Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 158977

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»1

Какие дети из группы лучше развиты?
Какие дети отстают в развитии?
Какие дети агрессивны?
Какие дети плаксивы, тревожны?
Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога?
Медлительные дети
Подвижные дети

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со
держанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»



32

Интерпретация Г.Т. Хоментаускас [24]
33





3-2992

Игротерапия общения
Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
1. Анализ рисунка семьи
а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:
• не изображены люди — сильный эмоциональный конф
ликт, недовольство семейной ситуацией;
• изображены люди, не связанные с семьей — травматические
переживания, связанные с семьей, чувство отверженности,
покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;
• уменьшение реального состава семьи — «забывают» на-
рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
• ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощу-
щение отверженности;
• ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несфор-
мированное чувство общности;
• увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи
ческие потребности, поиск человека, способного удовлет
ворить потребности ребенка в близких эмоциональных
контактах;
б) расположение членов семьи:
• сплоченность семьи, объединенностъ в общих действиях,
соединенные руки — психологическое благополучие;
• разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;
в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:
• рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональ-
ная связь;
• физические расстояния отдельных семейных групп от
ражают различный уровень эмоциональной связи;
• отдельные группы — конфронтация в семье.
= 34 =

— Использование игры как терапевтического средства ——
2. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло
сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот,
плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
• большое количество частей тела — позитивное отношение;
• схематичность, неоконченностъ— негативное отноше-
ние к человеку;
б) количество используемых цветов для рисования фигур:
• разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее
отношение;
• темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив
ное восприятие;
в) величина фигур: выражение превосходства, значитель
ности, силы;
• большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руко
водство;
• большая величина собственного изображения — незначи
тельность «Я» в семье, требование опеки;
• одинаковые фигуры, — равноправие, равная ценность се-
мьи, сотрудничество;
• большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —
агрессивные желания, желание быть сильным;
• нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт
роль со стороны;
• нет лица, головы — нарушения в сфере общения;
• зубы, большой рот — вербальная агрессия.
3. Анализ процесса рисования
а) последовательность рисования членов семьи:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Елена Киселева. Программа для детей старшего Дошкольного возраста: «Учим детей общению»
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Чадаева Валентина Юрьевна. Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Роль семьи в формировании личности.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Заушицина Людмила Константиновна. Педагогическая статья на тему: «Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста»
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Надежда Ивановна Богатель. Статья на тему: 'Отношение дошкольника со взрослыми и сверстниками'
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Цаплина Ольга Витальевна. Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Матвеева Олеся Александровна. Статья «Речевое развитие дошкольников через интерактивные игры».
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Замятина Александра Владимировна. Мастер-класс Тема: «Гиперактивный ребенок – способы взаимодействия»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Чуркина Анна Иннокентьевна. Клубный час как эффективная технология коммуникации
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Перспективный план по проведению занятий - Уроки добра
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Канева Юлия Васильевна. ПРОЕКТ 'Активное взаимодействие с родителями'
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗАЦИЮ
  • Попова Юлия Александровна, Бабенко Надежда Григорьевна. Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
  • Карлин Е. А. Психотерапия как особая форма общения
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь