|
Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125949
Автор: Куликов Л.В. (сост.)
Название: Психические состояния. Хрестоматия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Итак, психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.). Физиологическая сторона состояний находит отражение в изменении ряда функций и, в первую очередь, вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т. п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.) так же, как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии и т. п.
В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления парасимпатических влияний может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной проявления чувства усталости могут быть возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или мышцах. Психические состояния характеризуются единством переживаний и деятельности (Левитов Н. Д., 1964). Это значит, что психические состояния не только некие внутренние процессы, окрашенные тем или иным эмоциональным тоном и проявляющиеся во внешних действиях человека. Это значит, что психические состояния оказывают влияние на протекание деятельности. Этому соответствует и представление (Пуни А. Ц., 1969) О состоянии как о фоне, на котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека. Надо, однако, помнить 1 Известно, например, что оптимистическая самооценка космонавтами своего состояния может диссонировать с действительным состоянием. и другое: что во многих случаях именно через деятельность (умственную, сенсорную, физическую) развивается то или иное состояние. Поэтому состояние во многих случаях является продуктом деятельности. В то же время, как это ни парадоксально звучит, в ряде случаев состояния бывают результатом бездеятельности человека, поэтому, говоря о них, следует всегда рассматривать конкретные ситуации, в которых они возникают. Психофизиологические состояния — активная реакция функциональных систем Независимо от того, деятелен или бездеятелен человек, состояния всегда активны по своей физиологической природе. Под этим мы понимаем, что, во-первых, состояние — это деятельность функциональных систем, это реакция на определенную ситуацию; во-вторых, оно возникает в процессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. Это относится не только к рабочим состояниям (монотонии, психическому напряжению, утомлению), но и к состоянию покоя в различных его формах, которые после исследований Н. Е. Введенского (Введенский Н. Е., 1901) уже не рассматриваются как пассивное состояние. Так, многочисленными электрофизическими исследованиями установлено, что даже при отсутствии нарочитых раздражений рецепторы посылают в центральную нервную систему редкие асинхронные импульсы возбуждения (фоновая афферентная импульсация). В свою очередь, нервные клетки также периодически отправляют асинхронные импульсы возбуждения к другим нервным клеткам (фоновая межцентральная импульсация) и в исполнительные органы (фоновая эфферентная, или субординационная, импульсация). Эта фоновая импульсация снижает возбудимость клеток, организуя таким образом определенный уровень покоя. Активная природа состояний отчетливо проявляется в психофизиологических состояниях. В этом мы имели возможность убедиться при изучении состояния монотонии. Всю картину происходящих при этом состоянии сдвигов мы рассматриваем с позиции теории функциональных систем. Использовавшиеся показатели отражали разные уровни (подсистемы): психические (переживания) и физиологические (вегетативный и соматический). Изменения, происходящие в этих двух подсистемах, расценивались нами с точки зрения их целесообразности (полезного результата). В итоге мы пришли к следующему пониманию механизмов возникновения и развития состояния монотонии. Однообразная (монотонная) деятельность имеет своим следствием однообразие впечатлений, получаемых человеком от этой деятельности. Именно однообразие впечатлений (а не действий, как полагают физиологи) и служит той побудительной причиной, которая вызывает состояние монотонии. В мотива-ционном уровне образуется «психический вакуум», так как эта деятельность перестает интересовать работающего, но в то же время продолжает занимать его внимание, не давая возможности отвлечься от нее. В результате физиологические проявления этого выражены в следующих изменениях. Развивается торможение в мотивационном уровне регулирования (что фиксируется при изучении баланса между «внешним» возбуждением и торможением, показывающим, как мы предполагаем, степень активности мотивационных структур). Увеличивается время сложной зрительно-моторной реакции и уменьшается быстрота и точность работы с корректурным тестом Анфимова (как результат торможения высших психических уровней и ухудшения функции внимания). Переживание апатии и скуки вызывает желание прекратить работу. Ответной реакцией на это является усиление влияния парасимпатической части вегетативной нервной системы, «ведающей» состояниями комфорта, покоя, расслабления. Это выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений, в падении кровяного давления, в снижении тонуса мышц и в повышении способности к их расслаблению. Возникшие неблагоприятные для продолжения работы сдвиги включают в деятельность механизмы саморегуляции, противоборствующие дальнейшему усугублению этого состояния, причем происходит это подчас без отчетливого отражения в сознании человека. Усиливается возбуждение в двигательной системе, в результате чего повышаются темп работы и степень напряжения (мышечная сила), укорачивается время простой реакции. Усиление двигательного возбуждения приводит к более сильной тонизации корковых клеток и мотивационной сферы человека. Можно было предположить, что высокий уровень возбуждения в двигательной системе при развитии монотонии — следствие врабатывания при физической деятельности, а не механизм саморегуляции функциональной системы. Однако такое же повышение возбуждения в двигательной системе обнаружено в нашей лаборатории и при выполнении умственной деятельности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|