Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 3621



Модель выученной беспомощности (Seligman M., 1975) появилась в результате опытов на животных, которых обучали избегать болезненного удара током. Создавались условия, в которых подопытное животное избегало болезненного воздействия электрического тока через металлический пол клетки, перемещаясь на так называемый «островок безопасности», где животное могло избежать воздействия тока. Вначале животное находило безопасное место случайно, потом вырабатывались соответствующие условные рефлексы.

Мартин Зелигман в своих опытах, на первом этапе, создавал условия, при которых у животного не было возможности спастись от периодически повторяющихся ударов тока, вследствие чего формировалась реакция капитуляции, отказа от безрезультативных попыток избежать болезненных ощущений.

На втором этапе опыта, при помещении животного, после первого этапа, в обстановку, где имелся «островок спасения», срабатывал выработанный ранее стереотип пассивного реагирования, и животное не делало никаких попыток избавиться от наказания. «Беспомощное» поведение подопытных животных оставалось прежним, даже при помещении на втором этапе одновременно с ними других животных, у которых были ранее выработаны «нормальные» условно-рефлекторные реакции активного избегания наказания и которые должны были служить первым моделями для обучения адаптивному поведению.

В опыте было обнаружено дезадаптивное обучение - условно-рефлекторный механизм отказа от поисковой активности, названный «обучением беспомощности».

Перенеся эту физиологическую модель на уровень психологии человека уместно говорить об обучении фатализму, пессимизму и пассивности. Если предыдущий опыт был неудачным, формируется, пессимистический прогноз о безысходности и неотвратимости несчастий («выхода нет»), отсутствует уверенность в способности справиться с ситуацией («все усилия напрасны»). Вместо стратегии «победителя», активного противостояния жизненным трудностям (мотивация успеха) или предусмотрительного ухода от возможных проблем (мотивация избегания неудачи) усваивается пораженческая стратегия их пассивного принятия, смиреной покорности ударам судьбы. К этому нередко добавляется позиция «страуса», когда человек пытается скрыть от самого себя существование проблемы. Выученная беспомощность, чревата социальной неуспешностью, служит источником тревоги и, предшествует формированию депрессии. Представления данной концепции сходны с «тревожными» моделями невротических и психосоматических расстройств.

Схема выученной беспомощности при стрессе, которая тесно переплетается с тревогой и депрессией, представляется следующим образом:

1) формируется продуктивная тревога, направленная на разрешение неприемлемой ситуации;

2) продуктивная тревога сменяется непродуктивной, невротической после осознания несопряженности результата и действий;

3) формируется депрессия, характеризующая состояние выученной беспомощности.

Когда-то пациент действительно пережил какое-то соматическое заболевание, которое организм «запомнил» и стал в дальнейшем «использовать» в качестве реакции на любой психологический дискомфорт.

Выученная беспомощность, научение как источником формирования психосоматических расстройств, сходно с таким механизмом, как «специфические психодинамические конфликты» по Францу Александеру или «сомато-психическая настроенность» нервной системы, основе которой лежат «динамические стереотипы» по Ивану Петровичу Павлову.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Е.П. Ильин. Выученная беспомощность - психологические исследования феномена
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Беспомощности (состояние)
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Андрей Торнов. Самопомощь при депрессии, хронической усталости, ВСД: пять важнейших правил
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Маниакальная защита; manic defence
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Невроз; neurosis
  • Теория стресса Ганса Селье и реакция релаксации по Герберту Бенсону
  • Универсальные стратегии адаптации относительно внешнего воздействия в соответствии с классификацией Карен Хорни.
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Закон Геккеля и семейный сценарий
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Смородина Екатерина Владимировна. Конспект занятия по развитию речи по теме «Животные Африки» с использование ТСО.
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Метатропизм
  • Принципы ассертивного поведения.
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • К чему снится бык
  • Платон. ДИАЛОГИ
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Лосев А. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА
  • Первичный; primary
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Аутентичный и неаутентичный; authentic and inauthentic
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Иваненко Ксения Васильевна. Влияние домашних животных на ребенка
  • «Болезная готовность» модель В. Икскюль (V. Uexkuell, 1963)
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Притча «Любопытные и слон»
  • Психоэкологическая модель
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Соматизация
  • Доминирование покорности, пассивности, бездействия, склонность жертвовать собой S0-
  • Юлия Гридасова. Как преодолеть страх общения
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь