Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 158982

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ситуативно-личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Изоляция, дефицит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникают стремление поделиться со взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно-личностные связи между ними, кото-
= 8 =

рые могут обеспечить формирование доброго отношения ребенка к людям, к окружающему миру и воспитать уверенность в себе.
Помимо доброжелательного влияния взрослого, младенцу важно практическое сотрудничество с ним. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно-деловая форма общения со взрослым. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его «деловые интересы».
Вторую половину младенчества отличают качественные изменения в отношениях ребенка к окружающему миру, различные формы подражания, проявление ненасытной потребности в манипуляциях предметами, которые Л. С. Выготский определил как «период активного интереса».
Основное новообразование младенческого возраста — это переход первоначального сознания психической общности — «ПРА - МЫ», к возникновению сознания собственной личности — «Я».
Первые акты протеста, оппозиция, противопоставление себя другим — вот те основные моменты, которые обычно описывают как содержание кризиса первого года жизни.
Первый год жизни — становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Малыш требует внимания и признания со стороны взрослого.
В младенчестве ребенок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека. Но даже в этом возрасте взрослый может способствовать воспитанию у ребенка по отношению к сверстникам таких качеств личности, как сочувствие, эмпатия и т.п.
От года до трех лет наступает новый этап в развитии личности ребенка — раннее детство. Деятельность ребенка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметное действие ребенка становится совместным действием его и взрослого, в котором элемент содействия взрослого является ведущим.



Игротерапия общения

Особенности общения



Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, и следуя примеру и образцу, копировать его.
В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять безусловно положительное общее отношение взрослого к себе от оценки им своих отдельных действий. Однако многие замечания взрослого ребенок этого возраста игнорирует. При действиях с предметами дети чрезмерно уверены в себе. Они смелы, и их надо оберегать, но разумно. Это время оформления инициативности и самостоятельности, которому могут помешать избыточные ограничения. Вместе с тем ребенок становится и сосредоточенным наблюдателем: он внимательно слушает наставления старших, пытается подчинить свое поведение их советам.
В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети овладевают и речью.
Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребенка. Задержка на непосредственно-эмоциональном этапе общения со взрослым чревата задержками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.
К трем годам ребенок уже может самостоятельно есть, умы-ваться, одеваться и делать многое другое. У него возникает потребность действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере пока недоступной. Это находит свое выражение в словах «Я САМ».
Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «Я ХОЧУ».
Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоцио-
- 10 -

нальные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения, приводя к обострению кризиса трехлетнего возраста.
Центральным новообразованием трех лет Л. И. Божович считает появление «СИСТЕМЫ Я», которая порождает потребность действовать самому. Развивается самосознание ребенка, что имеет очень важное значение для становления его личности.
Сформированность «СИСТЕМЫ Я» способствует появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых.
Наличие кризиса свидетельствует о необходимости создания новых отношений ребенка и взрослого, иных форм общения.
В раннем детстве не только старший влияет на развитие личности ребенка. Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.
В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго—начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально-практического общения. Главная цель этого общения -^ соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
Взрослый в этот период должен разумно корректировать такое общение.
Эмоционально-практическое общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.
В первой половине д о ni к о л ь н о г о д етств а (3-5 лет) у ребенка наблюдается новая форма общения со взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Кравченко А.И. Психология и педагогика
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Eфремова Оксана Васильевна. Педагогическое эссе — Ефремова Оксана Васильевна
  • Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций
  • Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Развитие игровой деятельности детей 2-8 лет. Методическое пособие
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Чадаева Валентина Юрьевна. Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология
  • Редактор. Педагогика Монтессори
  • Гусева Елена Валерьевна. «Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство активизации и обогащения словаря»
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Степанова Эльвира Валерьевна. Вальдорфская педагогика -'Сотрудничество семьи и детского сада'
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Бахметьева Лада Евгеньевна. Конспект занятия педагога-психолога с детьми 5-6 лет «Ничуть не страшно».
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Клейменова Инна Владимировна. Использование игры в коррекционно-образовательном процессе.
  • Булгакова Ирина Алексеевна. Сенсорное воспитание - фундамент развития самостоятельности
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Галахова Елена Александровна. Презентация. Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации новых технологий в образовании
  • Быкова Светлана Валерьевна, Петушкевич Евгения Геннадьевна. «Использование игры как метода развития детей с ОВЗ»
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Кроль В.М. Психология и педагогика
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь