Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи

Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»

Учитель-логопед: Дудина Е.В.

Воронеж – 2015г.

Одна из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике – проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

 

Скачать конспект

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому, в логопедическом процессе на этапах постановки звука и его автоматизации также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков, что позволяет познакомить ребёнка, со способами контроля за произношением звука. Можно использовать и другие различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык», знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, изображения языка при помощи рук, фонетическая ритмика, компьютерные технологии. В задания индивидуальных занятий включается материал, который способствует проверке ощущений, возникающих при произношении. Например, «говори правильно звук [ Ш ]».

  • Посмотри, какие губы при звуке [ Ш ]
  • Посмотри, где у тебя язычок
  • Покажи руками положение язычка
  • Проверь ладошкой, какой воздух: тёплый или холодный
  • Проверь голос

Детям очень нравится игра «Телевизор с секретом» или «Дикторы».

Игра на определение раннее изученных гласных звуков по форме губ (беззвучная артикуляция), в изолированном виде и в сочетаниях. Дети определяют звуки и их последовательность.

Используя традиционные артикуляционные упражнения, например «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух. Также хорошо выполнять артикуляционные упражнения, сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка. В упражнении «Зеркало», когда два ребёнка, или ребёнок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой всё повторяет.

Таким образом, контроль за речью у ребёнка происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребёнка контролировать чужую речь. С этой целью, следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга: игра «Заметь ошибку», задания по исправлению неправильно произнесённых предложений логопедом: игра «Пойми малыша», большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребёнка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребёнка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи: игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»

Просмотров: 529
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Шарко Елена Владимировна. Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Щепилина Светлана Сергеевна. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Коньшина Татьяна Николаевна. Дидактический материал при изучении согласных звуков дошкольниками
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Середа Светлана Юрьевна. Презентация 'Развитие навыков самоконтроля у детей'
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Елена Кремова. Формирование в процессе игровой деятельности безопасного поведения дошкольников на дороге. Игра «Найди свою вещь»
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей: «Как научить ребёнка хорошим манерам».
  • Кувшинчикова Ольга Владимировна. «Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь