Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников

УпражненияМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок»
Консультация для воспитателей на тему:
                                                      Выполнила  воспитатель: Даутова В.Х.
Логическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологические исследования детского мышления подчеркивают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить лишь о формировании основ логического мышления. Практически все психолого-педагогические исследования подчеркивают значение логических операций как «фундамента» логического мышления. При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти-шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация (заключается в том, чтобы распределить предметы по размеру: от меньшего к большему), обобщение и сравнение.                                           
Рассмотрим их более подробно.
     К старшему дошкольному возрасту у детей развивается умение определять причину схожести и различия предметов. Начинают формироваться операции сравнения – особого способа мышления, направленного на выявление схожести и различий между предметами и явлениями и обобщения – умения находить существенные признаки объекта, отделять существенные признаки от несущественных. Операции анализа и синтеза как и классификации и сериации тесно взаимосвязаны. Анализ – это логическая операция разложения предмета на составляющие части, каждая из которых потом исследуется отдельно, для того чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в одно целое. Классификация предусматривает умение мысленно разделять предметы на классы по их наиболее существенным признакам.
     Исходя из вышеизложенного, предлагаем несколько дидактических упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые дидактические упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.
Упражнения на развитие анализа
1. КАКОЙ КУСОЧЕК ПОДОЙДЕТ?
Материал: рисунок А и рисунок Б.
Задание: внимательно рассмотреть рисунки А и Б. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.
2. НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ.
Материал: таблица с геометрическими фигурами.
Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.
 
 Упражнения на развитие синтеза
1. ЧТО ЗА ЧЕМ?
Материал: карточки с рисунками.
Задания: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.
2. СОБЕРИ КАРТИНКУ
Материал: карточка с несложным рисунком, разделенная на несколько частей.
Задания: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.

Упражнения на классификацию
1. ТРИ ОБРУЧА.
Материал: лист бумаги А4 с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.
Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном круге не было фигур с углами и т. д.
2. РАЗЛОЖИ ЦИФРЫ
Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.
Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.

Упражнения на сериацию
1. РАССТАВЬ ПО-ПОРЯДКУ.
Материал: карточки с рисунками.
2. РАЗЛОЖИ ПО РОСТУ.
Материал: бумажные полоски разного размера и цвета.
Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной.

Упражнения на сравнение
1. НАЙДИ МЕСТО.
Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур.
Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же как на схеме, заполнить схему.
2. НАЙДИ ЗАПЛАТКУ.
Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур.
Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы.

Упражнения на обобщение
1. ЧТО ЛИШНЕЕ?
Материал: таблица с рисунками.
Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем они похожи, какая фигура лишняя и почему.
2. НАЙДИ ЗНАКОМЫЕ ФИГУРЫ
Материал: карточки с рисунками.
Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них изображено, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.
 
Список литературы
1. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет.
2. Бондарева Л. Ю. Развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников. Пособие для детей 6-8 лет.
3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,- 1991г.- с.121.
4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», М.,- 1982.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999
6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст]/Ф.Н. Блехер. – М.:Просвещение,1964. – 325 с.

Просмотров: 60
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Голик Светлана Николаевна. Домашнее задание по лексической теме: «Овощи» подготовительная группа для детей с ЗПР
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Редактор. Дидактические упражнения
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Поплаухина Ольга Александровна. Дидактические игры по развитию мышления у дошкольников
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Павлова Наталья Витальевна. Консультация для воспитателей 'Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Захарова Татьяна Николаевна. Открытая образовательная деятельность по ФЭМП (логика) в старшей группе №5. Тема: Развитие логического мышления. «Путешествие в Простоквашино».
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь