Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 101283

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тема 2- ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ


1. Когда появилась психолингвистика?
2. Почему появилась психолингвистика?
3. В чём различие между лингвистикой и психолингвистикой?
4. Почему психолингвистика является междисциплинарной сферой
знаний?
Темы рефератов
1. Язык и мышление.
2. Речевая деятельность: структура и компоненты.
3. Объект и предмет психолингвистики.

КлючевЫе слова: язык, деятельность, культура, мышление, сознание.
Теоретические основания ряда исследований, проводимых в современной психолингвистике можно обнаружить ещё в работах лингвистов XIX в. Среди них — Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), Август Шлейхер (1821-1868), Хейман Штейнталь (1823-1899), Герман Пауль 1846-1921), Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и другие учёные, в чьих работах было заложено психологическое понимание языка и речевой деятельности человека.
Эпохой зарождения психолингвистики считают 50-е годы, когда в энельском университете в США в 1951 г. собрались на межунивер-етскую конференцию лингвисты и психологи и объявили о создании («итета по лингвистике и психологии. В то время в лингвистике пре-иадал структурализм (язык рассматривался как система элементов), психологИи ~ бихевиоризм (изучалось не сознание, а поведение). В дальнейшем развитие психолингвистики продолжилось как в рам-этих школ> так и в рамках других направлений, с ориентацией на внимание ззК0Н0в использования языка в целом. И тут она не могла i использов^ть накопленные в общем языкознании идеи психологиче-Кого толка. Коротко рассмотрим некоторые из них.

1. Язы# ~ это деятельность человеческого духа
В языкознании прошлого века существовала «биологическая» кон-щия языка» в которой развивалось представление о языке как об ор-яизме. Так, в книге «Немецкий язык» Август Шлейхер писал: «Язы-1 — эти обр#зованные из звуков природные организмы, причём самые 21

высшие из всех, — проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определённым законам».
Метафорически уподобляя язык организму, Шлейхер полагал, что язык независим от воли индивидов. Язык — это нечто внешнее для человека, данное ему извне. Это же подчёркивал и известный немецкий философ и языковед Вильгельм Гумбольдт, выделяя антиномию объективного и субъективного в языке. Одно из противоречий языка он сформулировал так: «Являясь по отношению к познавательному субъективным, язык по отношению к человеку объективен». Он имел в виду, что язык дан человеку извне, но это не мешает человеку использовать его как инструмент познания и организации своего субъективного опыта. При этом Гумбольдт писал: «Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».
О том, что язык — это деятельность, писал и Штейнталь (который в целом придерживался иного подхода), полагая, что язык является великим средством преобразования субъективного в объективное.
2. Язык отражает культуру народа
Гумбольдт указывал и на то, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие «национальный дух народа» у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что «дух народа» и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из него. Пожалуй, Гумбольдт был первым, кто ввёл понятие языкового сознания. Он писал: «Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания». Но поскольку язык развивается по законам духа, тем самым он развивается и по законам человеческого сознания.
Примерно в то же время в языкознании существовала концепция психологии народов, или народной психологии, выдвинутая Хейманом Штейнталем. Он рассматривал психологию народов как «объяснительную» для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Издавая «Журнал психологии народов и языкознания», Штейнталь призывал к сотрудничеству всех, кто исследует исторические явления

языка, религии, искусства и литературы, науки, быта и нравов, общественного и государственного устройства. Эти исследования и сделали возможным появление этнопсихолингвистики как раздела психолингвистики, изучающего взаимосвязь языка и культуры.
3. Язык включает в себя психический компонент

Бодуэн де Куртенэ полагал, что «как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений:
" 1) Первый элемент — фонации. Группы представлений фонацион-йых, представлений физиологических движений.
2) Второй элемент — психический. Это группы представлений ауди-
ционных, представлений акустических результатов (последствий) вы-
епоименованных физиологических движений.
3) Третий элемент — церебрации. Это группы представлений ис-
вючительно церебрационных».
Исследователь писал: «Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто «шческими законами. Нет и не может быть, в речи человеческой «ли в языке ни одного явления, которое не было бы вместе с тем пси-аческим».
При этом «язык как психическое явление существует только в ду-; человеческих», — писал Бодуэн де Куртенэ. По его мнению, только ндивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный, неменной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, ги-гетическую равнодействующую отдельных индивидуальных языко-лх мышлений.
Важными для психолингвистики являются мысли Штейнталя о едметном и языковом мышлении. В предметном мышлении мы, ло 1тейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлени-объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познан-цых признаков этих предметов. Говоря о языковом мышлений, Штейн-||галь полагал, что в нём мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Наши понятия |о предмете субъективны, а наш язык даёт им ещё и произвольное на-гименование. Тем самым получаемое языковое обозначение — явление |'вдвойне субъективное.


22
23

По мнению Штейнталя, языкознание относится к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов; Язык определяется им как «выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков». Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Всё, что есть психического в развитии представлений, совершается внутри отдельной психики по общим законам индивидуальной психологии. Штейнталь полагал, что «даже простые звуки, артикуляции обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению».
Рассматривая язык как индивидуально-психическое образование, Штейнталь писал: «Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем представить' себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень
  • Козлова Т.И. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Культура речи
  • Мезенцева Любовь. Непосредственно образовательная деятельность-развитие речи 'Космическое путешествие'
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Кузякина Ирина Владимировна. Открытое занятие по развитию речи за I полугодие Тема: «Волшебница Зима»
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Политова И.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания 24-25. Языковые средства выразительности речи
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник
  • Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник
  • Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 книгах
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 Частях
  • Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник
  • Елена Кузьмичева. Конспект НОД по формированию связной речи в старшей логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у сказки»
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ОНР Тема: 'Планета Земля'
  • Быстрова, Кибирева. Русский язык 6 класс в 2 частях
  • Симакова Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). Как понимать текст
  • Земцова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Познавательное развитие» средняя группа ЗПР. Тема: «Картина весны»
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Симакова Е.С. ЕГЭ 2015. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение заданий части 2.
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях
  • Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задания 24, 25. Сочинение по прочитанному тексту
  • Щеголихина Татьяна Михайловна. Консультация для педагогов — выразительность речи
  • Лидман-Орлова Г.К. ГДЗ - Русский язык. Практика. 6 класс
  • Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 1. Задания 1-3. Анализ текста
  • Алина Гаязова. Конспект занятия по развитии речи.Тема: Рассматривание картины Ю. Левитана «Весна. Большая вода»
  • Горбацевич Татьяна Федоровна. Литературная гостиная, конспект игры: «Поможем ежонку».
  • Власенков Рыбченкова. ГДЗ (ответы) по Русскому языку 10-11 классы (Грамматика, текст, стили речи)
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть В.
  • Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 3. Задания 21-26. Анализ текста. Сочинение по прочитанному тексту
  • Гульназ Пенкина. Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и ФЭМП в средней группе ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях.
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Разумовская М.М. ГДЗ - Русский язык. 7 класс
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 часть
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь