Аугустинавичюте Аушра » Теория Функций Функционика



1 страница


Т е о р и я ф у н к ц и й  

 

Ф У Н К Ц И О Н И К А  

 

модель личности по Аугустинавичуте  

 

Функция - совокупность особенностей восприятия , переработки  

и выдачи информации по аспекту. Поскольку аспектов - 8 , то и  

функций восемь. Нахождение аспекта в одной и той же функции у  

разных людей обуславливает одинаковое отношение к этому  

аспекту , одинаковую ( при равенстве интелекта ) его осознанность  

. Если один и тот же аспект находится в разных функциях , то  

это обуславливает разное восприятие и отношение к нему . Что и  

составляет основу различия между типами личности .  

Функции , подобно аспектам , можно описать при помощи прзнаков:  

 

1 ) сильная - слабая  

2 ) ментальная - витальная  

3 ) акцептная - продуктивная  

 

Таким образом ,  

 

1 ф. сильная ментальная акцептная  

2 ф. сильная ментальная продуктивная  

3 ф. слабая ментальная продуктивная  

4 ф. слабая ментальная акцептная  

5 ф. сильная витальная акцептная  

6 ф. сильная витальная продуктивная  

7 ф. слабая витальная продуктивная  

8 ф. слабая витальная акцептная  

 

Кратко опишем признаки :  

1) Акцептность - это способность отражать ,  

"фотографировать" и репродуцировать информацию по аспекту .  

Продуктивность - определяет возможность создавать новое по  

аспекту , на основе той информации , которую создала  

акцепторная функция .  

2) Сила - предлагает уверенное владение информацией (  

достаточное ее количество ) и волевое влияние на социум .  

Слабость - означает , что информация по аспекту используется  

неуверенно , ее не хватает, поэтому по слабым функциям тип  

подвержен влиянию социона .  

3) Ментальность ( осознанность ) - предполагает объективное  

изучение мира , стремление перевести информацию в языковую форму  

.  

Витальность - предполагает субъективное , "через себя" ,  

изучение мира , требует слияния с изучаемым .  

Можно сказать , что по ментальным функциям не столько  

делают , сколько разговаривают , а по витальным действуют , мало  

задумываясь , они хуже осознанны , чем витальные .  

 

Фунукции описаны следующим образом :  

- Определение  

- Номер  

- Детальное описание  

- Описание приемов развития функции  

С и л а - с л а б о с т ь ф у н к ц и й  

 

Сила функции предполагает наличие информации и навыков в  

количестве , достаточном для разумных и интенсивных действий.  

Спокойное и уверенное владение этой информацией . Волевое  

внедрение своего мнения в мир . Смелость и категоричность оценок.  

Получение информации спокойное и уверенное . При пользовании  

сильными функциями успехи обыкновенны, следовательно,  

пользоваться сильными функциями приятно .  

Слабость функций определяет неспокойное, неуверенное и  

неврозное владение информацией . Подверженность влиянию социума  

на действия , мнения , суждения , эмоции .  

Динамическая сторона признака : сильные функции всегда  

полны информации , готовы к использованию и используются (  

кинетические ); слабые же функции "не успевают" , нуждаются в  

накоплении информации, которую используют в основном не сами по  

себе , а как горючее для сильных .  

М е н т а л ь н о с т ь - в и т а л ь н о с т ь  

ф у н к ц и и  

 

Действительность с точки зрения психики образованна из двух  

частей : извне подаваемой информации иизнутри познаваемой  

действительности . Причем даже собственный организм может  

изучаться внешним, более осознанным , "теоретическим" образом, а  

с другой стороны, наши внутренния ощущения зависят не только  

сами от себя , но отражают весь окружающий мир . То есть, ощущая  

себя, человек неизбежно ощущает весь мир . Поэтому и существуют  

обе части психики , воспринимающие информацию существенно по  

разному . Ментальная часть - воспринимает информацию как бы со  

стороны , как внешние по отношению к себе предметы , как  

рельефный набор обособленных друг от друга объектов или процессов  

. Другая - витальная - отражает мир изнутри организма , как  

нечто непрерывное , слитое воедино , нераздельное . Ментальные  

функции осмысливают действительность и сознательно к ней  

приспосабливаются . Эта информация распространяется в социуме .  

Витальные функции - эхо внешнего мира в индивиде . Ментальные  

функции свои проблеммы решают ментальным способом : сбор и  

передача информации , спор , доказательства ; все в основном  

на уровне второй сигнальной системы . Витальные - витальными  

: прием сигналов - раздражителей и реакция на них по первой  

сигнальной системе . ( т.е. большей частью , действием .  

Можно сказать , что ментальные функции не столько  

действуют , сколько рассуждають , а витальные - наоборот.  

Ментальное восприятие предполагает известное расстояние до  

изучаемого , витальное - наоборот , слияние с ним .  

А к ц е п т н о с т ь - п р о д у к т и в н о с т ь  

ф у н к ц и й  

 

Акцептные элементы "отражают , фотографируют ,  

репродуцируют действительность и обеспечивают психику объективной  

информацией . Это всегда то , что находится во внешнем мире вне  

психики . Это всегда отражение объективного мира , информация  

про объективный внешний мир. И про себя самого, как про частицу  

этой объективности.  

Следует отметить , что акцептному элементу всегда присуще  

чувство эмпатии или чуство какой-то слитности с отражаемым . Эти  

элементы воспринимают и акцептируют то , что есть вовне". Эта  

информация воспринимается как объективная данность , которую  

можно воспринимать, воспроизводить ( репродуцировать ) и  

использовать .  

"Коммуникат продуктивность элемента - это то , что  

извлекается из акцептным методом полученной информации . Этот  

элемент можно назвать творческим , потому что в том , что он  

извлекает из акцептным методом полученной информации , есть  

частица того , чего нет и не было в объективном мире . Это его  

вывод , его представление о данном аспекте объективного мира ;  

о том , каким он , этот аспект, в его представлении является , и  

каким он должен и может быть.  

Продуктивным элементам присуща инструментальность, а не  

эмпатия. Их творчеством является то , что индивид извлекает из  

акцептным элементом доставленной информации ; это с одной стороны  

субъективное приспособление индивида к объективной реальности, а  

с другой - творчество."  

Итак , мы имеем два свойства элемента : отражение и  

репродукция определенного аспекта с одной стороны, ипродукция  

нового на основе информации , данной объективной реальностью , с  

другой . На "фабрику" поставляется сырье , производится -  

продукция .  

Было бы неправильным считать акцептные элементы абсолютно  

акцептными , продуктивные - исключительно продуктивными .  

"Несомненно , продуктивные элементы в своей активности учитывают  

и соответствующие аспекты в действительности . То есть они не  

только продуцируют, но в какой то степени и отражают картину  

действительности". Каждый элемент является сочетанием обоих  

свойств: в акцептном преобладает репродукция , в продуктивном -  

продукция , творчество . Чем же отличается творчество по  

акцептным и продуктивным элементам ?  

Продукция акцептного элемента основывается на моделировании  

, конструировании из известных элементов . Функционирование  

этого элемента оценивается по уровню точности . Это  

воспроизведение по известным образцам , это конструктор , в  

котором деталями , кубиками являются частицы объективной  

реальности , воспринимаемые как данность. Творчество  

продуктивного элемента - это продукция нового, качественно нового  

; изобретательство с долей иимпровизации ; так как аналога нет ,  

и что получится в итоге не всегда известно . В какой то мере  

это творчество индивидом ощущается как более личное, как критерий  

оценки его личности окружающими . "Удар" или отрицательная  

информация на этот элемент более неприятна , нежели на  

акцептный , так как во втором случае это вызывает скорее  

удивление и некоторое недоумение . " Я же складывал кубики  

заведомо хорошо , как же могло получиться что-то плохое ? " А в  

продуктивном творчестве каждый кубик - личное творение , детище  

, в которое человек вкладывает частицу себя . По акцептным  

элементам индивиду присуще чувство ответственности , по  

продуктивным он гораздо менее уверен и ответственности не берет  

, но выполняет обязанности . По акцептным мы более склонны  

говорить о недостатках , по продуктивным - о достоинствах .  

С и л ь н а я м е н т а л ь н а я  

а к ц е п т н а я  

 

Наиболее сильная , осознанная и акцептная . Количество  

информации, получаемое по 1 аспекту больше , чем по любому  

другому аспекту. Воспринимается эта информация наиболее глубоко и  

"дифференцированно". Происходит получение и превичная обработка  

информации очень естественно и настолько быстро , что сам человек  

их не замечает, а просто "имеет готовую информацию" . Легкость  

получения и успешность использования информации по 1 аспекту  

есть причина и следствие того , что человек практически  

постоянно наблюдает за 1 аспектом , снает каналы получения  

информации и пути воздействия на социум . Имеет четкую сферу  

интересов . Ввиду своей уверенности в правильном понимании всего  

, что происходит вокруг 1 аспекта , не стесняется своих  

проявлений по этому аспекту . Благодаря умению отделить  

главное от второстепенного , знанию лучших стандартов , человек  

спокойно переносит критику окружающих , сам уверенно и  

категорично критикует других .  

Абсолютная память - возможность в любой момент вспомнить то  

, что однажды было увидено , услышано , понято и тем более  

сделано по 1 аспекту . Поэтому же информация по 1 аспекту и есть  

первое , что мы вспоминаем о человеке при встрече (тип, характер,  

должность и т.п.).  

1-я функция - то , что сам человек более всего в себе ценит  

; получая от внешнего мира немного по 1 аспекту ,  

довольствуется и этим . В мениях и деятельности по первому  

аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои  

мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить . Отношение  

к другим людям (социумам ) определяется потребностями 1 аспекта  

на данный момент. (Характерно, что советский строй каждый  

критикует с точки зрения своей 1-ой и 3-ей функции , что даже  

может быть использовано для диагностики типа . )  

Первая функция склонна интересоваться другими больше, чем  

собой ( о себе успевает позаботится между делом ) , поэтому ей  

нужна арена деятельности , люди, которые слушают и слушаются. И к  

мнению по 1 аспекту действительно стоит прислушаться , ведь  

человек за всеми признает права по 1 аспекту и худого не  

посоветует . Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но  

близких "для их же блага" зачастую стремятся всеми способами  

подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не демонстрировать  

грубо отрицание оценики другого, тактично помогать .  

Резюме : 1-я функция определяет мировосприятие человека ,  

его "информсационную профессию" , имедж . Человек имеет по этому  

элементу максимум информации , наиболее уверенно ей пользуется ;  

можно сказать, что это самая сильная функция , "зона личного  

произвола".  

С и л ь н а я м е н т а л ь н а я  

п р о д у к т и в н а я  

 

Вторая после 1 по силе осознанности функция . Но в  

противоположность ей не акцептная , а продуктивная . Еслипо  

первой человек выполняет в обществе роль специалиста ,  

консервативного икритичного пользователя и расспространителя  

лучших из известных ему стандартов, то второй он пользуется как  

инструментом для достижения целей по 1, и относится к  

соответствующему аспекту именно как к инструменту . С другой  

стороны , оттачивая и совершенствуя этот инструмент ( в  

соответствии с тем , как это диктует первая , и ни на йоту  

больше !), изобретают и открывают нечто новое , дотле  

человечеству неизвестное. И если первую функцию в соционике  

называют базовой , то вторую - творческой . В качестве  

инструмента может использоваться уже существующая методика , но  

поскольку функция донорная , то человеку гораздо интереснее  

придумывать самому , чем копаться в старом , которое он обычно  

даже не стремится запоминать . Если 1 аспект рассматривается  

человпком как объективно данная часть мира , то 2 аспект - скорее  

как свои личные умения , качества и творчество , поэтому критика  

по 2 аспекту переживается гораздо острее , чем по 1-му , может  

даже возникнуть желание во что бы то ни стало доказать  

собственную правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по  

себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы относпмся , как  

к своим , т.е. полагаем свободу творчества , требуем  

раскрепоститься , но категорически не принимаем пренебрежения  

по этим аспектам , даже более категорично , чем по 1 аспекту ,  

гипертрофированно остро замечаем недостатки и достоинства других  

. Когда нас просят помочь по 2 аспекту, воспринимаем это как  

признание наших успехов и с удовольствием помогаем . Более того  

, при отсутствии последователей по второму аспекту чувствуем  

свою ненужность.  

 

Хорошее воспитание по второй- отсутствие категоричности в  

оценках, ненавязчивость . Тренировка этой функции легче , успех  

же тождественен самоутверждению в обществе .  

 

Резюме : 2 функция творческая , здесь человек создает новое ,  

до него не пзвестное . Творчество ради достижения цели по первой  

и самоутверждения .  

Б л о к "Э Г О"  

 

Блок - это пара функций . Акцептная отражает действительность  

, продуктивная формирует на основе информации , воспринятой  

акцептной, новую информацию , которая может не вполне  

соответствовать реальности. Эта неполнота с одной стороны -  

недостаток , а с другой - благодаря ей и только ей возможно  

творчество . Особенно это подходит к блоку Эго ( от латинского  

"Я" ) , который и называется в соционике блоком творчества .  

 

Общие свойства блока - строгий диктат ( индивид упрямо  

отстаивает свои мнения и стремится внедрить их в социум ) ;  

знание и распространение лучших стандартов , идеалов ; оценка  

общества ; основное средство воздействия ( 2-я ради 1-ой ) ;  

эго не знает сомнений , переживаний , угрызений совести ; при  

его реализации индивид смел и бесстрашен , всегда уверен, что  

найдет выход из сложившейся ситуации; для эго хапрактерны  

словесные поправки по поводу всего, недостаточно разумного , или  

, наоборот , опасного ; Эго - социально - демонстративный,  

автономный или творческий блок ; блок точной самооценки ; блок  

, при реализации которого человек требует адекватного его  

способностям и качествам признания ; старание действовать  

полностью самостоятельно .  

По аспектам блока Эго шутят , сами не боятся показаться  

смешными , поскольку юмор допустим лишь по аспектам, в которых  

человек чувствует себя сильным . Не очень-то считаются с  

авторитетами и общепринятыми нормами. По этим аспектам не  

стесняются вступать в спор , высказывать возмущение и восхищение  

, диктовать моду и давать безаппеляционные реплики .  

Прекрасное понимание людей по этим составляющим .  

Блок Эго включается энергично в активность только после того,  

как приобретает последователей , желающих пользоваться его  

идеями , но неспособных осуществить их , соответственно


Просмотров: 2281
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь