Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 130403

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,
М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,
В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,
В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,
В.М. Тиктинский-Шкловский
Рецензент В.Д. Бондалетов,докт. филол. наук
БелянинВ. П.
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание
Предисловие 7
{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
* 1. Объект и предмет психолингвистики 8
2. Определения психолингвистики 9
3. Причины появления психолингвистики 12
f 4. Междисциплинарность психолингвистики 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность 18
: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 21
г 1. Язык — это деятельность человеческого духа . 21
2. Язык отражает культуру народа 22
3. Язык включает в себя психический компонент 23
4. Язык — это условие мысли 25
5. Язык ограничивает познание мира 26
6. Язык есть условие общения 27
7. Язык регулирует деятельность человека 27
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы 29
9. Современное состояние психолингвистики 30
Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ 34
1. Язык животных в природе 34
2. Говорящие животные 35
,'i 3. Дети-Маугли 39
i 4. Критический период для освоения речи 40
5. Освоение речи ребёнком 41
6. Доречевой этап 42
[ 7. Освоение звуковой формы 44
8. Связь звучания со смыслом46
9. Активный рост запаса слов . 47
10. Овладение морфологией 49
11. Ошибки в речи детей 50
12. Детское словотворчество 52
13. Овладение синтаксисом 54
14. Овладение значением слова . . . . 57
15. «Родительский» язык 59
16. Детские словечки 62
17. Теория формирования языкового сознания в онтогенезе ... 64
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ 69
1. Речевые ошибки 69
2. Теории происхождения речи 74
3. Модели производства речи 75
4. Стохастическая модель производства речи 75
5. Модель непосредственно составляющих 76
6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского . 76
7. Теория уровней языка 79
8. Модель Т-О—Т-Е 80
9. Модель Л.С. Выготского 81
10. Модель А.Р. Лурии 82
11. Модель А.А. Леонтьева 83
12. Модель Левелта 84
Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 87
1. Неосознаваемоеть восприятия речи 87
2. Уровневость восприятия речи 88
3. Осмысленность восприятия речи 88
4. Восприятие букв и слов 90
5. Восприятие предложений 94
6. Соотнесение речи с действительностью 97
7. Механизм эквивалентных замен 100
8. Механизм вероятностного прогнозирования 100
9. Восприятие и понимание речи 103
10. Значение и смысл 104
11. Модели восприятия речи 105
4

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ . Г 108
1. Слово — высказывание — текст 108
2. Включённость текста в неречевую деятельность 110
3. Производство текста . 111
4. Затекст — текст — подтекст 112
:' 5. Восприятие текста 112
6. Пересказ текста 113
; 7. Пошаговость восприятия 114
8. Многозначность текста 115
9. Свойства текста 120
Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ 126
1. Роль эксперимента в психолингвистике 126
2. Ассоциативный эксперимент 129
3. Метод семантического дифференциала . 136
4. Методика дополнения 140
5. Методика заканчивания предложения 142
6. Методы косвенного исследования семантики 143
7. Градуальное шкалирование 143
8. Методика определения грамматической правильности .... 145
9. Опросник 146
10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147
Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА 151
1. Язык и культура 151
2. Гипотеза лингвистической относительности 151
3. Национально-культурная специфика слова 153
4. Лакуны 154
5. Речевое поведение 156
6. Билингвизм ._ 156
7. Ошибки при изучении иностранного языка 158
8. Речь иностранца 161
9. Культурный шок 163
10. Аккультурация 164
11. Лингвистический шок 165
12. Интеркультурные контакты 166
5

Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА .169
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости 169
2. Речь в изменённом состоянии сознания 172
3. Речь при акцентуациях и психопатиях 172
4. Речь при отдельных заболеваниях 178
5. Физиологические центры речи 179
6. Нарушения речи 180
7. Дефекты речи 183
8. Язык глухонемых 185
Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКИ 188
1. Судебная психолингвистика 188
2. Язык и тендер . 201
3. Нейролингвистическое программирование 203
4. Автоматический анализ текста 208
5. Язык и речевое воздействие 209
Конспективное изложение курса 218
Литература 224



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • неизвестно Языкознание. Русский язык. Энциклопедия для детей. Т.10.
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Притча «Язык Божественного»
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 7 класс. Учебник для школ с углубленным изучением англиского языка
  • Болотов В.Н. Арабский язык. Справочник по грамматике
  • Нечаева К.К. Португальский язык. Справочник по грамматике
  • Нуриева Б. и др. Русский язык. 5 класс
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Аверин М.М. и др. Немецкий язык. 10 класс. (Горизонты) Книга для учителя
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 Частях
  • Аверин М.М. и др. Немецкий язык 11 класс. (Горизонты) Книга для учителя
  • Притча «Язык и Зубы»
  • Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование
  • Мустафаева М., Амрахова С. Русский язык. 7 класс.
  • Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А. Русский язык. Учебник для 7 класса - Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А.
  • Крылова Н.И. Немецкий язык для начинающих
  • Притча «Сабля и язык»
  • Гущина Ольга Владимировна. Сценарий досуга «День родного языка» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми: составить рассказ со словами из списка
  • Нуриева Б., Мустафа-заде Н. Русский язык. 1 класс.
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Данусия Сток Польский за три месяца
  • Матвеев С.А. Французский язык. Все необходимые разговорные темы
  • Зёльнер М.А. Краткая грамматика итальянского языка
  • Р.Н. Бунеева., Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 2 класса"
  • Богданова Н.В., Крячина С.Н. Немецкий язык для детей
  • Кун О.Н. Японский язык за один месяц. Самоучитель разговорного языка
  • Р.Н. Бунеева. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 3 класса"
  • Давидюк Л.В. Русский язык. 5 класс
  • Тамайо О. Самоучитель. Испанский язык для начинающих
  • Яковлева Л.Н. Немецкий язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. (Вундеркинды Плюс)
  • Давидюк Л.В. и др. Русский язык и литература. 11 класс
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Р.Н. Бунеева., Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 4 класса"
  • К.А. Левковской Как изучать немецкий язык самостоятельно. Под редакцией
  • Дугин С.П. Английский язык за 42 урока. Самоучитель
  • Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Проверочные работы
  • Разинов П.А., Афанасьева В.Н. Финский язык для начинающих
  • Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. В 2 частях
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Распертова С.Ю. и др. Китайский язык. 10 класс. "Открывая Китай" Рабочая тетрадь.
  • Гвинджилия О.В. Русский язык. Спутник учебника. 3 класс. Часть 2
  • Матвеев С.А. Французский язык за 4 недели
  • Зеленина В.И. Русский язык. 6 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь