Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 101344

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Неречевое поведение не является объектом анализа в лингвисти- — это скорее область этнографии. Но поскольку неречевое и ре- поведение неразрывно связаны в реальном общении, то такие »мвления входят в сферу интересов этнопсихолингвистики как раздела ^психолингвистики. Этнопсихолингвистика описывает особенности той |или иной культуры в её языковом проявлении, а также язык жестов, ЙИМИКИ и телодвижений, существующих в том или ином этносе.
Психолингвистика близка и социолингвистике, и, в частности, ген-ядерной лингвистике, изучающей различия в языке мужчин и женщин. В отечественной психолингвистике имеется раздел, связанный с Ёциссовой коммуникацией. Теория массовой коммуникации изучает вос-Шриятие текстов радио, эффективность телевидения, воздействие газет-|,иых текстов, влияние на сознание человека политических плакатов и • лозунгов, рекламы.
Можно также говорить и об идеологическом языке как об объекте Психолингвистики. Так, Татьяна Слама-Казаку (Tatiana Slama-Cazacu), -являясь главным редактором Международного психолингвистического | журнала (International Journal of Psycholinguistics), а также президен-> том Международной организации прикладной психолингвистики (International Society of Applied Psycholinguistics) и будучи румынкой по происхождению (как известно, Румыния была тоталитарным государством), большое внимание уделяла именно этой проблеме. Мы подроб-| но рассмотрим этот вопрос при обзоре прикладных аспектов психолингвистики.15

Следует подчеркнуть, что психолингвистика опирается в значитель*-ной степени на данные лингвистического анализа, однако, рассмат^-ривает их как промежуточные (требующие дальнейшего анализа). По словам А.А. Леонтьева, «разделение труда» между лингвистом и психологом в исследовании речевой деятельности таково: лингвист изучает то, ЧТО усваивается; психолог изучает психологические корреляты лингвистической модели и процессы, происходящие в сознании человека при усвоении, восприятии или продуцировании лингвистической модели, т.е. то, КАК говорящие в действительности конструируют и понимают предложения.
В психолингвистике существует достаточно большое количество работ более лингвистического, нежели психологического характера. Немало лингвистически ориентированных работ посвящено исследованию роли значения формы слова для его функционирования в общении.
Общепризнано, что в большинстве случаев качество звука никак не связано со значением слова. Некоторые же учёные обратили внимание на исключения —в частности, на звукоподражательные слова, звуковая форма которых связана с их смыслом. В психолингвистике существует такой раздел, как фоносемантика (другое название — психофонетика). Фоносемантика изучает эмоциональное содержание звуков языка. Экспериментальные данные показывают, что гласным звукам носители русского языка приписывают следующие цветовые значения: а — красная, я — ярко-красная, о — белая, ё — жёлто-зелёная, е — зелёная, э — зеленоватая, и — синяя, у — сине-зелёная, ю — сиреневатая, ы — тёмно-коричневая. (А.П. Журавлевым опрошено более 10 000 испытуемых.)
Большое место в психолингвистических исследованиях занимает проблема семантики слова. Возникла даже особая наука психосемантика, изучающая происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы знаний. Психосемантика строится на положении, что язык удваивает наш мир. Вот как писал об этом отечественный психолог А.Р. Лурия: «Челбвек имеет двойной мир, в который входит и мир непосредственно отражаемых предметов, и мир образов, объектов, отношений и качеств, которые обозначаются словами. Таким образом, слово — это особая форма отражения действительности. Человек может произвольно называть эти образы независимо от их реального наличия, может произвольно управлять этим вторым миром».
Психология грамматики, представляя собой раздел психолингвистики, изучает особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматической формы. Важным тут является 16

положение о перекодировке фразы при рецепции. Утверждается, что кроме поверхностной структуры фраза имеет и глубинную структуру, и для понимания смысла необходимо «перевести» фразу из поверхностной в глубинную. Психолингвистические эксперименты выявили значительную трудность понимания синтаксически сложных фраз (в частности, оказалось, что для восприятия пассивных или отрицательных конструкций требуется больше времени, нежели для восприятия активных или утвердительных).
Психолингвистика тесно связана с лингвистикой текста. Если лингвистика текста рассматривает текст преимущественно статически — как законченный продукт написания или говорения, то в психолингвистике текст рассматривается динамически — как продукт речевой деятельности. Психолингвистика, используя данные, полученные в рамках лингвистики текста, обращает особое внимание на такие характеристики текста, как его цельность, наличие в нём смысловых пропусков (так называемая скважность), эмотивность (его способность передавать эмоции), прецедентность (наличие в тексте отсылок к другим текстам). Иными словами, психолингвистика текста изучает, каким образом текст существует в сознании тех, кто его воспринимает. Кроме того, отечественная психолингвистика подходит к тексту достаточно широко. В частности, она может рассматривать как текст и рисунок, и иллюстрацию. Эксперименты показывают, каким образом сопрово-не текста зрительным рядом улучшает или ухудшает результат |- восприятия, помогает или мешает правильному пониманию «словесного текста». При широко понимаемом предмете психолингвистики текста она становится близка психостилистике и психопоэтике.
Близка психолингвистике и психология речи, изучающая проблемы устройства речевого аппарата, механизмы произнесения речи, её ^артикуляции, её внятного проговаривания. В рамках психологии речи ?,изучается устройство слухового аппарата (опознание звуков, их распознавание, восприятие), а также описывается патология речи при раз-яичных поражениях головного мозга. Речь при этом рассматривается преимущественно как результат движений системы дыхательных и жевательных органов. К примеру, для психологии речи важны акустические различия между мужской и женской речью (в частности, [Полученные данные свидетельствуют о том, что мужские голоса имеют частотную область 80-150 герц, у женщин диапазон голоса шире — 120-400 герц). Многие приёмы и методы исследований в рамках психолингвисти именно поэтому психолингвисти 17
ка нередко считается частью не лингвистики, а психологии. Именно поэтому во многих научных библиотеках книги по психолингвистике находятся в разделе как лингвистики, так и психологии.
Наиболее тесно психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, а также с психологией личности и с когнитивной психологией (изучающей познавательные процессы). Поскольку психолингвистика изучает общение, ещё одной весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология (и соответственно психология общения как её часть). Кроме того, поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объём психолингвистики, она самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией). Наконец, она взаимодействует и с этнопсихологией, изучающей психологические особенности людей, принадлежащих разным этносам и культурам.
5. Язык — речь — речевая деятельность
Принципиально важной для отечественной психолингвистики является работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании». В ней было предложено в качестве предмета психолингвистики рассматривать следующие три аспекта языка.
Первый аспект — это речевая деятельность, под которой учёный понимал процессы говорения и понимания. При этом он отмечал, что процессы понимания, интерпретации знаков являются не менее активными, чём процессы произнесения звуков, говорения (так как мы понимаем то, чего ранее никогда не слышали). Из этого, по мнению Щербы, следует, что «этот механизм, эта речевая организация человека никак не может равняться сумме речевого опыта (говорения и понимания) данного индивида, а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта». Вторым аспектом он считал языковую систему — прежде всего словарь и грамматику. «Правильно составленные словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка», — писал Щерба. При этом он полагал, что языковая система проявляется в индивидуальных речевых системах. Третий аспект языковых явлений — языковой материал. Это «не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого и понимаемого в определённой обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы. На языке лингвистов это тексты, в представлении старого филолога это литература, рукописи, книги». 18

Отношение между речевой деятельностью и языковым материалом таково: речевая деятельность создаёт языковой материал. Языковая система выводится лингвистами из языкового материала. Речевая деятельность и производит языковой материал, и несёт в себе изменение языковой системы. Тем самым все три аспекта языковых явлений тесно связаны друг с другом. Л.В. Щерба также отмечал, что речевая деятельность обуславливается сложным речевым механизмом человека, или психофизиологической речевой организацией индивида. Эта речевая организация не равняется сумме речевого опыта (говорения и понимания), а является его своеобразной переработкой. Она является социальным продуктом и служит индивидуальным проявлением языковой системы (которая выводится из языкового материала). Индивидуальная языковая система связана с языковой системой, принадлежащей всему сообществу, через индивидуальную речевую систему (психофизиологическую речевую организацию, по Щербе). Поэтому представление отдельных индивидуумов о языковой системе несут на себе отпечаток личностного речевого опыта (так, разными будут представления о языке у ребёнка и, к примеру, у человека, проведшего много лет в тюрьме). Исследователь тем самым делал важное с психологической точки зрения разграничение механизма (речевой организации человека) и процесса (речевой деятельности), а также процесса (речевой деятельности) и продукта (языкового материала). Отметим также, что согласно психолингвистическим представлениям речевая организация человека не является пассивным хранилищем сведений о языке. Это динамическая (подвижная) функциональная система. Кроме того, существует постоянное взаимодействие между процессом приобретения речевого опыта и его продуктом. Иными словами, получая новую информацию речевого плана, человек не только перерабатывает её, но и перестраивает всю систему своего речевого опыта. Это всё позволяет считать речевую организацию человека достаточно сложной самоорганизующейся системой. В центре внимания психолингвистики находится именно речевой механизм человека и особенности его становления и функционирования. Важным для понимания сути речевой деятельности является положение о том, что речевая деятельность включена в другие виды деятельности человека и сама по себе самостоятельным видом деятельности не является. 19

Подводя итог сказанному, отметим, что такой широкий подход психолингвистики к речевой деятельности позволяет ей рассматривать человека говорящего во всей совокупности его проявления в речи. Можно даже сказать, что предмет психолингвистики — это homo loquens — человек говорящий или даже языковая личность в целом.

Вопросы для контроля



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст
  • Симакова Е.С. ЕГЭ 2015. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение заданий части 2.
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание части 2. Комментарий к сформулированной проблеме текста
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Задания части 2. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения
  • Квалитативный (качественный) анализ текста
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С). Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументация собственного мнения
  • Андрей Медведев. Использование рукописного текста в диагностике обмана
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс
  • Григорьева М.В., Назарова Т.Н. Русский язык. 8 класс. Анализ текста. Практикум
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту
  • Семенцов В.С. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БРАХМАНИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ РИТУАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задания части 2. Комментарий к основной проблеме текста Аргументация
  • Зинина Е.А. и др. Я сдам ОГЭ! Литература. Типовые задания в 2 частях. Часть 1. Анализ художественного текста
  • Любичева Е.В. ЕГЭ-2009. Русский язык. На пути к экзамену. Сдаем без проблем
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс
  • Манифестныйи латентный (явный и скрытый); manifestand latent
  • Рейнольдс Джон. ДЗОГЧЕН в представлении У.И.Эванс-Венца и К.Г.Юнга
  • Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 1. Задания 1-3. Анализ текста
  • Егораева Г.Т. ЕГЭ 2018. Русский язык. Тематический тренажёр. Задания части 2
  • Дмитрий Алексеев. Демиург и Ялдаваоф, ошибочное отождествление
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2016. Русский язык. Выполнение заданий части 3. Задания 15.1-15.3
  • Богданова Е.С. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ. 9-11 классы
  • Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 3. Задания 21-26. Анализ текста. Сочинение по прочитанному тексту
  • Мышкина Н. Л., Кушнина Л. В., Беляева И. В., Гейхман Л. К., Перчаткина Н. Н.- Гибкое скорочтение - ваш шанс. Путь к творчеству и профессионализму в чтении
  • Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С.
  • Цыбулько И.П. и пр. ОГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ОГЭ! Тематический практикум. Часть 2. Задания 2-14. Анализ текста
  • Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Обучение написанию сжатого изложения
  • Неттина Тамара Васильевна. Развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Сефер Бахир
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Львова С.И. ОГЭ 2016. Русский язык. Сборник заданий
  • Львова С.И. ОГЭ 2019. Русский язык. Сборник заданий
  • Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс
  • Кухлинг К. Справочник по физике
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Артем Ковтун. Методология системного анализа
  • Львова С.И. ГИА 2013 и 2009. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс
  • Мамай О.М. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. Задания части 2.
  • Мамай О.М. ЕГЭ 2016. Русский язык. Типовые тестовые задания. Задания части 2.
  • Харский К. Практическое применение Эриксоновского гипноза.
  • Мамай О.М. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(С)
  • Мамай О.М. ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3(С)
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Кузнецова Оксана Юрьевна. Сценарий выпускного вечера для малышей.
  • Плотин. ЭННЕАДЫ
  • Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания части 2. Тексты-аргументы
  • Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 2. Задания 4-20. Нормы современного русского литературного языка
  • Аристова М.А. ЕГЭ. Литература. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь