|
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 158986
Автор: Панфилова М.А.
Название: Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, дополнительные диагностические данные, полученные в процессе игротерапии и т.д.). А также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, позволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные). АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ МЕТОДЫ : I. Диагностика межличностных конфликтов • Беременность, роды; АНКЕТА № 1 (дляродителей) • физическое развитие ребен- ка до 1 года; • соматический статус (группа здоровья, болезни, госпитали- зации); • семейный статус (мать, отец, братья и сестры); • проблемы ребенка (наруше- ния сна, еды, проблемы в само- обслуживании, упрямство, на- вязчивые движения, тики); • семейная атмосфера (стиль воспитания, единство требова- ний, режим дня, эмоциональ- ные привязанности) 22 • Темперамент ребенка; • напряженность; • активность; • чувствительность; • импульсивность; • адаптация в коллективе АНКЕТАМ 2 (для воспитателей); АНКЕТА № 2А (для воспитателей, педагогов) • Эмоциональное восприятие членов семьи; • эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; • наличие потребности в общении; • конфронтация в семье; • проявление эгоцентризма; • сотрудничество в семье; • семейные и внутрисемейные предпочтения; • половая идентификация; • предпочитаемые половые и возрастные группы общения ТЕСТ «Рисунок семьи»; СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА «День рождения»; СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей) II. Диагностика внутриличностных проблем ребенка • Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие); • эмоциональные стимулы (реакции на «успех»); , ! • фрустрированные реакции («неудача»); • общая удовлетворенность собой; • частные характеристики самооценки; • оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями, родителями; • родительские притязания ТЕСТ на определение уровня притязаний ребенка; МЕТОДИКА определения самооценки дошкольника; МЕТОДИКА родительских оценок и притязаний 23 Игротератшя общения III. Диагностика реальных психологических i возможностей ребенка • Характеристика развития познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки); • психологические возможности раннего обучения ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА познавательных процессов • Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка; • наличие тревоги, страха, агрессии; • особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «Кактус» • Количественные и качественные проявления страха; • количественное и качественное проявление тревоги ТЕСТ «Страхи в домиках» (модифицированный тест А. И. Захарова); ТЕСТ тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки.В.Амен) В процессе диагностики, а также во время деятельности детей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учреждении, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх, в общении с родителями и т.п.) психолог ведет наблюдение за психологическими проявлениями каждого малыша. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т. п. являются для психолога, педагога ценным исследовательским материалом, который позволит глубже понять личность ребенка. Данные подробно фиксируются в протоколах, а затем используются при составлении коррекционных занятий. Специально организованные беседы с родителями и воспитателями об индивидуальных особенностях ребенка, о его трудностях дополнят картину исследуемой личности. = 24 - Использование игры как терапевтического средства Описание диагностических методов /. Диагностика межличностных конфликтов АНКЕТА № 1 (дляродителей) Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов — сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи. 2-я часть включает 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей. 3-я часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализировав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами. Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначений: (+) — нет предпосылок к межличностным конфликтам; (Н—) — предпосылки могут появиться; (—) — наличие конфликтных предпосылок. Данные оформляются в специальную таблицу. 1. Общие сведения о ребенке и семье 1. Фамилия, имя ребенка 2. Дата рождения 3. Ф.И.О. отца, профессия 4. Ф.И.О. матери, профессия 5. Домашний адрес, телефон 6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)? 7. Как протекали беременность и роды? 25 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|