Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 138161

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
В последнее время данные, полученные в парадигме психолингвистики, находят всё более широкое практическое применение. Психолингвистика используется в судебной психологии для определения правдивости высказываний и для идентификации личностных особенностей и пола автора анонимного текста. Большую роль психолингвистика играет при построении систем автоматического распознавания текста и голоса, а также для создания систем искусственного интеллекта. Прикладная психолингвистика может внести свой вклад в обеспечение лингвистической безопасности и предоставить тому, кто её освоил, средства для защиты от нежелательного воздействия.

223

ЛИТЕРАТУРА 1. Обязательная литература
Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. — М., 1999.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997.
Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.
Секерина И. Психолингвистика // Фундаментальные проблемы современной
американской лингвистики. — М., 1997.
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики.— М., 1987. Текст лекций «Введение в психолингвистику». — М., 1991. — Ч. I, II. Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных
специальностей. — СПб., 2000. Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М., 1987.
2. Литература для конспектирования
Блумфилд Л. Употребление языка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.
Выготский Л.С. Мысль и слово // Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.
Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.
_ 3. Литература для углубленного чтения
Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997. С. 261-275.
Антипов Г.А., Донских О.Н., Марковича И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989.
Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982.
Ахутина ТВ. Порождение речи. — М., 1985.
Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М., 1988.
Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Miinchen, 1996.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999. '
Блумфильд Л. Язык. — М., 1968.
Богин Г.И. Типология понимания текста. — Калинин, 1986.
224

Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. - М., 1987.
Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). — М., 1968.
Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., 1982.
Геннекен Э. Опыт построения научной критики. Эстопсихология: Пер. с фр. — СПб., 1892. (www.textology.ru/drevnost/geneken.htm)
Горошко Е.И. Языковое сознание. — М.: Институт языкознания РАН, 2002.
Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1984.
Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.
Енгалычев В.Ф. и др. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991.
Залевская А.А. Понимание текста. — Калинин, 1988.
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985.
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М., 1990.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.
Кольцова М. Ребёнок учится говорить. — М., 1979.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление.■— М., 1977.
Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев, 1980.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.
Негневицая Е.Т., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.
Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. — М., 1983.
Носенко Э.Л. Особенности" речи в состоянии эмоциональной напряжённости. — Днепропетровск, 1975.
Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1932.
Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1993.
Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. — Новосибирск, 1992.
Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. — М., 1977.
Русский ассоциативный словарь. — М., 1994-2002. Т. 1-8.
Секерина И. Процесс понимания и синтаксический анализ предложения. Вопросы языкознания // Вопросы языкознания. — № 3. — 1996.
Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976.
225

Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). - М., 1976.
Сорокин ЮЛ. Психолингристические аспекты изучения текста. — М., 1985.
Сорокин ЮЛ., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. — М., 1989.
Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб., 2000.
Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М., 1996.
Стернин ИЛ. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001.
Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1979.
Теория речевой деятельности. — М., 1968.
Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989.
Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. — М., 1984.
Фрумкина P.M. «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. - Т. 40, № 3.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988.
Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.
Чистович Л.А. Автоматическое распознавание слуховых образов. — Новосибирск, 1966.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. — М., 2000.
Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1989.
Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.
BerkoJ.G., Rattier N.B. Psycholinguistics. 1993.
Brosnahan N. Russian and English nonverbal communication. — Moscow, 1998.
Chomsky N. Syntactic Structures. 1957.
Dechert H, Raupach N. Psycholinguistic Models of Production. 1987.
Foss D.J., Hakes D.T. Psycholinguistics. 1978.
Fromkin V. Speech Errors as Linguistic Evidence. 1973.
Garnham A. Psycholinguistics. Central topics. 1985.
Garman M. Psycholinguistics. 1991.
Gleason IB., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993.
Gernsbacher M.A. (ed.) Handbook of Psycholinguistics. 1994.
Kess I.E. Psycholinguistics. 1992.
Levelt W.l.M. Speaking: From Intention to Articulation. 1993.
Osgood C.E., et al. The Measurement of Meaning. 1957.
Pronko N.H. Language and Psycholinguistics // Psychological Bulletin. Vol. 3, 1946.
Slobin D.I. Psycholinguistics. 1974.
Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. 1993.
Steinberg D.D., Hiroshi Nagata and David P. Aline, ed. Psycholinguistics: Language, Mind and World. — Longman Linguistics Library, 2001.

4. Интернет
. -www.textology.ru wwwp.psycho.ru www.vaal.ru
www.csa.ru/DistanceLearning/coursel/index.html www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistics.html www.nlp.ru psy-two.narod.ru www.linguistlist.org www.mpi.nl/world www.psyc.memphis.edu/POL/POL.htm
226



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Прист С. Теории сознания.
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Михельсон Т.Н., Успенская Н.В. Практический курс грамматики английского языка
  • Карпышева Н.М., Янушков В.Н. Практическая грамматика английского языка
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Елена Сланска. Английский с пеленок: билингвизм в раннем развитии ребенка
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Главный Редактор. Современные требования к учителю иностранного языка
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Шимкович А.Н. Испанский язык. Буквы и звуки. Как правильно прочесть и произнести любое слово
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Последствия отворота
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • «Синдром пещеры»: выход из самоизоляции может вызывать стресс
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Притча «Бесстрастие»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Никифоров Евгений Владимирович. Нефтяная сказка
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Идея; Idea; Idee
  • Притча «Три типа слушателей»
  • Бекетова Алина Олеговна. Педагогические инновации при обучении дошкольников иностранному языку
  • Павел Пименов. Нейминг: как правильно называть товар или бизнес
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Чернявская В.В. Учебник финского языка - Чернявская В.В.
  • Редактор. Развлечение с дошкольниками - Мы грамотеи
  • Притча «Абырвалг»
  • Робертсон А.Л. Французский язык. Таблицы глагольных форм
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Притча «Сизиф и два мудреца»
  • Как работает мозг программистов
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь