Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14508

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Через ритуал согласия и поклона клиент часто входит в контакт со старыми'моделями, в которых раньше он чувствовал себя беспомощным заложником ситуации. Чтобы клиенту было легче экспериментировать с поклонами, я перечисляю те их плюсы, которые допускают совершенно иное толкование. Посредством поклона можно отвести взгляд от своего визави и выразить это на физическом уровне. Одновременно внимание направляется на собственное тело, на себя самого. Поклон помогает развязать переплетение с другим человеком и обеспечивает правильную дистанцию в отношениях.
Чтобы постепенно подвести клиента к поклону, я провожу маленькие, незатейливые упражнения на наблюдение, которые приносят моментальное облегчение. Сначала я направляю внимание клиента на конкретный участок его тела: «Когда вы выдыхаете, понаблюдайте, как вы в этот момент держите голову». И прежде чем он успевает ответить: «Вы можете немного ею подвигать». В качестве примера я двигаю головой вперед и назад, влево и вправо, подбородок вверх и вниз. Это помогает расслабить и осознать поддерживающую мускулатуру. «Что, если вы немного опустите голову?» Если спонтанного выдоха не происходит: «И при этом сделаете глубокий выдох?» Так как выдох всегда оказывает благотворное действие, то и этот первый минимальный поклон сам становится приятным опытом.
«Что, если вы слегка опустите подбородок?» Если клиент резким движением прижимает подбородок к груди: «Совсем чуть-чуть, где-нибудь на полсантиметра». — «Чувствуете разницу?» Возможно, клиент кивнет или опишет свои наблюдения.
«Теперь представьте себе, что вы, как кукла, подвешены за макушку». Благодаря этому выпрямляется позвоночник. «Если вы сейчас немного поэкспериментируете с подбородком, то найдется одно хорошее положение (где голова занимает правильную позицию)». Вы можете выполнять эти упражнения вместе с клиентом, чтобы, исходя из собственного физического восприятия, получить больше информации для дальнейших предложений.
«Как вы теперь дышите?» В этой прямой позиции тело проницаемо, а дыхание свободно. «Понаблюдайте, что произойдет, если вы немного приподнимете подбородок. Как меняется ваше дыхание?» Если нужно, то поточнее: «Каково напряжение в области груди?» Мышцы растягиваются, и из-за этого возникает ощущение сдавления. Дыхание становится стесненным. Также: «Насколько напряжена передняя сторона шеи?» и «Спины?» После того как клиент воспринял различные участки напряженной мускулатуры и ощутил последствия для своего физического состояния, вы можете дать ему почувствовать заметную теперь разницу по сравнению с тем, когда он принимает несколько более расслабленную позу. «А если вы опустите подбородок пониже... как это влияет на дыхание?»
Тут мы подошли к поклону, и он будет воспринят как расслабляющий и приятный.
Мы можем позитивно усиливать каждое физическое изменение и наблюдение клиента, чтобы сообщать ему, что он все делает правильно, лучше всего при помощи слова «точно» (Берт Хеллингер). Дайте клиенту немного времени, чтобы он мог сформулировать свои ощущения и наблюдения для себя самого и для вас, его терапевта. Речь идет о том, чтобы пробудить в нем осознание того, как и на чем сказывается его осанка и поза и к чему приводит их изменение. Не так важно, чтобы он сообщил вам, что он испытывает, если это сообщение отвлечет его от восприятия.
Чтобы клиент сохранил и углубил в своем восприятии эту модель, вы можете предложить ему: «В будущем вы можете время от времени повторять это маленькое упражнение и немного экспериментировать с ним». Поскольку у клиента с ним связан хороший опыт, вероятно, он так и сделает. Во время сессий, если клиент напряжен, вы тоже можете напоминать ему об этой позе. Вы можете и сами найти хорошее положение для своей головы и тела. Тогда у клиента перед глазами будет хорошая модель.
Элегантный вариант предложил Маттиас Варга фон Кибед (личное сообщение): если клиент по известным причинам (пока) отказывается склониться перед отцом, он просит его положить перед отцом на пол камень или другой предмет, не комментируя значение этого жеста.
Пример
Г-н Бём полностью рассорился со своей семьей и много лет назад разорвал с ней всякие отношения. В детстве отец жестоко его избивал, а мать его не защищала. Родители всегда отдавали предпочтение его братьям и сестрам. Теперь отец был при смерти. Г-н Бём пришел ко мне на терапию в состоянии сильной тревоги и внутреннего разлада. Он хотел еще раз повидаться с отцом, но не знал, как сделать это так, чтобы его не захлестнули воспоминания, ярость и страх. Во время сессии он много и взволнованно рассказывал, и постепенно напряжение спало. Я положила на пол два листа бумаги, для него и для его отца, и предложила ему встать напротив отца и посмотреть на него. После некоторых поисков он нашел для себя хорошую позицию в нескольких метрах от отца. Я предложила ему положить руку на сердце, чтобы немного себя защитить, и сделать легкий поклон. Когда он поклонился, его охватила глубокая, необъяснимая для него скорбь, по щекам потекли слезы, и он отвернулся.
Заданием на ближайшее время для него стало следующее: в своем внутреннем образе постоянно поворачиваться к отцу, смотреть на него и упражняться в легком поклоне, а затем, когда будет достаточно, снова отворачиваться.
Поклон всегда приносит физическое облегчение, но для того, чтобы расслабиться, его может быть недостаточно. По легким движениям тела можно определить, остается ли клиент напряженным даже в этой позе и не хочет ли он поддаться еще больше.
Если возникает этот импульс, я за долю секунды до клиента сама начинаю движение вниз и одновременно говорю: «Что, если вы опуститесь еще ниже?» Я вместе с ним встаю на колени. Когда человек сидит на пятках, он обычно расслабляется. Если у клиента проблемы со связками или мышцами, я даю ему подушку или скамеечку для медитации, чтобы ему было удобно.
Через несколько секунд проявляется следующий импульс: либо он спокойно сидит и глубоко дышит, либо он напряжен и хочет снова встать. Тогда мы оба поднимаемся. Или движение продолжается, и он хочет поддаться еще больше. Тогда я говорю: «Что, если вы ляжете на пол?», сажусь или встаю рядом с ним на колени и кладу ему руку на спину, чтобы он чувствовал там тепло, а я могла точно воспринимать его дыхание. Я слежу за тем, чтобы его голова лежала удобно. Чтобы на полу было достаточно тепло, иногда я подкладываю вниз плед, а чтобы лицо клиента не лежало прямо на полу, я кладу на пол лист бумаги.
На уровне физической организации клиент приобретает тот опыт, что ему больше не нужно держать себя при помощи мускулатуры, что земля его держит. Это приводит к глубокому расслаблению, которое проявляется в ритме его дыхания. Зачастую это похоже на оползень, как будто с его тела сваливается тяжкий груз. Я спрашиваю клиента, как он воспринимает свое дыхание, чтобы он и на когнитивном уровне запомнил то состояние успокоения и расслабления, которое он испытывает физически, и сопровождаю его в возможном внутреннем эмоциональном процессе. Если старый опыт и внутренние образы по-прежнему не позволяют ему отдаться и отпустить или если он испытывает слишком сильный дискомфорт, я прошу его снова подняться, и опять встаю вместе с ним на колени или на ноги.
Пример
У г-жи Милвус был тяжелый период в отношениях с мужем. После расставания пара общалась только через адвоката, который запугивал клиентку агрессивными письмами и требованиями. После упражнений на дыхание и расслабление я поставила ее перед листом бумаги, который олицетворял ее мужа. Она уже делала расстановку своей родительской семьи и знала, какие ритуалы мы считаем здесь полезными. Клиентка склонилась перед мужем, следуя своему импульсу, она медленно опустилась на колени и, наконец, вытянулась перед ним на полу. Здесь она могла глубоко и ровно дышать, все ее тело заметно расслабилось. В реальной жизни произошли значительные изменения. Муж снова стал сам ей звонить, они начали говорить о хорошем будущем для детей и пришли к мирному расставанию.
Если у меня не хватает времени, чтобы проделать это упражнение с клиентом на сессии, или если клиент, как мне кажется, к нему не готов, хотя ясно, как это было бы для него полезно, я говорю: «Иногда, если встать на колени и лечь на пол, это приносит большое облегчение и позволяет глубоко расслабиться». — «Вы можете как-нибудь поэкспериментировать, как это было бы, если представите себе, что вы встаете перед вашим отцом на колени или ложитесь перед ним на пол». Затем я описываю точную позицию и позу, то есть что руки должны быть вытянуты вперед, голова повернута в сторону, чтобы можно было хорошо дышать. Наконец, я предлагаю: «Если этого достаточно, выходите из образа». Когда мы предлагаем клиенту этот образ, он тоже его себе представляет. Таким образом, он входит в клиента и действует, даже если клиент отказывается совершить реальный поклон.
Маленькое упражнение для терапевта
Представьте себе, что вы стоите перед клиентом и вы смотрите друг на друга. Вы делаете очень легкий поклон перед клиентом. Понаблюдайте, что происходит, если вы при этом выдыхаете. Если до сих пор вы внимательно изучали книгу, то на самом деле вы уже знаете, что делать дальше. Я сейчас уезжаю в Африку ловить птиц и надеюсь, что, когда я вернусь, вы проделаете множество экспериментов и наберетесь опыта.
Есть еще одно упражнение, для которого иногда требуется небольшое введение. Это произнесение слова «да». В качестве подводящего к нему варианта можно предложить клиенту поэкспериментировать с положением головы (см. стр. 143). Клиент может еще больше углубить процесс физического расслабления, сопровождая каждый выдох произнесенным про себя, т. е. беззвучным «да». Как вариант этого упражнения иногда я даю клиенту с собой фиктивный мешочек с «да» разного размера, с которыми он может экспериментировать до следующего раза. Его задача состоит в том, чтобы вытаскивать, произносить или думать «да» всякий раз, когда оно ему нужно или когда он может его использовать. Мешочки с «нет» тоже очень популярны и вызывают смех и веселье.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Чайклин Ш. Подход Чейс в танцевальной терапии
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Притча «От Меня это было»
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Стюарт Вильям. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Притча «О небесном»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Константин Бурсаков. БДСМ как избавление от чувства вины
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Монтень Мишель. ОПЫТЫ
  • Притча «Мы такие»
  • Ростова Н.В. Нам не дано предугадать…
  • Шарфф Д.С., Шарфф Д.Э. Интеграция индивидуального подхода с супружеской, семейной, групповой и сексуальной терапией
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Игра «Разотождествление».
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь