Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24360

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В-десятых, исследователи вменяют личности как субъекту жизни функции планирования жизненного пути, полага-ния жизненных целей и программирования жизнедействий, посредством которых эти цели могут быть достигнуты. В то же время не субъект инактивен в отношении жизненных целей, планов и программ (А.Адлер, К.Юнг, Х.Томэ, С.Л.Рубин-
259
штейн, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.И.Шорохова, К.А.Абульхано-ва-Славская, Л.И.Анцыферова, П.М.Якобсон, А.А.Бодалев, Л.Н.Коган, И.О.Мартынюк, Е.И.Головаха, Л.В.Сохань).
Все перечисленные параметры смысловой регуляции жизненного пути личности сведены в таблице.
Таблица 3
Параметры смысловой регуляции жизненного пути
А.Адпер, К.Юнг, Ш. Бюлер, А.Маслоу, В.Франкл, Р.Мэй, С.Мадди, М.Страс-Романовская, К.Попельский, КА.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, А.Г.Асмолов, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, М.Р.Гинзбург Соотношение смысла жизни с другими системами психической регуляции жизненного пути личности
А.Адлер, ШБюлер, Г.Олпорт, А.Маслоу, Р.Мэй, С.Мадди, Д.Бьюдженгаль, М.Страс-Романовская, КПопельский, ААбульханова-Славская, ЛИ.Анцыферова, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев Телеологичность - каузальность психической регуляции жизненного пути личности
А.Адлер, КЮнг, Р.Мэй, В.Франкл, С.Мадди, Д.Бьюдженталь, ИЯлом, М.Страс-Романовская, КПопельский, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, ЛИАнцыферова, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Васи-люк, М.Р.Гинзбург, Ю.Б.Некрасова, Н.ЛКарпова Осмысленность - бессмысленность жизни
А.Адлер, К.Юнг, Г.Олпорт, А.Маслоу, Х.Томе, В.Франкл, С.Мадди, ИЯлом, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, А. А.Бодалев, Ю. Б.Некрасова Ценностность - потребностность смысла жизни
С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Д.А.Леонтьев, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон, Н.Л.Карпова Структурная организация - структурная дезорганизация смысла жизни (широта - узость, структурированность - аморфность, иерархизированность -рядоположенность смысложизненных отношений)
260
Продолжение таблицы 3
Параметры смысловой регуляции жизненного пути
А.Адпер, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, А.Маслоу, Х.Томе, Р.Мэй, В.Франкл, Д.Бьюдженталь, М.Страс-Романовская, К.Попельский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев КА.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон, А.А.Бодалев Активность - пассивность реализации смысла жизни
А.Адлер, К.Юнг, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, А.Маслоу, Р.Мэй, С.Мадди, Д.Бьюдженталь, И.Ялом, Э.Берн, М.Страс-Романовская, К.Попельский, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, С.И.Степанов, Е.П.Варламова, А.С.Сухоруков, Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, Н.Л.Карпова Осознанность - неосознанность смысла жизни
А.Адлер, К.Юнг, Г.Олпорт, А.Маслоу, В.Франкл, Х.Томе, К.Попельский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.И.Ковалев, Ф.Е. Василюк, Л.И.Анцыферова, А.С.Сухоруков, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Н.А.Логинова, П.М.Якобсон, В.Э.Чудновский, А. А. Бодалев, М.Р.Гинзбург Временная локализация смысла жизни
А.Адлер, К.Юнг, Х.Томе, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.И.Шорохова, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, П.М.Якобсон, А.А.Бодалев, Л.Н.Коган, И.О.Мартынюк, Е.И.Головаха, Л.В.Сохань Опосредованность - не опосредован-ность смысловой регуляции жизненными целями, планами и программами личности
261
В совокупности рассмотренные подходы и концепции убеждают в том, что субъект жизни является системным качеством личности, а смысловая регуляция - особым качественным уровнем детерминации, не сводимым к другим уровням и системам психической регуляции индивидуального жизненного пути. Более того, на основании подробного анализа этих подходов представляется возможным синтезировать критерии и компоненты личности как субъекта жизни в единый непротиворечивый блок параметров смысловой регуляции жизненного пути.
В целостной системе осознанной саморегуляции смысловые структуры и процессы личности выполняют системообразующую и интегрирующую функцию. В этой связи сформированность смысловой регуляции жизненного пути является главной предпосылкой развития личности в качестве субъекта жизни. Уровень и качество психического развития субъекта жизни производны не только от возрастно-психологических факторов, но также зависят от индивидуальных параметров регуляции жизненного пути смыслом жизни. Эти параметры определяют качество и уровень самодетерминации личностью жизненного пути в силу того, что смысл жизни выступает в качестве «функционального ядра» целостной системы психобиографичесекой осознанной саморегуляции.
Смысловая регуляция жизненного пути личности характеризуется двумя классами индивидуальных параметров - межсистемными, отражающими функциональное соотношение смысловой регуляции с другими системами психической детерминации, и внутрисистемными, раскрывающими внутреннюю структурно-функциональную организацию смысловой регуляции. Универсальным межсистемным параметром смысловой регуляции жизненного пути личности является функциональное соотношение смысла жизни с другими регуляторами не смысловой природы. Из класса внутрисистемных характеристик можно вычленить следующие параметры смысловой регуляции жизненного пути личности: соотношение каузальных и смысловых межсобытийных связей в системе психической регуляции жизненного пути, уровень общей осмысленности жизни, баланс личностных ценностей и индивидуальных потребностей в динамической системе смысла жизни, структурная организация смысла жизни (по признакам широты, иерархичности и структурированности), степень осознанности смысла жизни, уровень активности его практической реализации, временная локализация смысла жизни, опосредованность смысла жизни жизненными целями, планами и программами. Выде-
262
ленные параметры являются дифференциальными характеристиками, которые позволяют специфицировать индивидуальные различия смысловой регуляции жизненного пути и установить уровень развития личности как субъекта жизни.
Результаты теоретического анализа отечественных и зарубежных концепций свидетельствуют, что личность как субъект жизни характеризуется следующими показателями по выделенным параметрам смысловой регуляции жизненного пути: доминированием смысла жизни среди прочих регуляторов не смысловой природы; преимущественной ориентацией на смысловые, а не на каузальные межсобытиные связи (телеологичность психической регуляции жизненного пути); высоким уровнем общей осмысленности жизни; преобладанием в структуре источников смысла жизни общечеловеческих и макросоциальных ценностей; широтой, иерархичностью и структурированностью как индикаторами внутренней структурной организации смысла жизни; высокой активностью в практической реализации смысла жизни; глубоким пониманием, осознанностью содержания смысла жизни; транспективной или перспективной локализацией смысла жизни на оси психологического времени; опосредованностью смысла жизни жизненными целями, планами и программами.
Напротив, низкий уровень развития субъекта жизни детерминирован недостаточной включенностью смысла жизни в систему психической регуляции жизненного пути; доминированием каузальных межсобытиных связей над смысловыми связями в структуре субъективной картины жизни; низким уровнем общей осмысленности жизни; ориентацией личности на индивидуальные потребности, а не на бытийные общезначимые ценности как источники смысла жизни; сравнительной узостью, низкой иерахизацией и слабой структурированностью смысла жизни; низкой активностью в сфере осуществления смысла жизни; неосознанностью или неглубоким пониманием содержания смысла жизни; концентрацией смысла жизни во временных модусах психологического прошлого или настоящего; малой опосредованностью смысла жизни жизненными целями, планами и программами.
Предложенная концепция открывает перспективу для конкретно-психологических исследований личности в качестве субъекта жизни. Эти исследования могут быть организованы как диффренциально-психологические, возрастно-психологичес-кие, социально-психологические, патопсихологические и, соответственно, выявлять индивидуальные и возрастные различия, соци-
263
альную детерминацию и патологическую деформацию субъект-ности жизни. В конечном итоге общей задачей этих исследований является раскрытие того, каким образом личность превращает свою жизнь в индивидуальный жизненный путь, и сама превращается из «продукта» биографии в ее творца.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Ваганова Светлана Федоровна. Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. Психологическая безопасность
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Мышление; thinking
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Воля; Will; Wille



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь