьева—А. Р. Лурия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина (Митькин А. А., 1997, с. 3-12). Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, свидетельствует о кризисе психологии, а с другой — указывает на значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимания природы психики.
Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие:
I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Как говорили древние китайцы: «Единообразие не приносит потомства». «Именно противоречивость отношений является фактором, запускающим развитие» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1994),— подчеркивают Е.Н.Князева и

38 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития
Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.
Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки.
Билатеральный контур является дополнительным в отношении основного «вертикального» контура регулирования, а его морфологическим субстратом являются большие полушария головного мозга. Б. Г. Ананьев считал, что «по мере накопления жизненного опыта, тренировки нервных процессов и свойств нервной системы, повышения уровня саморегулирования и организма в зрелом возрасте роль билатерального регулирования в онтогенезе возрастает» (Б. Г. Ананьев, 1968, с. 272). Сам процесс билатерального регулирования, по мнению Ананьева, «сочетает управление информационными потоками таким образом, что в каждый отдельный момент каждая из гемисфер головного мозга выполняет по отношению к другой то информационную, то энергетическую функцию» (там же, с. 274). Основными индикаторами билатерального регулирования являются «бинарные эффекты и латеральное доминирование, проявлением которого являются сенсомоторные и речедвигатель-ные асимметрии» (там же, с. 244).
СП. Курдюмов и продолжают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992). Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Имеется в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированный в биологии Э. Бауэром в 1935 г. Согласно данной концепции, именно неравновесное состояние системы означает ее высокую работоспособность (Бауэр Э. С, 1935, с. 92). В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии, выявившиеся при изучении человека, и в концепции билатерального контура регулирования, сформулированной Б. Г. Ананьевым (Узнадзе Д., 1966; Ананьев Б. Г., 1968).
II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности—изменчивости) как условие развития системы (Асмо-лов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью развития любых систем (Шмальгаузен И. И., 1983).

ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 39
Известно, что генетическая программа человека как представителя вида Homo sapiens не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет, с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эволюционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации.
Как подчеркивал Тейяр де Шарден, ничтожные морфологические изменения за время эволюционного развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере. Иллюстрацией этому служат исследования изменчивости психологических функций за исторически небольшие промежутки времени.
К. Шайе, обследовав 3442 человека, родившихся с 1889 по 1959 г., обнаружил, что на протяжении XX в. показатель мыслительных способностей у этих людей линейно рос вместе с датой рождения. Наряду с этим динамика роста показателя счетных способностей не столь однозначна. Он линейно возрастал в группе лиц, родившихся с 1889 по 1910 г., оставался неизменным в группе родившихся с 1910 по 1924 г. и уменьшался у родившихся после 1924-го. Поэтому у тех, кто родился в 1959 г., он был ниже, чем у испытуемых 1889 г. рождения.
Таким образом, если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, а вместе с тем и выживания человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.
Ш. Принцип дифференциации—интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры.
Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции... Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого» (Чуприкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придерживались многие ученые, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапареда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсона, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова и др.
Дифференциация — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложнение системы.
Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Синкретизм — нерасчлененность, слитность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Характеризует неразвитое состояние тех или иных психических функций, например мышления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Воробьева Ксения Михайловна. Дидактическая игра «Кто это?»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Конспект НОД «Помогая другим – развиваюсь сам»
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Донцова Елена Николаевна. Проект «Неделя правовых знаний» для детей дошкольного возраста
  • Карпушева Наталья Николаевна. Образовательный проект «А не станем мы скрывать, стихи мы любим рисовать»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет «Где живет синий слон?»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Риттер Анна Игоревна. Особенности развития детей 3-х летнего возраста «Полезные привычки»
  • Осечкина Ирина Петровна. Физическое развитие детей дошкольного возраста
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь