Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24361

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Учениками и сотрудниками Л.И.Анцыферовой на обширном эмпирическом материале прояснены и детализированы концептуальные положения динамического подхода в области изучения личности как субъекта жизни. В частности, показано, что конструктивный способ жизнедеятельности коррелирует с хорошим пониманием личностью самой себя, своих инструментальных и терминальных качеств, в числе которых состоит и смысл жизни [Чеснокова, 1982, 1988], с высоким уровнем активности в сфере реализации личностно значимых мотивов, образующих смысл жизни [220], с умением личности интегрировать зону актуальной мотивации и мотивации потенциальной, берущей исток в смысле жизни и жизненных целях [27]. Кроме того, установлена связь между успешностью реализации жизненного пути и протяженность смысловых связей между событиями прошлого, настоящего и будущего [126]. Выяснилось, что преобразующую стратегию жизни заметно облегчает «динамическая» картина жизни, стягивающая в настоящем смысловые связи событий прошлого и будущего [127]. Напротив, смысловая разорванность субъективной картины снижает уровень осмысленности жизни, приводит к обесцениванию прошлого и сосредоточению личности на настоящем, закрывает смысловое будущее [34]. Раскрыта взаимозависимость между успешной организацией личностью своего жизненного пути в профессиональной сфере и адекватностью понимания биографического призвания, укорененного в смысле жизни [174]. Также исследовано фасилитирующее воздействие смысла жизни и жизненных ценностей на процессы принятия жизненно важных решений [124]. Оказалось, что наиболее продуктивно жизненный путь созидается личностью в том случае, когда в своих жизненных выборах она руководствуется смыслом жизни и ценностными критериями, а не критериями социальной желательности, имитацией чужих решений, требованиями ситуации и спонтанно всплываю-
238
щими желаниями. Успешность профессионального самоопределения и карьеры также возрастает тогда, когда личность пытается рационализировать смысл жизни вместо того, чтобы следовать чужим советам, подражать образцам и уступать формальным правилам [174]. Изучена связь субъектности жизни с личностными особенностями постановки и достижения жизненных целей: чем более обдуманными являются жизненные цели, тем выше вероятность их воплощения; импульсивность при постановке и недостаточная осознанность мотивационных оснований цели дистанцирует личность от ее практической реализации [229].
Таким образом, в русле динамического подхода к личности очерчен набор критериев личности как субъекта жизни. Обобщая наработки динамического подхода, можно утверждать, что личность как субъект жизни дифференцируется следующими особенностями: телеологической ориентацией активности, подчинением жизнедеятельности особой логике смысла, развитой рефлексией смысла жизни, высоким нравственно-духовным потенциалом содержания смысла жизни, высоким уровнем осмысленности жизни и отдельных жизненных событий, активностью в сфере полагания и достижения жизненных целей, сбалансированным распределением смысла жизни во времени жизни с его приоритетной фиксацией на будущем. В целом с точки зрения динамического подхода субъектность жизни рассматривается как способность к «постановке человеком перед собой все более и более далеких задач, становящихся смыслом жизни индивида. Подобные задачи, нередко выходящие за пределы жизни человека, - важнейшая детерминанта жизненного пути личности и его временной организации» [21, с. 17-18].
Существенный вклад в разработку проблемы субъекта жизни вносят исследования А.Н.Леонтьева и его научной школы, выдержанные в русле системно-деятельностного и смыслового подхода к личности. Принципиальным методологическим моментом данного подхода является не только раскрытие психологической сущности личности как опосредованной системой деятельности в мире, но также как «сплавленной» из смыслов, которые отражают выражаемые деятельностью отношения индивида к миру. Личность фигурирует как «функциональный орган», обеспечивающий ориентировку, овладение и управление этими жизненными отношениями и, в субстанциональном плане, как связная система личностных смыслов [133, с. 212]. Бытийную основу личности, по мнению А.Н.Леонтьева, составляют реально практикуемые виды
239
деятельности, из которых к тому же сплетается индивидуальная жизнь. В этой связи исследователь не переставал указывать, что «смысл порождается не значением, а жизнью» [133, с. 279]. Собственно личностное поведение А.Н.Леонтьев мыслил как подчиненную смыслам активность в мире. В этом контексте он употребил понятие смысловых связей, которыми направляется и упорядочивается взаимодействие субъекта с жизненным миром. «Смысловые связи - это те связи, которые не осуществляют деятельность, а осуществляются ею. Процесс их образования и есть тот чрезвычайный процесс, в результате которого возникает психологическое содержание поведения» [138, с. 101]. Смысловые связи в контексте учения А.Н.Леонтьева характеризуются двойной онтологией: в объективном аспекте - это реальные жизненные отношения, в субъективном аспекте - это «отслоенные» от объективных отношений, существующих в плоскости жизненного мира, смысловые структуры внутреннего мира личности. При таком подходе «смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» [133, с. 278].
Вообще понятие субъекта жизни в деятельностном подходе возникло не случайно, а с тем, чтобы подчеркнуть зависимость процессов жизни от самого человека и отстранить иллюзию бессубъектного существования. Перефразируя давний афоризм о том, что мыслит не мышление, а субъект, А.Н.Леонтьев проводит аналогию, говоря о жизни как процессе утверждения и реализации личности в поле жизненных отношений. «Само понятие жизни имплицирует, то есть включает в себя необходимым образом понятие субъекта жизни» [137, с. 490]. Разбирая проблему личности в генетическом аспекте как процесс формирования связной системы смыслов и мотивов, А.Н.Леонтьев непосредственно затронул экзистенциальное измерение личностного бытия. С его точки зрения, в онтогенезе метаморфозы личности связаны с обогащением мотивационно-смысловой системы и перерастанием уровня операционально-технических возможностей индивида, а также ломкой его социальной ситуации развития. Путь формирования личности в ее подлинной психологической сущности объем-лет следующая формула: «от «действовать, чтобы поддерживать свою жизнь» до «жить для того, чтобы делать дело своей жизни» [137, с. 502]. Переломной вехой психического развития является рождение «сознательной личности», с появлением которой кардинально перестраивается ситуация формирования личности. Это
240
событие раскалывает индивидуальный жизненный путь на две фазы - «период подготовления» и «период развития» [133, с. 215]. В этой новой ситуации в значительной степени упраздняется зависимость личности от внешней детерминации и усиливается ее способность к самодетерминации и саморазвитию. Суть психологического преображения личности заключается в том, что она трансформируется в субъекта жизни. А.Н.Леонтьев отмечает, что если раньше личность была «продуктом биографии» и преимущественно «объектом отношений», то на новом витке развития она превращается в субъекта жизненных отношений, «вступает в отношение к своему прошлому» [133, с. 215, 217]. Переход к самодетерминации осуществляет переворот в судьбе личности: «переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития» [133, с. 212 - 213]. На этом этапе развития переоценка прошлого позволяет личности разжать «тиски» линейного детерминизма, по метафорическому выражению А.Н.Леонтьева, «сбросить груз собственной биографии» [133, с. 216-217]. Вообще с момента становления субъектом жизни личности приходится на каждом новом этапе жизненного пути «от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только «подвергаться влияниям среды» [133, с. 216].
Процесс формирования личности как субъекта жизни А.Н.Леонтьев конкретно видел в так называемом «вертикальном движении сознания», в результате которого субординируется сфера смыслов и на ее вершину водворяется главный жизненный мотив-цель. Этот жизненный мотив-цель сознательно или безотчетно воспринимается личностью как побудитель индивидуального жизненного пути, как смысл всей жизни. При этом необходимым фактором является осознанность всей мотивационной иерархии, что выпукло характеризует «сознательную личность», способную активно реструктурировать и соподчинять свои жизненные отношения. Жизненный мотив-цель не открывается сознанию субъекта в готовом виде. Для его осознания субъекту необходимо проделать интеллектуальную работу по кларификации своих жизненных мотивов и смыслов. Задачу на раскрытие жизненного смысла А.Н.Леонтьев обозначает как «задачу на смысл» или «задачу на осознание». Согласно его воззрениям, задача на смысл решается субъектом в опоре на эмоциональную сигнализацию смысла в узловых точках жизненного пути. Неизвестное «задачи на смысл» составляет вопрос: «Что данное событие представляет собой не
241
объективно, то есть в своем объективном значении, а что оно для субъекта, для утверждения его жизни или, что то же самое, для утверждения его, субъекта в жизни?» [137, с. 474].
Однако посредством осознания реальное присвоение и изменение субъектом жизненных отношений не осуществимо, равно как не возможно избавление субъекта от господствующего прошлого. «Не следует только думать, что перевороты в прошлом личности производятся сознанием, сознание не производит, а опосредствует их; производятся же они действиями субъекта, иногда даже внешними - разрывом прежних отношений, переменой профессии, практическим вхождением в новые обстоятельства» [133, с. 217]. В этой связи личность как субъекта жизни отличает не только сознательность, но и достаточный уровень активности в реализации жизненного мотива-цели. Примечательно, что А.Н.Леонтьев приписывает личности как субъекту жизни широкую временную перспективу и нравственное содержание главного жизненного мотива. Идеалом личности А.Н.Леонтьев полагал человека, у которого главный мотив-цель возвышается до истинно человеческих ценностей, сливает его жизнь с жизнью других людей и их благом. «Чем более открывается для личности общество, тем более наполненным становится его внутренний мир» [133, с. 214]. Определяя роль временной перспективы в развитии личности, А.Н.Леонтьев ссылается на пример перевоспитания юных правонарушителей в системе А.С.Макаренко. С этой позиции для формирования личности как субъекта активного отношения к своему прошлому и жизни в целом немаловажное значение играет раздвижение временных горизонтов жизнедеятельности до далеких будущих перспектив. «Человек вообще - весь в будущем» [137, с. 494].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Ваганова Светлана Федоровна. Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. Психологическая безопасность
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Мышление; thinking
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Воля; Will; Wille



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь