Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14509

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я попросила клиентку в ее внутреннем образе встать напротив матери. «Это правильная дистанция?» Она отошла на несколько шагов назад. «Как на вас смотрит ваша мать?» Клиентка стала беспокойной и возбужденной. «Она смотрит страдающе и так требовательно. Я должна ей помочь». — «А как вы смотрите на вашу мать?» — «Я хочу уйти, но меня мучает совесть, потому что тогда ей будет еще хуже». Тогда я начала добавлять недостающих членов семьи. «Что произойдет, если вы поставите рядом с матерью умершую сестру?» У клиентки покраснели щеки. «Моя мама очень взволнована» — «А как она смотрит на сестру?» — «Я не знаю, ей хочется уйти». Поскольку на тот момент, когда произошло несчастье, мать сама была еще маленькой девочкой, следующей я поставила бабушку. «Что произойдет, если за обеими сестрами вы поставите их мать?» Клиентка покрылась испариной, на верхней губе выступили капли пота. Она сняла куртку. «Моя мама становится совсем маленькой, она плачет и прячется в бабушкин фартук». Образы, в которых присутствует физический контакт, оказывают особое воздействие. Что тогда было нужно этому ребенку? «Что, если бабушка возьмет вашу маму на руки?» — «Ах, ей там хорошо, она успокаивается и вопросительно смотрит на сестру». «А что, если умершую сестру бабушка тоже возьмет на руки, так чтобы они обе сидели у нее на руках?» — «Моя мама радуется и смеется». Можно было бы развить эти образы дальше, дав бабушке возможность поговорить с сестрами. Но в этом случае они были достаточно спокойны и умиротворены. Так что я лишь немного расширила образ. «Что, если рядом с бабушкой вы поставите дедушку, чтобы рядом с вашей мамой были оба ее родителя?» Клиентка глубоко выдохнула. «Там она в надежных руках». Теперь, когда картина была полной, я включила в нее ее саму. «Как это для вас, когда вы это видите?» — «Это огромное облегчение. Моей маме там по-настоящему хорошо». — «Как она теперь на вас смотрит?» — «Очень мягко и с любовью». «И как это для вас?» — «Хорошо, теперь я могу оставить ее там и заняться своими делами».
Когда клиент со своими симптомами и жалобами приходит на терапию и в ходе анамнестической беседы мы узнаем о множестве тяжелых событий в его личной истории и в истории его семьи, во время расстановки может, однако, случиться так, что он будет описывать все отношения как «нормальные» и дружеские. Похоже, речь в этом случае идет об удавшейся стратегии преодоления. По всей видимости, клиент научился сохранять некую нормальность и таким образом «держать за горло» первичные чувства. Вот он стоит перед отцом и оба приветливо смотрят друг на друга. До этого он говорил о том, что отношения с отцом сложные или их вообще нет. Мы можем физически ощутить, что что-то не так. Поскольку близость делает все чувства интенсивнее, можно поэкспериментировать с дистанцией: «Что произойдет, если вы подойдете к отцу на шаг ближе?» При этом дыхание представляет собой хороший индикатор для тонких внутренних движений: оно будет меняться и сопровождать начинающиеся эмоциональные процессы. Бывает, что клиент научился даже поток своего дыхания регулировать так, что в напряженных ситуациях оно создает ощущение «нормальности». Особенно люди, которые много занимаются йогой или дыхательной терапией, умеют при помощи дыхания практически незаметно контролировать и моментально снимать физическое напряжение. Мы можем заговорить об этом с клиентом и пригласить его к дальнейшим экспериментам: «Что произойдет, если вы сделаете глубокий выдох?» или: «Что произойдет, если вы задержите дыхание?»
Предложения
Приведенные ниже предложения — это маленькие подсказки для терапевтов, чтобы помочь им вместе с клиентами находить разрешающие, придающие сил образы. Зачастую мы не знаем точно, что в тот или иной момент подходит клиенту и какая скорость соответствует его процессам. Поэтому имеет смысл начинать интервенции со слова «возможно». Тогда клиент может на каком-то уровне принять эти импульсы во внимание, но без необходимости им следовать. При этом интервенции поддерживают движение навстречу и первичные чувства клиента и служат удовлетворению его глубинных,потребностей.
Во время расстановки в индивидуальном сеттинге клиент может визуализировать такой образ, где у него будет возможность физического контакта с родителями или близкими. Он может получить этот телесный опыт почти так же, как если бы другой реально находился в помещении. Клиент может медленными, плавными движениями приблизиться, опереться, дать к себе прикоснуться и себя держать. Где правильное место для клиента? Может ли он уступить и согласиться, когда стоит перед отцом и кладет голову ему на грудь? Или для него лучше, чтобы отец его держал, когда он стоит рядом или прислоняется к нему спиной? Достаточно ли здесь одного человека, отца? Или клиент сможет выдохнуть лишь тогда, когда за ним будут стоять дед, дед и бабушка, а возможно, еще и прадедушки и прабабушки?
Если отец сам стоит лицом к своим родителям: какой опыт приобретет клиент, если, стоя за отцом, посмотрит в направлении бабушки и дедушки и при этом будет опираться на спину своего отца?
Может быть, дедушка еще положит руку ему на плечо или дедушка и бабушка встанут рядом с клиентом, чтобы тот ощущал много физического контакта. Сколько людей должно быть вокруг клиента, чтобы он чувствовал себя в безопасности и был в хорошем контакте с собой?
Сколько клиенту лет? Что ему нужно? Может быть, ему нужно еще какое-то время посидеть на коленях у отца или на руках у матери, чтобы наверстать то, чего он ищет с детства?
Дети, которые стоят совсем одни, которым в их внутреннем образе никто из родителей не может придать сил (возможно, потому что они сами переплетены в своей истории), могут стоять рядом со своими братьями и сестрами или в качестве ресурса им могут послужить бабушки и дедушки или даже прабабушки и прадедушки. Клиент ощущает большую силу, идущую из его системы, когда стоит в ряду мужчин (если это мужчина) или в кругу женщин (если это женщина). Также на клиентов производит сильное и приятное впечатление образ, где они чувствуют вокруг себя множество своих предков. Например, за ними полукругом могут стоять бабушки и дедушки, так чтобы клиенты чувствовали их у своей спины. Вокруг этого полукруга, как следующий слой, группируются прадедушки и прабабушки, за ними по все более широкой дуге каждое следующее поколение17.
Иногда клиенту бывает полезно чередовать два разных образа, пока он не интегрирует оба. Когда клиент на кого-то опирается, это придает ему сил, поскольку он на собственном опыте узнает, как это, когда тебя держат. Стоять одному — это физическое выражение самостоятельности. Иногда предпочтительней положение «сидя», поскольку тогда клиенту не приходится прилагать мышечных усилий и напрягаться, чтобы держаться прямо. Стоя, он может опереться на стену — как будто он стоит рядом с отцом. Чтобы ощущение было более приятным, между ним и стеной можно положить подушку. Или клиента может держать терапевт: «Если вы согласны, я сейчас возьму на себя роль бабушки».
Поклон и согласие
Обычно поклон является частью заключительного ритуала расстановки. На уровне тела и действий он соответствует тому, что Берт Хеллингер выразил фразой «признать то, что есть», и означает глубокое «да». Поклон имеет широкий спектр значений и действий, которые мы изучаем и осваиваем в процессе социализации так же, как значение любых других жестов и действий (см. Franke-Gricksch 2001).
По выбранной форме стратегии преодоления терапевт может судить о запечатлениях клиента. Если базовой моделью клиента является «нет», можно исходить из того, что когда-то раньше это отграничение было ему необходимо, чтобы защитить свое самое сокровенное, свое собственное, когда окружавшие его люди не уважали его границ (и, предположительно, не уважают до сих пор). С одной стороны, ребенок, а позже взрослый клиент, воспринимает доминантную мать или нарушающего границы отца таким образом, что они поглощают все его внимание и энергию. Ребенок защищается тем, что внутренне или позднее внешне отгораживается и замыкается в себе. С другой стороны, если в своей семье клиент жил с тем/что его желания и потребности оставались без внимания и не удовлетворялись и ему приходилось подчиняться чужой воле, то ему и сейчас будет трудно пойти на безусловное согласие и поклон, если ему не удалось перестроить свои запечатления при помощи осознания, упражнения или терапии.
В терапевтической практике мы имеем возможность наблюдать, что в качестве стратегии преодоления из этого раннего конфликта вырастает хроническая готовность к столкновению и борьбе, которая на мышечном уровне проявляется во всей физической организации клиента. Все двигательные импульсы тела направлены назад: подбородок приподнят, голова откинута назад, затылок неподвижен, грудь закрыта, плечи и руки зажаты, ягодицы напряжены — таковы некоторые возможные основные модели. На индивидуальном уровне мы обнаруживаем хроническое напряжение, связанное с той симптоматикой, на которую жалуется клиент. В психической сфере мы часто сталкиваемся с сопротивлением, защитой, агрессией, презрением и постоянной готовностью возразить.
Такая позиция сочетается с всеобъемлющим физическим напряжением, которое часто хорошо компенсируется, однако ощущается в каждой жилке. Если представить себе, какая это нагрузка для мускулатуры — постоянно находиться в напряжении, становится понятней развитие хронических и хронифицированных заболеваний. После расстановки клиенты часто говорят о сильнейшей усталости и непривычной потребности во сне на протяжении нескольких дней, некоторые рассказывают о боли в мышцах или заметном изменении осанки, что объясняется реструктуризацией физической организации и глубокой мышечной релаксацией.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Чайклин Ш. Подход Чейс в танцевальной терапии
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Притча «От Меня это было»
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Стюарт Вильям. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Притча «О небесном»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Константин Бурсаков. БДСМ как избавление от чувства вины
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Монтень Мишель. ОПЫТЫ
  • Притча «Мы такие»
  • Ростова Н.В. Нам не дано предугадать…
  • Шарфф Д.С., Шарфф Д.Э. Интеграция индивидуального подхода с супружеской, семейной, групповой и сексуальной терапией
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Игра «Разотождествление».
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь