Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 138061

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», называют критическим периодом (critical age for language acquisition), поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению. Протяжённость критического периода считается по-разному — от рождения и до 3-11 лет, и от двух лет до периода полового созревания.
Один из способов оценки продолжительности этого периода — прослеживание вероятности и выраженности акцента при освоении второго языка в разном возрасте. Как показывают соответствующие наблюдения, вероятность акцента прогрессивно возрастает вплоть до 12-13-го года жизни. После 12 лет утрачивается также способность имитировать интонацию иностранного (ранее неизвестного) языка. Необходимо отметить, что в период до 12 лет укладывается также динамика основных показателей становления языка и речи — устраняются особенности индивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление антонимов, происходит понимание двусмысленных слов и идиом, имеющих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии, связанные, в частности, с заиканием.
Большинство учёных всё-таки склоняется к тому, что дети-Маугли могут быть возвращены в общество, если они не будут старше 6-7 лет. Этот возраст и считается в психолингвистике критическим для возможностей усвоения родного языка. При этом важны и возраст, в котором ребёнок был лишён человеческого общения, и время, предшествовавшее этой депривации (лишению общения), и наличие всевозможных травм (физических, психологических, социальных) или умственной отсталости.
5. Освоение речи ребёнком
Совершенно очевидно, что только человеческое общество делает ребёнка говорящим — ни одно животное не заговорит, в каких бы условиях его ни воспитывали. При этом, несмотря на определённую ограниченность умственных способностей ребёнка, он овладевает сложней-41

шей структурой родного языка за какие-нибудь три-четыре года. Более того, ребёнок, сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, довольно скоро «подводит» его под известную ему грамматику практически без сознательной помощи родителей или с очень незначительной их помощью.
Ребёнок достаточно быстро становится полноправным членом своего языкового сообщества, способным производить и понимать бесконечное число новых для него, но, тем не менее, значимых предложений на языке, которым он овладел. Отметим, что процесс освоения речи ребёнком принципиально отличается от процесса освоения второго языка взрослыми.
В целом же, онтогенез языковой способности — это сложнейшее взаимодействие, с одной "стороны, процесса общения взрослых и ребёнка, с другой — процесса развития предметной и познавательной деятельности ребёнка.
6. Доречевой этап
Язык — система знаков и правил их сочетания. Но язык имеет и форму — звуковую и письменную. Ребёнок начинает освоение языка с освоения звуковой формы.
Освоение артикуляции звуков речи — очень сложная задача, и хотя «упражняется» в произнесении звуков ребёнок уже с полуторамесячного возраста, для овладения этим ему требуется почти три года. У всех нормально развивающихся детей существует определённая последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, свирель, лепет, модулированный лепет.
Это своего рода игра и именно потому доставляет ребёнку удовольствие. Ребёнок упорно на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук и таким образом словно тренироваться в артикуляции звуков речи.
Обычно при первых же проявлениях гуления мать начинает разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций. Предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребёнком хотя и занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Например, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребёнок очень скоро умолкает. Есть ещё одно условие: ребёнок должен хорошо видеть лицо и губы взрослого, разговаривающего с ним.
42
К концу первого года жизни дети делают попытки повторять отдельные слова вслед за взрослыми. Известно, что девочки начинают говорить несколько раньше — на 8-9 месяце, тогда как мальчики — на 11-12 месяце жизни.
По экспериментальным данным, уже к б месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного языка. Это было проверено в следующем психолингвистическом эксперименте. Испытуемым, которыми были Носители разных языков (английского, немецкого, испанского, китайского) предъявляли магнитофонные записи крика, гу-

Возраст детей, месяцы Название этапа Голосовые реакции Физическое развитие
0-1,5 Крик Крик Плачет, улыбается
1,5 Гуление а-аа, уу-у Поддерживает головку, лежа на животе
2-3 Гуление г-у, ш-т, бу-у, зы Играет с погремушкой, которую взрослые кладут ему в руку
4 Свирель аль-ле-е-лы, агы-аы Сидит, поддерживаемый рукой взрослого
7-8,5 Лепет ба-ба, да, да (слоги) Удерживает себя в стоячем положении при поддержке взрослого
8,5-9,5 Модулированный лепет Единицы типа мама, папа, дада с разнообразной интонацией Удерживает предметы с помощью большого и указательного пальцев
ления, свирели и лепета детей, воспитывающихся в соответствующих языковых средах. Лишь при прослушивании магнитофонных записей шести-семимесячных детей испытуемые смогли с большой степенью достоверности узнать звуки родного для них языка. Дальнейшее развитие речи ребёнка выглядит так:

Возраст Голосовые реакции Физическое развитие
9,5 м. — 1 г. 6 м. Слова: мама, папа, баба, дядя, тётя, ам-ам (кушать). Звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) Пытается встать
43


1 г. 6 м. — 1 г. 8 м. Двусловные фразы (Мама, дай!) Повелительное наклонение глаголов Может ходить
1 г. 8 м. — 1 г. 9 м. Формы множественного числа Спускается по ступенькам лестницы
В возрасте 10 месяцев ребёнок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу (21) появляются позднее (в полтора года). Затем усваивается повелительное наклонение глаголов (22). Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.
(21) Мама, дай!
(22) Иди-иди! Дай-дай!
Естественно, что разные дети по-разному продвигаются в своём языковом развитии.
7. Освоение звуковой формы
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путем заимствует определённые звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребёнок осваивает сразу фонемы. К примеру, [р] может быть произнесено по-разному — грассирующе, или картаво. Но в русском языке эти различия не являются существенными для общения, потому что не ведут к образованию разных по смыслу слов или разных форм слова. Ребёнок не обращает внимания на различные варианты произнесения фонем, он очень быстро схватывает существенные признаки звуков своего языка.
Согласно исследованиям, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребёнок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Ребёнок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, как бы ловит их из уст взрослых.
Однако использует он заимствованные от взрослых средства по-своему. Можно утверждать, что дети образуют свою строго упорядоченную систему. Вот несколько образцов произношения ребёнка, записанных американской исследовательницей Элен Велтен (Velten) ещё в 1943 г. Оказалось, что у ребёнка другой принцип противопоставления глухих и звонких согласных: в начале слова произносятся только звон-
44



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Джуди Аппс. Как влиять на людей с помощью голоса. Секреты ораторского мастерства
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Притча «Самое главное»
  • Болдырева Ольга Фёдоровна. Конспект занятия - Здравствуй, гостья Зима
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Сколько действует приворот?
  • Последствия отворота
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Притча «Голос счастья»
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Как действует приворот
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Как манера речи выдает низкую самооценку
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Заговор, чтобы парень или мужчина позвонил
  • Заговор, чтобы парень или мужчина позвонил
  • Заговор чтобы любимый позвонил
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Заговор, чтобы выиграть суд в свою пользу
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Самый сильный приворот
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Притча «Бескорыстие»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Последствия приворота
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Георгий Почепцов. Распознавание пропаганды и языка ненависти
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Заговор на секс
  • Сильный приворотный заговор самостоятельно
  • Приворот белой магии
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь