Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14515

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В конце каждой части можно указывать на произошедшие изменения. Если клиентка стала лучше дышать, можно спросить ее об этом, чтобы она сама заметила это в данной ситуации. «Как вы сейчас дышите?» — «Хорошо».
Неизвестные члены семьи
Если клиент не знает кого-то из членов своей семейной системы, поскольку они рано умерли, рано исчезли из его жизни или жили за несколько поколений до него, то порой ему сложно себе их представить. Иногда даже сама эта идея представляется клиенту абсурдной. То, что они жили, это факт. Но если в душе они ему совсем чужие, он не может найти или вызвать в себе их образ. Если клиент ищет образ своего отца или матери, то в качестве маленького упражнения он может посмотреть на свое отражение в зеркале. «Что вы видите в себе от матери и что от отца?» Или, если он вообще ничего не знает об отце: «Посмотритесь в зеркало. Какая-то часть вас знает его очень хорошо. Половина вас —от отца».
Возможно, клиент никогда не видел фотографий своих близких, возможно, фотографий членов его семьи из предыдущих поколений вообще не существует. Мы можем дать возможность незнакомым членам семьи стать зримыми и обрести более четкие очертания во внутреннем образе, создав вокруг них поле, в котором они встречаются и находятся в отношениях с другими людьми. Так как эти люди или, по крайней мере, некоторые из них знакомы клиенту или он хотя бы может их себе представить, знакомый образ дополняется незнакомым человеком. Иногда это длительный процесс, но он позволяет клиенту вступить в контакт с важными для него людьми.
Пример
Г-н Калидрис пришел на терапию взвинченный, беспокойный, с депрессивной симптоматикой. На протяжении многих лет он страдал нарушениями сна, которые вызывали усталость и проблемы с концентрацией внимания. В конце концов домашний врач направил его на терапию. О своей жизни он рассказал, что по роду деятельности он постоянно в разъездах, что все отношения с женщинами распадались из-за его раздражительности, что он чувствует себя одиноким и брошенным и это отнимает у него больше всего сил. В профессиональном плане в свои почти пятьдесят он достиг практически всего, но в душе чувствовал себя никем. Он хотел прийти в себя, обрести больший душевный покой и, может быть, суметь, наконец, создать прочные партнерские отношения.
Из семейного анамнеза стало известно, что его отец был военнопленным. Его использовали на полевых работах в хозяйстве бабушки и дедушки по материнской линии. Клиент отца не знал, в семье о нем не говорили. Вся отцовская сторона тоже была ему неизвестна. О матери он говорил тепло и с любовью, так что я могла использовать ее как ресурс. Моя гипотеза, которой я следовала в этой расстановке, заключалась в том, что отсутствие поддержки со стороны отца и всей отцовской семьи сообщало ему то ощущение жизни, от которого он так страдал. По моему представлению, его нужно было вернуть «в лоно семьи».
Я попросила его закрыть глаза и выдохнуть. Он был очень напряжен и взволнован. Чтобы дать ему возможность лучше ощущать себя самого, мы проделали с ним в воображении небольшое путешествие по телу (см. стр. 162). Его дыхание стало более ровным. «Когда вы выдыхаете, каждый раз понемножку уступайте». И: «Когда вы выдыхаете, делайтесь чуточку тяжелей». Физическое напряжение заметно спало. Я предполагала, что для него окажется невозможным из ничего визуализировать своего отца. Поэтому я спросила: «Что произойдет, если вы поставите за собой свою мать?» Ему было легче представить себе, что он физически чувствует кого-то за своей спиной, чем увидеть кого-то в своем внутреннем образе. «Приятно». - «Что, если вы немножко на нее обопретесь?» Он сделал глубокий выдох. «Очень Приятно». - «Что произойдет, если рядом с матерью вы поставите своего отца?» — «Но я его совсем не знаю». Он взглянул на меня. «Ваша мама знает». Он закрыл глаза и вздохнул. Поскольку он медлил, я предложила ему: «Вы можете просто поставить рядом с вашей мамой мужчину и понаблюдать, что тогда изменится». Он сделал маленькие спонтанные движения. «Как ваша мама смотрит на вашего отца?» — «Тогда мне нужно обернуться». - «Да, обернитесь». Благодаря взгляду матери отец стал конкретнее: «Она смотрит на него вопросительно и с большой любовью». Тогда я попыталась проверить, представлен ли уже в его внутреннем образе отец: «А как ваш отец смотрит на вашу мать?» — «У него нет пока конкретных очертаний, он очень беспокоен». Я могла бы подхватить здесь тему схожести симптоматики, но я не хотела перебивать образ его встречи с родителями. Его восприятие говорило о том, что поле отца должно еще немного достроиться, прежде чем он сможет полностью появиться в воображении клиента. «Что произойдет, если вы поставите за ним его отца, то есть вашего деда?» — «Он откидывается назад и смотрит очень печально». Отец обрел очертания. «Что, если рядом с ним вы поставите еще несколько его родственников?» — «Ах, хорошо. Теперь он по-настоящему тут». «Как ваш отец смотрит на вашу мать?» — «Ах, очень задумчиво и растроганно». - «И как это для вас, когда вы. это видите?» — «Ах!». Он громко выдохнул. «Что будет, если ваша мама скажет ему: «Смотри, это твой сын?"» Г-н Калидрис разрыдался. «Что, если вы подойдете к отцу чуть поближе?» У него по щекам текли слезы. «Что будет, если вы легонько положите голову ему на грудь?» Он немного наклонил голову и глубоко дышал. «Что, если отец вас обнимет?» Он глубоко и спокойно дышал и тихо плакал. «Что произойдет, если вы ему скажите: "Наконец-то, папа!"» Когда он громко произнес эти слова, его снова сотрясли рыдания, но он быстро успокоился. Теперь он сидел на диване абсолютно спокойно и расслабленно. «Как вы себя сейчас чувствуете?» — «Это прекрасно». — «Когда вы смотрите на своего отца, как это теперь?» — «Я вижу только его теплые глаза». — «И как это?» — «Хорошо!»
Теперь во внутреннем образе отец мог бы представить его отдельным членам своей семьи, из которой происходит и к которой относится клиент. Но г-н Калидрис был расслаблен и доволен. В конце он сказал: «Но вообще-то у меня нет даже фотографии моего отца». Я спросила его: «Вы похожи на свою мать?» Он ответил: «Нет». А потом засмеялся: «Я знаю, что вы имеете в виду».
Мы поддерживаем развитие тех образов, в которых клиент чувствует себя лучше. Тяжелые для него интервенции мы смягчаем тем, что либо их отменяем и возвращаем клиента в предыдущий, хороший образ, либо просим его отойти в своем образе на такое расстояние, «чтобы быть в хорошем контакте с собой». Наконец, мы можем в любой момент прервать процесс, спросив клиента о его дыхании, или прекратить его совсем, попросив клиента открыть глаза и выйти из образа.
Иногда становится ясно, что не хватает кого-то еще, но у нас нет никакой конкретной информации или мы не можем получить ее в данных временных рамках. Тогда мы можем либо включить в образ один или несколько персонажей, которые будут репрезентировать тех, «кого недостает», либо поставить в образ «нечто», олицетворяющее процесс, человека или даже тайну.
Пример
Г-н Коскороба, родившийся в Южной Америке, страдал «страхом и паникой», и это так на него давило, что на вопрос о его запросе он выразил одно-единственное желание: иметь, наконец, возможность жить в настоящем. К концу расстановки мы уже включили в образ всех, кто, по нашим, основанным на анамнезе, предположениям, имел какое-то влияние на паттерн. У него была умершая младшая сестра, теперь она дружелюбно стояла рядом с ним. Оба родителя отца были сиротами, теперь за ними стояли прадедушки и прабабушки, и оба поколения приветливо и с интересом смотрели на отца клиента. Однако сам он едва выдерживал близость отца, а когда он на него смотрел, его охватывала сильная боль, которую он никак не мог объяснить. Когда отец поворачивался к своим предкам, он исчезал из поля зрения клиента, уменьшаясь настолько, что его переставало быть видно. Хотя по данным клиента картина семьи была полной, все-таки чувствовалось, что не хватает еще чего-то или кого-то важного. В моем внутреннем образе это было что-то большое, что должно было стоять за поколениями предков. Когда я предложила этот образ г-ну Коскоробе, он серьезно кивнул. У него было похожее представление, и он был потрясен, будучи не в состоянии описать точных причин. Спустя месяцы он снова пришел на сессию вместе с женой. Его симптомы пошли на убыль, и он рассказал о том, что узнал за это время. В поколении прадедушек и прабабушек большую часть его семьи унесла эпидемия чумы.
Если облик или размер воображаемых лиц сильно меняется, если они становятся огромными и угрожающими или крошечными, превращаются в детей или совсем растворяются, это всегда указывает на то, что картина пока неполная. Иногда эти изменения можно понять в контексте.
Пример
Г-жа Лауда пришла на терапию с желанием обрести возможность добиваться большего признания. В первую очередь на работе, в своем коллективе она чувствовала себя аутсайдером, ее часто обходили. Когда она пыталась больше заявлять о себе, у нее возникало сильное чувство вины, которое мешало ей дальше следовать своим планам. На мой вопрос о похожих структурах в семье она рассказала, что это чувство знакомо ей и по отношениям с матерью. Клиентка скрывала он нее многое из своей жизни, так как знала, что мать этого не одобрит. Из истории семьи я узнала, что в возрасте полутора лет утонула младшая сестра матери. Мать, тогда сама еще маленький ребенок, должна была за ней приглядывать. Отец клиентки умер в результате несчастного случая, когда ей было девять лет. Мы уже делали расстановку отцовской семьи, и с тех пор она испытывала к нему нежное чувство и сама чувствовала себя яснее, увереннее и крепче. Еще одним результате расстановки, по ее словам, стало то, что при наличии внутренний поддержки со стороны отца она стала уверенней чувствовать себя в отношениях с мужем. Но на работе она то и дело .«проваливалась» в старую модель. Поэтому в качестве гипотезы я предположила, что чувство вины и неспособность клиентки добиваться признания берут начало в семье матери. Я спросила себя, кто из членов этой семейной системы перенес эмоциональный шок и какие чувства были не прочувствованы. Как чувствует себя маленький ребенок, под присмотром которого погибла сестра? Как чувствуют себя мать, отец?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Притча «Всегда ли прав клиент?»
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Притча «Чтобы клиент вернулся»
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Как нужно любить мужчину, чтобы любовь изменила мир к лучшему.
  • Притча «Лучший клиент»
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Притча «Про парикмахера»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Ведьма»
  • Притча «В парикмахерской»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Слова и их магическое воздействие
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Качук Мария Сергеевна. Презентация 'Особым детям — особое внимание'
  • Притча «Что на самом деле хотят женщины?»
  • Желнова М. Психоаналитический взгляд на практику в Онкологическом Центре
  • Притча «Бесстрастие»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Что будет, если вам повезет?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь