Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117645

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы: «почему развивается» и «как развивается», то есть установить причины психического развития и его механизм. Однако если само развитие — это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать еще один вопрос: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Проще говоря, какова цель или цели развития человека? Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была высказана И. М. Сеченовым в работах 90-х гг. Однако она не была понята его современниками и только в XX в. наиболее полно была развита в трудах Н. А. Бернштейна (Бернштейн Н. А., 1990).
На основании его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы — формирование навыков у спортсменов. Кроме этого, разработки Бернштейна были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.
Созданная им общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947).
В сформулированной им концепции активной саморегуляции цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности. Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации».
Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено некой цели и содержание этой цели обусловливает содержание процесса развития.
БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896-1966)
Отечественный психофизиолог. Создал и применил новые методы исследования — кимо-циклографию и циклограмметрию, с помощью которых изучал движения человека (в процессе труда, занятия спортом и др.). Анализ полученных исследований позволил ему разработать концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии. В ходе проводимых исследований Бернштейн сформулировал идею «рефлекторного кольца».

28 ■ Часть 1. Обзор основных теорий развития
СИНЕРГЕТИКА
Сегодня идея целевой детерминации процесса развития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки является понятие «аттрактор цели», с помощью которого обозначается «конечное» состояние развивающейся системы, цель ее развития. При этом состав (структура) системы определяется не только прошлым; она формируется, развивается из будущего. Будущее как бы притягивает настоящее. Но при этом оно притягивает только те элементы настоящего, которые подобны структурным элементам цели. Образно говоря, «завтра есть причина сегодня» (Князева Е. Н., Курдюмов СП., 1994).
На основе знания структуры цели мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994, с. 106). Прообразы синергетических идей можно найти, например, в работах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «Настоящее чревато будущим», а Гартман развил ее следующим образом: «Настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего... при этом еще неосуществленное будущее уже как-то "содержится" или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее...» (HartmanN., 1951). Но подтверждаются ли эти идеи тем, как происходит процесс развития человеческой психики?
Рассмотрим развертку процесса развития, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится, хотя и в скрытом виде, в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «подсмотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем, и если да, то где?
«Информацию об истории и перспективах развития структуры можно извлечь, анализируя синхронический срез данной структуры в настоящий момент времени»,— пишут Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов и продолжают: «...определенные фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — характер ее будущего развития» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., с. 93). Где находятся эти фрагменты? .
«Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (что характеризует интенсивное развитие структуры.— В. А.), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошлого развития
Синергетика — изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.
Аттрактор цели — одно из основных понятий синергетики — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ■ 29
всей структуры, а ход процессов на периферии в настоящий момент времени — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся от центра волны (происходит размыв структуры.— В. А.), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994).
Активное развитие в раннем детстве (1-3 года) предметного мышления является индикатором как развитой до года сенсомоторнои сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления дошкольника, развивающегося на основе предметного.
ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Итак, современное научное знание утверждает, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленные системы. Психика человека представляет собой именно такую систему. Следовательно, процесс психического развития обусловлен некоей целью.
Для человека цель выступает в виде результата, представляющегося идеальным. По П. К. Анохину, цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Таким образом, важно определить этот системообразующий фактор, т. е. цель психического развития человека.
Ранее были выделены области (сферы) психического развития — психофизическая, психосоциальная, когнитивная, а также их носители в структуре человека — индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б. Г. Ананьев, результатом развития человека как индивида в ходе онтогенеза является достижение им биологической зрелости. Результатом развития психосоциальных качеств человека как личности в рамках его жизненного пути становится достижение им социальной зрелости. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности результируется в достижении им трудоспособности и умственной зрелости. Однако человек — это не только целостное, но и цельное образова-
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.
Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.
Человек как цельное образование — это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.
Смысл жизни — движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для него истинными.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Воробьева Ксения Михайловна. Дидактическая игра «Кто это?»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Конспект НОД «Помогая другим – развиваюсь сам»
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Социометрический статус и самооценка
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Донцова Елена Николаевна. Проект «Неделя правовых знаний» для детей дошкольного возраста
  • Карпушева Наталья Николаевна. Образовательный проект «А не станем мы скрывать, стихи мы любим рисовать»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Яхина Галина Александровна. Значение пальчиковых игр в жизни современного дошкольника
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет «Где живет синий слон?»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Риттер Анна Игоревна. Особенности развития детей 3-х летнего возраста «Полезные привычки»
  • Осечкина Ирина Петровна. Физическое развитие детей дошкольного возраста
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь