Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 103841

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тема 2- ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ


1. Когда появилась психолингвистика?
2. Почему появилась психолингвистика?
3. В чём различие между лингвистикой и психолингвистикой?
4. Почему психолингвистика является междисциплинарной сферой
знаний?
Темы рефератов
1. Язык и мышление.
2. Речевая деятельность: структура и компоненты.
3. Объект и предмет психолингвистики.

КлючевЫе слова: язык, деятельность, культура, мышление, сознание.
Теоретические основания ряда исследований, проводимых в современной психолингвистике можно обнаружить ещё в работах лингвистов XIX в. Среди них — Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), Август Шлейхер (1821-1868), Хейман Штейнталь (1823-1899), Герман Пауль 1846-1921), Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и другие учёные, в чьих работах было заложено психологическое понимание языка и речевой деятельности человека.
Эпохой зарождения психолингвистики считают 50-е годы, когда в энельском университете в США в 1951 г. собрались на межунивер-етскую конференцию лингвисты и психологи и объявили о создании («итета по лингвистике и психологии. В то время в лингвистике пре-иадал структурализм (язык рассматривался как система элементов), психологИи ~ бихевиоризм (изучалось не сознание, а поведение). В дальнейшем развитие психолингвистики продолжилось как в рам-этих школ> так и в рамках других направлений, с ориентацией на внимание ззК0Н0в использования языка в целом. И тут она не могла i использов^ть накопленные в общем языкознании идеи психологиче-Кого толка. Коротко рассмотрим некоторые из них.

1. Язы# ~ это деятельность человеческого духа
В языкознании прошлого века существовала «биологическая» кон-щия языка» в которой развивалось представление о языке как об ор-яизме. Так, в книге «Немецкий язык» Август Шлейхер писал: «Язы-1 — эти обр#зованные из звуков природные организмы, причём самые 21

высшие из всех, — проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определённым законам».
Метафорически уподобляя язык организму, Шлейхер полагал, что язык независим от воли индивидов. Язык — это нечто внешнее для человека, данное ему извне. Это же подчёркивал и известный немецкий философ и языковед Вильгельм Гумбольдт, выделяя антиномию объективного и субъективного в языке. Одно из противоречий языка он сформулировал так: «Являясь по отношению к познавательному субъективным, язык по отношению к человеку объективен». Он имел в виду, что язык дан человеку извне, но это не мешает человеку использовать его как инструмент познания и организации своего субъективного опыта. При этом Гумбольдт писал: «Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли».
О том, что язык — это деятельность, писал и Штейнталь (который в целом придерживался иного подхода), полагая, что язык является великим средством преобразования субъективного в объективное.
2. Язык отражает культуру народа
Гумбольдт указывал и на то, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие «национальный дух народа» у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что «дух народа» и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из него. Пожалуй, Гумбольдт был первым, кто ввёл понятие языкового сознания. Он писал: «Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания». Но поскольку язык развивается по законам духа, тем самым он развивается и по законам человеческого сознания.
Примерно в то же время в языкознании существовала концепция психологии народов, или народной психологии, выдвинутая Хейманом Штейнталем. Он рассматривал психологию народов как «объяснительную» для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Издавая «Журнал психологии народов и языкознания», Штейнталь призывал к сотрудничеству всех, кто исследует исторические явления

языка, религии, искусства и литературы, науки, быта и нравов, общественного и государственного устройства. Эти исследования и сделали возможным появление этнопсихолингвистики как раздела психолингвистики, изучающего взаимосвязь языка и культуры.
3. Язык включает в себя психический компонент

Бодуэн де Куртенэ полагал, что «как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений:
" 1) Первый элемент — фонации. Группы представлений фонацион-йых, представлений физиологических движений.
2) Второй элемент — психический. Это группы представлений ауди-
ционных, представлений акустических результатов (последствий) вы-
епоименованных физиологических движений.
3) Третий элемент — церебрации. Это группы представлений ис-
вючительно церебрационных».
Исследователь писал: «Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто «шческими законами. Нет и не может быть, в речи человеческой «ли в языке ни одного явления, которое не было бы вместе с тем пси-аческим».
При этом «язык как психическое явление существует только в ду-; человеческих», — писал Бодуэн де Куртенэ. По его мнению, только ндивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный, неменной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, ги-гетическую равнодействующую отдельных индивидуальных языко-лх мышлений.
Важными для психолингвистики являются мысли Штейнталя о едметном и языковом мышлении. В предметном мышлении мы, ло 1тейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлени-объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познан-цых признаков этих предметов. Говоря о языковом мышлений, Штейн-||галь полагал, что в нём мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Наши понятия |о предмете субъективны, а наш язык даёт им ещё и произвольное на-гименование. Тем самым получаемое языковое обозначение — явление |'вдвойне субъективное.


22
23

По мнению Штейнталя, языкознание относится к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов; Язык определяется им как «выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков». Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Всё, что есть психического в развитии представлений, совершается внутри отдельной психики по общим законам индивидуальной психологии. Штейнталь полагал, что «даже простые звуки, артикуляции обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению».
Рассматривая язык как индивидуально-психическое образование, Штейнталь писал: «Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем представить' себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 7 класс. Учебник для школ с углубленным изучением англиского языка
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 Частях
  • Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Занятия с детьми: составить рассказ со словами из списка
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Р.Н. Бунеева., Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 2 класса"
  • Р.Н. Бунеева. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 3 класса"
  • Р.Н. Бунеева., Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 4 класса"
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Полякова А.В. Русский язык. 2 класс. В 2 частях
  • Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Проверочные работы
  • Зеленина В.И. Русский язык. 6 класс
  • Цыбулько И.П., Васильевых И.П. и др. ЕГЭ 2018. Русский язык. Я сдам ЕГЭ! Тематический практикум. Часть 2. Задания 4-20. Нормы современного русского литературного языка
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник
  • Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 1 класс
  • Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса
  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс
  • Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
  • Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 4 класс. Тетрадь-задачник. В 3 частях
  • Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс
  • Федяшкина Марина Михайловна. Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 2 класс. Тетрадь-задачник. В 3 ч. Ч. 1
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. ГДЗ - готовые домашние задания. Английский язык. 6 класс к учебнику с углубленным изучением языка
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи
  • Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Сборник упражнений. 3 класс. В 2 ч. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 6 класс. Лексико-грамматический практикум
  • Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть В.
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 10 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 9 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х книгах
  • Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Книга для родителей. 3 класс. К учебнику Верещагиной И.Н. и др.
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 6 класс. Учебник
  • Солодуб Ю.П. Современный русский язык. Лексика и фразеология современного русского языка
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 8 класс. Учебник для школ с углубленным изучением английского языка



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь