Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 101327

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Указывая на то, что речь помогает мышлению, Блумфилд отмечает следующие её свойства: способность передавать информацию, абстрактность, наличие речевого коллектива. Вместе с тем нельзя не отметить, что Блумфилд, определяя язык как особую форму поведения человека, сводил коммуникативную функцию языка к цепи стимулов и реакций, а социальную природу языка — к процессам одного порядка с биологическими процессами. Тем самым снимался вопрос о связи 28

языка и мышления, о социальной природе языка. В соответствии с традициями бихевиоризма в объектную область исследования вводи- лись только наблюдаемые, а не все реально существующие фрагменты процесса речевого общения. Не решалась также проблема языкового значения.
В целом же, согласно бихевиоризму, речь представляет собой поведение. Предполагается, что люди приучаются употреблять определённую речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. Говоря в психологических терминах, это обусловленная вербальная реакция. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями в ответ на обращенную к ним речь. Повторное возникновение подобной ситуации автоматически вызывает выработанную вербальную реакцию в скрытой или явной форме. А поскольку словесная реакция может служить побудительным стимулом для другой словесной реакции, возникает цепь рефлекторных актов. Именно эта цепь актов и используется людьми в общении между собой. Эта цепь и образует «вербальное поведение».
Бихевиористский подход к речи имеет своей целью выявление в сложных процессах речевого общения людей некоторых повторяющихся стереотипных форм. Немаловажно и то, что их можно относительно просто описать. Подавляющее количество работ в американской психолингвистике связаны именно с возможностью представления сложного речевого материала в виде доступных для формализованного представления форм и формул.
Вместе с тем некоторые современные исследования ориентируются не на стереотипные, а на продуктивные и творческие возможности речи, «формулы» для которых ещё только предстоит создать.
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической школы
В московской психолингвистической школе принят ряд постулатов (положений), определяющих её подход к анализу речевой деятельности. Не раскрывая подробно, назовём их.
Постулат первый. Единицей психолингвистического анализа является не «элемент», т.е. не статический коррелят той или иной языковой единицы в психике носителя языка, а элементарное речевое действие и речевая операция (в предельном случае — акт речевой деятельности).
29

Постулат второй. Эта единица психолингвистического анализа трактуется в деятельностной парадигме, т.е. исходное речевое событие характеризуется деятельностным фреймом (схема). Иначе говоря, эта единица, эта минимальная «клеточка» речевой деятельности, должна нести в себе все основные признаки деятельности. Такими признаками являются:
а) предметность деятельности, которая заключается в том, что она
направлена на окружающую человека действительность;
б) её целенаправленность, когда любой акт деятельности характери
зуется конечной, а любое действие промежуточной целью, достижение
которой, как правило, планируется субъектом заранее;
в) её мотивированность. Акт любой деятельности всегда полимоти
вирован, т.е. побуждается одновременно несколькими мотивами, сли
тыми в одно целое;
г) иерархическая («вертикальная») организация деятельности, вклю
чая иерархическую организацию её единиц;
д) фазная («горизонтальная») организация деятельности.
Для более глубокого понимания этих положений отошлём заинтересованных читателей к научной литературе, список которой представлен в конце учебника.
9. Современное состояние психолингвистики
На развитие современной психолингвистики большое влияние оказала американская психолингвистика, которая в своем развитии прошла четыре главных периода: формирования, лингвистический, когнитивный и когнитивно-междисциплинарный. В начале своего развития психолингвистика ориентировалась в психологии на бихевиоризм, а в лингвистике — на структурализм.
Лингвистический период в психолингвистике связан с возникновением и бурным развитием трансформационно-генеративной, или порождающей, грамматики Ноама Хомского (Noam Chomsky; род. 1928). Считая, что язык — это «множество (конечное или бесконечное) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и построено из конечного множества элементов», Хомский полагал, что «каждое предложение может быть представлено в форме конечной последовательности фонем (или букв)». В его грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как к единому целому. (Эти правила мы рассмотрим в главе о производстве речи.) Многие отечественные
исследователи считают теорию Хомского формальным гипотетическим построением, данным в виде логического исчисления. Но именно его работы дали толчок для большого количества исследований в американской психолингвистике.
Хомский различает языковую способность (linguistic competence), которая считается областью лингвистики, и языковую активность (linguistic performance), относимую к области психологии. Языковая способность рассматривается им как нечто такое, что составляет способность говорить на данном языке, а под языковой активностью понимаются те высказывания, которые производит носитель языка. Хомский также выдвинул тезис о врождённости языковых структур, предположив, что способность человека к освоению языка является врождённой. Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамматики о том, что в центре лингвистической теории должна находиться языковая способность, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцентрировали усилия на изучении понимания языка, оставив в стороне исследования по производству речи.
Современный период развития психолингвистики совпадает с развитием когнитивных наук. А именно, психолингвистика стала частью этих когнитивных дисциплин, которые пытаются ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они используются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие решений.
Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался постепенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой определить место языка среди прочих фундаментальных психических процессов. Когнитивная психология — это область психологии, изучающая то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Иными словами, когнитивный подход также заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует её, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. Когнитивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, перестали занимать центральное место в психолингвистических исследованиях; за ними теперь признавалась лишь частичная роль в процессах использования и усвоения речи наряду с другими когнитивными и поведенческими модулями.
Отечественная психолингвистика, и в частности московская психолингвистическая школа, ориентируется прежде всего на описание

30

30
31

процессов преобразования смысловой информации — рассматриваются процессы производства речи, её понимания и интерпретации. Кроме того, большое внимание уделяется анализу процессов становления и функционирования языкового сознания, под которым понимается система образов действительности, получающих свое языковое овнешнение (термин Е.Ф. Тарасова) в речевой деятельности человека как носителя сознания. В России центром психолингвистики является сектор психолингвистики и теории массовой коммуникации Института языкознания РАН. (Сектор основан в 1958 г. А.А. Леонтьевым, с 1974 г. заведует сектором Е.Ф. Тарасов.) Всероссийские симпозиумы проводятся также один раз в три года (последний, XIII, проводился в 2000 г. в Москве). Дважды в год издаются тематические сборники.
В организационном плане психолингвистика оформлена следующим образом. Имеется Международная организация прикладной психолингвистики (ISAPL — International Society of Applied Psycholinguistics) со штаб-квартирой в Португалии. Международные симпозиумы проводятся один раз в три года (последний был летом 2000 г. во Франции).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Прагматика; pragma; pragmatos
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Русский язык. 7 класс
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. 3 класс. В 2 ч. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Дроздова Ирина Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Рыбки в аквариуме»
  • Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский языка. V класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка
  • Климчук Ирина Васильевна. О чтении художественной литературы в летний период
  • Тарасова Нина Ивановна. Организация образовательной деятельности с детьми старшей группы «Дары Осени»
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. 5 класс. В 2 ч. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. 2 класс. В 2 ч. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А. Психотехнологии.
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Верещагина. ГДЗ (ответы) по английскому языку 2 класс
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. 4 класс. В 2 частях. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Верещагиной И.Н. и др. ГДЗ (домашние работы) по английскому языку, 2 класс, к учебнику и рабочей тетради
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила. 1 класс
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Ноам Хомский. Десять стратегий манипулирования с помощью СМИ - Н. Хомский
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Книга для родителей. 2 класс. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Иванова Елена. Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Книга для родителей. 3 класс. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Гаджикеримова Эльвира Омаровна. Комбинированное занятие по познавательно-речевой художественной деятельности
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Солсо Роберт. Когнитивная психология
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Сталинина Екатерина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе На тему: «Осень»
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Иванова Елена Васильевна. Книжный уголок в группе детского сада
  • Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. 6 класс. Поурочные разработки
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ОНР Тема: 'Планета Земля'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь