Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников

Категория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 2048

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Входная диагностика 1 классы, 2012-2013 гг.
Анкета «Нравственные понятия»
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий.
Ответы 1 А класса «Нравственные понятия»

Ответы 1 Б класса «Нравственные понятия»

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем по-могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Диагностика нравственной мотивации
Уровень нравственной самооценки в 1 А и в 1 Б классах находится на высоком уровне. Количество положительных ответов в каждом классе: 1 А класс – 39 баллов, 1 Б класс – 34 балла, что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.
Результаты методики показали, что у ребят сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении. Дети научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других. Наблюдения и анализ поступков показали, что у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.
Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков
Входная диагностика (5 классы, 2012-2013 гг.)
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой
В 5 А классе – уровень нравственной воспитанности составляет 28 баллов, что говорит о среднем уровне воспитанности учащихся.
В 5 Б классе – средний уровень воспитанности, 25 баллов. В обоих классах характеризуется средний уровень воспитанности, что говорит об их самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.


По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что в 5 А классе – 15% учащихся имеют низкий уровень воспитанности; в 5 Б классе – 19% учащихся имеют низкий уровень воспитанности.
Анкета - опросник «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)
В 5 А и в 5 Б классах самые популярные результаты определились следующим образом:
5 А класс 5 Б класс
1. Оказывает эмоциональную поддержку 1. Хранит доверенные ему тайны
2. Искренен в общении 2. Искренен в общении
3. Не предает в трудную минуту 3. Не предает в трудную минуту
4. Хранит доверенные ему тайны 4. Радуется успехам и достижениям друга
5. Радуется успехам и достижениям друга 5. Уважает внутренний мир друга

Среди основных понятий в обоих классах учащиеся выбирают искренность в общении, преданность в трудную минуту. Понятия настоящего друга для подростка – это, прежде всего, верность, преданность, надежность и доверие.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
В 5 А и в 5 Б классах отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство учащихся выбирают правильное решение на определенные поступки, но сомневаются в своих ответах. Это связано с тем, что идет период адаптации к основной школе, учащиеся нуждаются в эмоциональной помощи со стороны взрослых (родителей). Отношение к себе у большинства пятиклассников отрицательное: усталость, эмоциональные переживания. В обоих классах – представления о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.
Входная диагностика (6 классы, 2012-2013гг.)
Методика «Мое отношение к людям»

Среди показателей в 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся выбирают на первый план отношения к друзьям и отношение к семье. На втором месте – отношение к себе. Это связано с тем, что в подростковом возрасте основным новообразованием является межличностное общение в классе; чувство взрослости. Наблюдается критичность по отношению к себе: недовольство собой, упрямство, негативизм.
Диагностика нравственной самооценки

В 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки. Формирование нравственных качеств находится на высоком уровне. Для учащихся с низким уровнем необходимо сделать определенные выводы, исправиться в лучшую сторону и научиться повышать свой уровень духовно-нравственного развития.
Входная диагностика (7 классы, 2012-2013гг.)
Диагностика нравственной самооценки
Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 7 А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем – 35%, средним – 20%, низким – 1%. В 7 Б классе – 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств. Результаты показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.
Методика «Мое отношение к людям»
Для подростков более значимо в данном возрасте как взаимоотношения в кругу сверстников и одноклассников, так и более требовательное отношение к себе. Учащиеся отстаивают свое мнение, основываясь на своем личном опыте. Стараются себя оправдать, даже если неправильно поступают или совершают какие-либо неправильные действия или поступки. При этом очень бережно и искренно относятся к близкому другу (подруге). Для них важно мнение окружающих (родители, сверстники), их поддержка и взаимопонимание.
Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников
Входная диагностика (10 А класс, 2013г.)
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях многих ребят имеют как материальные, так и духовные ценности (иметь много денег, важно здоровье родителей, уметь сочувствовать и помогать другим людям). Немаловажную роль играет антидуховная пропаганда средств массовой информации и, всё таки, не всегда нравственная социальная среда, в которой пребывает ребёнок, положительно влияет на его духовную культуру. В 10 А классе уровень духовно-нравственных ценностей имеет средний уровень.
Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не всегда проявляют соответствующей активности. Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.
Входная диагностика (11 А класс, 2012-2013гг.)
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Для старшеклассников 11 А класса уровень духовно-нравственных ценностей находится на высоком уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нрав-ственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.
Большинство учащихся проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, само-стоятельность при решении задач духовно-нравственного характера.
Рекомендации учителям:
- Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
- Развитие опыта нравственного поведения;
- Корректировка нравственных качеств личности школьников;
- Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения;
- Периодически проводить часы нравственности.
Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:
- Развивать командные чувства у ребёнка
- Учить уважать чужое мнение
- Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям
- Воспитывать как социально активного, здорового человека.
Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников и подростков определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.
Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Валитова Роза Нагимовна. Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
  • Богдашкина Гулия Нуримановна. Консультация для родителей 'Духовно-нравственное воспитание дошкольников'
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Титова Ольга Витальевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Кожанова Людмила Николаевна. «Православные традиции в современной семье»
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Золотарева Людмила Николаевна Таченко Екатерина Владимировна Романенко Анна Викторовна. Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Савельева Юлия Александровна. НОД по духовно нравственному воспитанию в старшей группе «Если добрый ты»
  • Юлия Крупская. Нравственное воспитание детей с ОВЗ
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Козлова Татьяна Александровна. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Умарова Ижайбат Имамудиновна. «Обучая – воспитывать; воспитывая – обучать»
  • Лопарева Софья Руслановна. Включение родителей в духовно-нравственное развитие дошкольников
  • Гайдак Наталья Викторовна. Презентация 'Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры'.
  • Дорогина Альбина Сергеевна. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Горовенко Анжелика Германовна. Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
  • Костюшина Ирина Валентиновна. Конспект занятия в мини-музее «Листая страницы альбома… пропавшие фотографии»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Макарова Светлана Ивановна. Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Ященко И.В., Шестаков С.А. Я сдам ЕГЭ! Математика. Практикум и диагностика. Базовый уровень
  • Социометрический статус и самооценка
  • Назаренко Марина Александровна Черняк Ольга Владимировна. Духовно-нравственное воспитание дошкольника в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Мальцева Галина Рудольфовна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Лёвочкина Лилия Александровна Шакирова Гюзель Разиловна. «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
  • Цветова Ольга Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Искакова Асель Бекбулатовна. «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Михайлова Ольга Олеговна. Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»
  • Инна Желудева. Духовно-нравственное воспитание основа формирования гражданской позиции дошкольника.
  • Депланьи Татьяна Александровна. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки
  • Киселёва Анна Викторовна. Статья «Развитие нравственных качеств у дошкольников».
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь