|
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 158977
Автор: Панфилова М.А.
Название: Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»1
Какие дети из группы лучше развиты? Какие дети отстают в развитии? Какие дети агрессивны? Какие дети плаксивы, тревожны? Какие дети не выполняют требований воспитателя, педагога? Медлительные дети Подвижные дети Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со держанием. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?» 32 Интерпретация Г.Т. Хоментаускас [24] 33 3-2992 Игротерапия общения Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы. 1. Анализ рисунка семьи а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи: • не изображены люди — сильный эмоциональный конф ликт, недовольство семейной ситуацией; • изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком; • уменьшение реального состава семьи — «забывают» на- рисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными; • ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощу- щение отверженности; • ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несфор- мированное чувство общности; • увеличение состава семьи — неудовлетворенные психи ческие потребности, поиск человека, способного удовлет ворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах; б) расположение членов семьи: • сплоченность семьи, объединенностъ в общих действиях, соединенные руки — психологическое благополучие; • разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей; в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи: • рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональ- ная связь; • физические расстояния отдельных семейных групп от ражают различный уровень эмоциональной связи; • отдельные группы — конфронтация в семье. = 34 = — Использование игры как терапевтического средства —— 2. Анализ особенностей графических презентаций членов семьи а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, воло сы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; • большое количество частей тела — позитивное отношение; • схематичность, неоконченностъ— негативное отноше- ние к человеку; б) количество используемых цветов для рисования фигур: • разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение; • темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негатив ное восприятие; в) величина фигур: выражение превосходства, значитель ности, силы; • большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руко водство; • большая величина собственного изображения — незначи тельность «Я» в семье, требование опеки; • одинаковые фигуры, — равноправие, равная ценность се- мьи, сотрудничество; • большие поднятые вверх руки с длинными пальцами — агрессивные желания, желание быть сильным; • нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный конт роль со стороны; • нет лица, головы — нарушения в сфере общения; • зубы, большой рот — вербальная агрессия. 3. Анализ процесса рисования а) последовательность рисования членов семьи: Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|