Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 24356

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Выявлению важных регуляторных особенностей личности как субъекта жизни всемерно способствует практика психологической помощи лицам, которые испытывают экзистенциальные трудности. Ценный опыт психологического воздействия на смысл жизни пациентов, страдающих нарушениями речевой функции, аккумулирован в логотерапии Ю.Б.Некрасовой и Н.Л.Карповой. Существенные подвижки в лечении таких пациентов отмечались в том случае, если параллельно с терапией основного расстройства прорабатывалось содержание смысла жизни. Активность личности как субъекта жизни и субъекта совладания с речевым недугом резко возрастала при трансформации индивидуалистических смыслов жизни в коллективистические и просоциальные [165]. Дополнительным фактором успешного излечения, компенсации и реабилитации больных явилось углубление понимания смысла жизни и рефлексия на свой жизненный путь [108], а также строительство смысла жизни «по векторам» широты, структурированности и субординации [109].
В современной психологической литературе имеются попытки целостного осмысления и синтеза различных подходов к психотерапии, центрированной на смысле жизни [205]. Вычленяются общие цели психологического воздействия на смысл жизни в различных школах и направлениях психотерапии и психокоррекции: повышение осмысленности жизни, активизация, расторможение творческой активности личности в сфере реализации жизненных ценностей и смыслов, интенсификация процессов рефлексии смысла жизни, уплотнение просоциального содержания смысла жизни. Реконструкция, достраивание смыслового будущего, о котором ранее не подозревал пациент, или «футурирование» также является одной из наиболее плодотворных линий воздействия на смысл
251
жизни [205, с. 92]. В конечном итоге базисной целью психотерапии является возвращение человеку способности организовывать свою жизнь в соответствии с ее неповторимым смыслом.
В некоторых исследованиях активность личности как субъекта жизни ассоциируется с функциями целеполагания, планирования, программирования жизненного пути. В результате этих процессов личность не только антиципирует будущие события и этапы жизни, но также выстраивает систему смысловых образований, необходимых для практической реализации смысла жизни. Эти смысловые образования «вплавлены» в жизненные цели, задачи, планы и программы, которые, с одной стороны, являются субъективными образами реального жизненного пути, а с другой, - смысловыми структурами, несущими элементы смысла жизни. На тесную психологическую связь смысловой регуляции жизненного пути и отмеченных целевых образований указывает К.А.Абульхано-ва-Славская: «Активность личности, выявленная в масштабах всей жизнедеятельности, позволяет понять ее субъективные - и сознательные, и деятельные - формы активности, обобщения своей жизни; личность устанавливает смысловые связи между отдельными задачами, делами, ситуациями. Создаваемая личностью, достигшей зрелости, программа всей жизни, включающая жизненные цели, планы, перспективы, жизненное мировоззрение, есть открытие смысла жизни» [4, с. 40-41]. В исследования целевых образований, регулирующих жизнедеятельность личности, чаще всего упоминаются жизненные планы [16; 77; 78; 80; 240], жизненные цели [113; 114; 156; 229], жизненная программа [202], жизненные ориентации [213], образ желаемого будущего [166].
Необходимость личности как субъекта жизни в промежуточных целевых структурах обоснована тем обстоятельством, что устойчивые смысловые образования сами по себе не могут быть претворены в жизнь: они «нуждаются» в «проводниках», ме-диирующих смысловую регуляцию в разнообразных жизненных ситуациях. Включение жизненных целей, планов, программ в контур смысловой регуляции жизненного пути личности необходимо в связи с различением обобщенных и устойчивых смысловых образований и производных от них целе-смысловых структур - ситуативных и конкретных. В смысловой регуляции жизненного пути действует универсальная закономерность: «Будучи внеситуативными, устойчивые мотивационные образования приобретают способность побуждать конкретное действие лишь посредством порождения мотивационных образований второго типа» [172, с. 31].
252
Несмотря на большое разнообразие целевых структур, все они легко упорядочиваются в единую систему смысловой регуляции жизненного пути. «Ядром» этой системы выступает смысл жизни, который смыслообразует целевые образования и делегирует им побудительную силу. В литературе специально подчеркивается про-изводность от смысла жизни жизненных целей, образов желаемого будущего, жизненных планов и программ. Например, И.О.Марты-нюк считает, что «будучи направленными на такой всеобщий конечный результат, как «благо», «счастье» и т.п., жизненные цели личности неразрывно связаны со смыслом жизни. Однако отождествление данных понятий было бы неправомерным, так как жизненные цели являются лишь одним из способов осознания смысло-жизненной проблемы» [156,с. 16]. Смысл жизни является наиболее устойчивой и трансситуативной структурой смысловой регуляции жизненного пути личности, в то время как производные от него целевые структуры распространяют свою регуляторную силу на дискретные этапы, события и ситуации жизнедеятельности, но не на жизненный путь в целом. В совокупности смысл жизни и целевые образования формируют внутренний план жизнедеятельности, в котором хорошо дифференцируются содержательная и инструментальные стороны. Содержательная сторона представлена собственно смыслом жизни, а также жизненными целями и задачами, намечающими образы потребного и должного жизненного пути. Инструментальная сторона комплексирует жизненные планы и программы, которые регламентируют пути, способы и средства реализации смысла жизни, жизненных целей и задач. Внутренние связи смысла жизни и целевых структур составляют «каркас» психологической структуры жизнедеятельности, в которой смысл жизни исполняет функции мотива, жизненные цели и задачи функции целевых образований соотносимых с отдельными жизнедей-ствиями, а жизненные планы и программы берут на себя операциональные функции. Описанное соотношение смысла жизни и производных от него целевых структур регуляции жизненного пути является закономерным, поскольку повторяет внутреннюю смысловую структуру любого вида деятельности.
Рассмотрим несколько философско-психологических концепций, обращенных к проблеме целевых структур в системе смысловой регуляции жизненного пути личности. Так, известный философ Л .Н.Коган разворачивает вопрос о соотношении смысла жизни, жизненных целей и планов в плоскость отношений сознания и реального жизненного пути личности. По его мнению, категория
253
смысла жизни имеет объективное содержание, которое заключается в объективной направленности и объективных результатах жизнедеятельности человека. Возникает законный вопрос: имеет ли смысл жизни тот, кто не осознает его, и как тогда жизненные цели и планы связаны со смыслом жизни? В качестве исходного предположения исследователь принимает тезис о том, что смысл жизни и цель жизни являются категориями однопорядковыми, но не эквивалентными одна другой. Наличие у субъекта жизненной цели уже предполагает наличие смысла жизни, на базе которого вырастает эта цель. Оторванность сознательно сконструированной цели от объективной направленности жизненного пути может спровоцировать внутренние коллизии по типу «измены самому себе». Смысл жизни подчиняет все жизненные цели и является своеобразной «сверхзадачей» жизнедеятельности человека. Смысл жизни пронизывает и тем самым скрепляет совокупность жизненных целей индивида. В то же время смысл жизни неотделим от тех жизненных целей, которые порождаются им и конкретизируют его. Смысл жизни как общее присутствует в каждой жизненной цели как в частном и раскрывается, насыщается конкретным жизненным содержанием только через нее. «Смысл жизни характеризует человеческую деятельность прежде всего со стороны ее направленности, ведущей тенденции и цели... Осознание смысла жизни требует от личности разработки жизненных планов и программ, рассчитанных как на ближайшую, так и на длительную перспективу» [113, с. 227]. Внутренние отношения смысла жизни, жизненных целей и программ представляются еще более сложными, если учесть, что каждая жизненная цель дробиться на ряд задач, а от каждой их этих задач ответвляется пучок еще более частных планов. «Это значит, что смысл жизни - не простая совокупность целей, а их иерархия, субординация и координация, их система» [113, с. 229].
Таким образом, по мнению Л.Н.Когана, опосредованность смысла жизни сознательно поставленными целями и задачами является сущностной характеристикой активности личности как субъекта жизни.
Системный характер целевой регуляции жизненного пути и репрезентации смысла жизни в жизненных целях личности схвачен в понятии «жизненная программа», которое предлагается украинскими философами Л.В.Сохань и М.В.Кирилловой. Авторы понятия отталкиваются от общефилософского понимания жизнедеятельности как сознательно и произвольно регулируемой и
254
организуемой активности личности. Атрибутом человеческой жизни является то, что свою судьбу человек делает предметом сознания и воли, а посему является ее творцом. В этой связи жизненная программа трактуется как одно из психологических средств саморегуляции, самосовершенствования и самовоспитания личности. Жизненная программа обладает мобилизующим и организующим свойством и является «идеальным средством превращения возможности в действительность» [202, с. 235]. Жизненная программа как элемент сознательного устроения личностью собственной жизни - это целостная картина спланированного жизненного пути, идеальный образ процесса и результатов жизнедеятельности, отражение жизненных целей [202, с. 234]. От единичной жизненной цели жизненная программа отличается по признакам системности и интегративности. Жизненная программа всегда - матрица генеральных целей жизненного пути личности, ядро жизненной позиции и субъективное основание индивидуальной линии жизни. Жизненная программа вырабатывается личностью на основе смысла жизни и детализируется в жизненных планах. Последние позволяют пересматривать и корректировать жизненную программу с учетом реального динамизма жизни и фактуры жизненных обстоятельств. В процессе созидания жизненной программы проявляется активность и избирательность личности как субъекта жизни.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Мамасуева Ю.Н., Бондарева М.В.. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
  • Фелд Б. Холдинг и содействие интерактивной регуляции в парах с историями травмы
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Анна Хмарун. Методы саморегуляции эмоциональной сферы
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Мясищева Наталья Анатольевна. Публичная лекция «Умеете ли вы управлять своими эмоциями?»
  • Маликова Наталья Александровна. Формирование саморегуляции у дошкольников
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Психоаналитические модели, учитывающие модульную структуру бессознательного и психики
  • Ваганова Светлана Федоровна. Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов»
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Соломин В.П., Шатровой О.В. и др. Психологическая безопасность
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Пугачёва Татьяна Сергеевна. Презентация 'Характеристика модели двигательного режима'
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Костырева Валентина Викторовна. Конспект совместной образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста «Я учусь владеть собой»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Мышление; thinking
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Воля; Will; Wille



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь