Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 158986

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, дополнительные диагностические данные, полученные в процессе игротерапии и т.д.). А также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Диагностические методы, предлагаемые в нашей работе, позволяют выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические, психологические, социальные).

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ФАКТОРЫ МЕТОДЫ
: I. Диагностика межличностных конфликтов
• Беременность, роды; АНКЕТА № 1 (дляродителей)
• физическое развитие ребен-
ка до 1 года;
• соматический статус (группа
здоровья, болезни, госпитали-
зации);
• семейный статус (мать, отец,
братья и сестры);
• проблемы ребенка (наруше-
ния сна, еды, проблемы в само-
обслуживании, упрямство, на-
вязчивые движения, тики);
• семейная атмосфера (стиль
воспитания, единство требова-
ний, режим дня, эмоциональ-
ные привязанности)
22


• Темперамент ребенка; • напряженность; • активность; • чувствительность; • импульсивность; • адаптация в коллективе АНКЕТАМ 2 (для воспитателей);
АНКЕТА № 2А (для воспитателей, педагогов)
• Эмоциональное восприятие членов семьи; • эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; • наличие потребности в общении; • конфронтация в семье; • проявление эгоцентризма; • сотрудничество в семье; • семейные и внутрисемейные предпочтения; • половая идентификация; • предпочитаемые половые и возрастные группы общения ТЕСТ «Рисунок семьи»;
СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОБА «День рождения»;
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)
II. Диагностика внутриличностных проблем ребенка
• Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие); • эмоциональные стимулы (реакции на «успех»); , ! • фрустрированные реакции («неудача»); • общая удовлетворенность собой; • частные характеристики самооценки; • оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями, родителями; • родительские притязания ТЕСТ на определение уровня притязаний ребенка;
МЕТОДИКА определения самооценки дошкольника;
МЕТОДИКА родительских оценок и притязаний
23



Игротератшя общения

III. Диагностика реальных психологических i возможностей ребенка
• Характеристика развития познавательных процессов ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки); • психологические возможности раннего обучения ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА познавательных процессов
• Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка; • наличие тревоги, страха, агрессии; • особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «Кактус»
• Количественные и качественные проявления страха;
• количественное и качественное проявление тревоги ТЕСТ «Страхи в домиках» (модифицированный тест А. И. Захарова);
ТЕСТ тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки.В.Амен)
В процессе диагностики, а также во время деятельности детей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учреждении, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх, в общении с родителями и т.п.) психолог ведет наблюдение за психологическими проявлениями каждого малыша. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т. п. являются для психолога, педагога ценным исследовательским материалом, который позволит глубже понять личность ребенка. Данные подробно фиксируются в протоколах, а затем используются при составлении коррекционных занятий.
Специально организованные беседы с родителями и воспитателями об индивидуальных особенностях ребенка, о его трудностях дополнят картину исследуемой личности.
= 24 -

Использование игры как терапевтического средства
Описание диагностических методов /. Диагностика межличностных конфликтов
АНКЕТА № 1 (дляродителей)
Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов — сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.
2-я часть включает 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей.
3-я часть содержит подборку из 14 вопросов. Проанализировав ответы на них, психолог познакомится с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.
Результаты анкеты рекомендуется обрабатывать с помощью условных обозначений:
(+) — нет предпосылок к межличностным конфликтам;
(Н—) — предпосылки могут появиться;
(—) — наличие конфликтных предпосылок.
Данные оформляются в специальную таблицу.
1. Общие сведения о ребенке и семье
1. Фамилия, имя ребенка
2. Дата рождения
3. Ф.И.О. отца, профессия
4. Ф.И.О. матери, профессия
5. Домашний адрес, телефон
6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?
7. Как протекали беременность и роды?
25



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Eфремова Оксана Васильевна. Педагогическое эссе — Ефремова Оксана Васильевна
  • Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций
  • Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет. Методическое пособие
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Чадаева Валентина Юрьевна. Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология
  • Редактор. Педагогика Монтессори
  • Гусева Елена Валерьевна. «Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство активизации и обогащения словаря»
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Степанова Эльвира Валерьевна. Вальдорфская педагогика -'Сотрудничество семьи и детского сада'
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Булгакова Ирина Алексеевна. Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельности
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Быкова Светлана Валерьевна, Петушкевич Евгения Геннадьевна. «Использование игры как метода развития детей с ОВЗ»
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Кроль В.М. Психология и педагогика
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь