Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24359

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Зависимость между качеством личности как субъекта жизни и активностью целеполагания, планирования, прогнозирования жизненного пути констатирует украинский философ И.О.Марты-нюк. От того, насколько человеку удастся выразить смысл своей жизни в системе жизненных целей, планов и программ зависит, «будет ли он хозяином судьбы или же безвольно подчинится жизненным обстоятельствам» [156, с. 59]. Жизненные цели исследователь определяет как одно из звеньев цепочки личностных образований, опосредующих отношения смысла жизни и деятельности. Место жизненной цели в трехзвенной смысловой структуре деятельности определяется тем, что жизненная цель появляется от смысла жизни и далее трансформируется в дробные задачи и планы. Чтобы стать фактором, детерминирующим жизненный путь, смысл жизни должен воплотиться в жизненных целях, а жизненные цели, в свою очередь, зарядиться мотиваци-онной силой от смысла жизни. Между конечными и промежуточными целями устанавливаются отношения смыслообразования: жизненные цели «придают смысл более конкретным и частным
255
целям» [156, с. 16]. Совокупность жизненных целей образует высшую подструктуру мотивационно-целевой регуляции активности личности, выполняющую функции долгосрочного программирования индивидуальной жизнедеятельности. Здесь также правомерно положение Б.Ф.Ломова о том, что жизненные цели синтезируют цели отдельных видов деятельности и являются квинтэссенцией общей мотивационной направленности личности [153, с. 322].
Особое внимание в исследованиях целевой регуляции жизненного пути личности уделяется жизненным планам. Общепризнанным является то, что жизненные планы уточняют смысловое содержание жизненных целей в конкретных жизненных обстоятельствах и функционируют как одно из звеньев смысловой регуляции жизненного пути [80; 113; 156]. В жизненных планах происходит инструментализация жизненных целей и их наложение на временной ряд человеческой жизни. Как результат, композиция жизненных планов всегда содержит «жизненное расписание» -систему временных наметок по реализации смысложизненных отношений личности. Под таким углом рассмотрения жизненный план - это способ пространственной, временной и операциональной конкретизации смысла жизни, схема координации жизненных целей. Точнее говоря, функции жизненного плана, как и всякого плана деятельности, состоят в том, «чтобы вместе с учетом конкретных условий, объективных и субъективных возможностей отбирать те из имеющихся средств, которые в совокупности с деятельностью субъекта могли бы дать результат, наиболее полно отражающий свойства цели; устанавливать последовательность использования этих средств, определять сроки выполнения операций и всей совокупности действий, а также темпы действий на различных этапах; быть общим регулятором всей суммы действий субъекта, направленных на достижение плановой цели, побуждая и организуя ее в процессе указанной деятельности» [240, с. 141].
Таким образом, смысл жизни, жизненные цели и планы являются взаимосвязанным звеньями единой системы смысловой регуляции жизненного пути личности. Разработанность системы це-лесмысловой регуляции жизненного пути, бесспорно, является психологическим признаком личности как субъекта жизни и одним из параметров смысловой регуляции жизненного пути.
В задачи настоящего исследования не входит сопоставление всех доводов «про» и «контра» для каждой рассмотренной концепции. Исследование направлено на систематизацию и интеграцию положений современной психологии в области изучения личности как субъекта жизни. На основании результатов те-
256
оретического анализа попытаемся обобщить и концептуализировать относительно инвариантные положения, повторяющиеся независимо друг от друга в разных концепциях. Это поможет преодолеть фрагментарность понимания личности как субъекта жизни в контексте разных школ и направлений академической психологии и привести партикулярные трактовки к общему теоретическому «знаменателю».
Во-первых, необходимо констатировать связь субъект-ности жизни со смысловой регуляцией жизнедеятельности личности и, в частности, со смыслом жизни как интегральной основой субъекта жизни. Это концептуальное положение отстаивают представители практически всех проанализированных концепций: А.Адлер, К.Юнг, Р.Мэй, В.Франкл, Д.Бьюдженталь, С.Мадди, И.Ялом, Ш.Бюлер, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.А.Абульхано-ва-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, Н.А.Логинова, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев, К.Попель-ский, М.Страс-Романовская, К.Обуховский, В.Э.Чудновский, Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова. Перечисленные авторы солидаризируются по вопросу о том, что смысловая регуляция и смысл жизни являются психологическими предпосылками самодетерминации поведения и жизненного пути личности.
Во-вторых, необходимо отметить единодушие исследователей по вопросу о специфичности логики личностной регуляции жизненного пути и об отличии личностной логики детерминации жизненного пути от объективной логики развития жизни, заданной внешними обстоятельствами. На наличие у личности как субъекта жизни особой смысловой или субъективной логики детерминации собственного жизненного пути указывают следующие авторы: А.Адлер, К.Юнг, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Д.А.Леонтьев, М.Страс-Романовская, К.Попельский, В.Франкл, Д.Бьюдженталь, С.Мадди, Н.А.Логинова. Все названные авторы сходятся во мнении, что аутентичной для субъекта жизни логикой регуляции жизненного пути является логика смысла, логика субъективности, логика индивидуальности, финалистическая логика, телеологическая логика или логика интенциональности.
В-третьих, необходимо подчеркнуть, что общепризнанным является противопоставление смысловой регуляции жизненного пути личности каузальной детерминации. Примечательно то, что смысловую и каузальную регуляцию замыкают в оппозиционный биполярный конструкт, по которому можно шкалировать индивидуальную меру субъектности жизни. При этом
257
доминирующая каузальность отождествляется с несубъектным способом бытия, а доминирование смысловой регуляции полагают как признак субъектности жизни. На этих положениях настаивают следующие исследователи: А.Адлер, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, А.Мас-лоу, Р.Мэй, С.Мадди, Д.Бьюдженталь, М.Страс-Романовская, К.По-пельский, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Бра-тусь, Д.А.Леонтьев.
В-четвертых, исследователи акцентируют внимание на содержании смысла жизни личности как субъекта жизни, которое должно быть в высшей мере одухотворено - освещено общественно полезными или общечеловеческими духовными ценностями. При этом смысл жизни «отстраивается» от элементарных потребностей, которые придают его содержанию преимущественно индивидуалистический, эгоцентрический характер. Комбинация культурных ценностей и простейших потребностей в структуре источников смысла жизни рассматривается как индивидуальная характеристика личности в качестве субъекта жизни (А.Адлер, К.Юнг, Г.Олпорт, А.Маслоу, Х.Томе, В.Франкл, С.Мадди, И.Ялом, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, Ю.Б.Некрасова).
В-пятых, исследователи практически в унисон говорят о том, что личность как субъект должна осознавать содержание смысла своей жизни для того, чтобы руководить своей судьбой сознательно и ответственно. Рефлексивный способ бытия контрастирует с несубъектным способом, при котором смысл жизни остается неосознанным и неведомым для личности (А.Адлер, К.Юнг, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, А.Маслоу, Р. Мэй, С.Мадди, Д.Бьюдженталь, И.Ялом, Э.Берн, М.Страс-Романовская, К.По-пельский, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко, В.И.Слободчиков, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, С.И.Степанов, Е.П.Варламова, А.С.Сухоруков, Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, Н.Л.Карпова).
В-шестых, исследователи солидарны в том, что для нормального формирования личности в качестве субъекта жизни необходим высокий уровень общей осмысленности жизни, в то время как фрустрация потребности в смысле жизни блокирует развитие субъектности. К этому положению присоединяются А.Адлер, К.Юнг, Р.Мэй, В.Франкл, С.Мадди, Д.Бьюдженталь, И.Ялом, М.Страс-Романовская, К.Попельский, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь,
258
Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург, Ю.Б.Некрасова, Н.Л.Карпова.
В-седьмых, некоторые исследователи обращаются к особенностям структурной организации смысла жизни личности как субъекта жизни. В ряду наиболее типичных особенностей они постулируют широту, высокую степень субординации и структурированности смысловых отношений личности к собственной жизни. Напротив, аморфность структуры смысла жизни находят фактором, подавляющим субъектную активность личности. Эту особенность отмечают С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферо-ва, Д.А.Леонтьев, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон, Н.Л.Карпова.
В-восьмых, определенная часть исследователей характеризуют временные параметры смысла жизни, присущие личности как субъекту жизни. По их мнению, относительно равномерное распределение смысла жизни в континууме времени жизни с акцентом на будущем является гарантией оптимального временного режима жизнедеятельности. Это положение поддерживают А.Адлер, К.Юнг, Г.Олпорт, А.Мас-лоу, В.Франкл, Х.Томе, К.Попельский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, В.И.Ковалев, Ф.Е.Василюк, Л.И-.Анцыферова, А.С.Сухоруков, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, Н.А.Логинова, П.М.Якобсон, В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург.
В-девятых, практически единогласно исследователи утверждают, что личности как субъекту жизни присущ высокий уровень активности в практической реализации смысла жизни, в то время как не субъект пассивен и индифферентен в отношении реального воплощения жизненных замыслов. Высокий уровень активности в осуществлении смысла жизни как признак субъекта жизни расценивают А.Адлер, Ш.Бюлер, Г.Олпорт, А.Маслоу, Х.Томе, Р.Мэй, В.Франкл, Д.Бьюдженталь, М.Страс-Романовская, К.Попельский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыфе-рова, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Н.А.Логинова, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон, А.А.Бодалев.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Ваганова Светлана Федоровна. Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. Психологическая безопасность
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Мышление; thinking
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Воля; Will; Wille



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь