Закаблуковская И. А. Влияние доминирующего в структуре личности эго-состояния на выбор стратегии защиты от страха смерти

Категория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 814

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Смерть всегда присутствовала в жизни человека. Но в разные времена воспринималась по-разному. Вечно переживаемый конфликт чувств в виде смерти любимого и при этом все же чужого и ненавистного человека раскрепостил человеческую пытливость. И много позже именно из этого конфликта чувств, по мнению З. Фрейда, родилась психология.
Тема отношения к смерти, связанного с ней переживания тревоги и страха, присутствует во всех современных направлениях психологии. Каждое направление по-своему объясняет взаимосвязь жизни и смерти, влияние страха и тревоги смерти на поведение человека. Разные авторы дают разные ответы на одни и те же вопросы, соглашаясь, пожалуй, только в том, что среди воздействующих на человека и сбивающих его с толку факторов, одно из первых мест прочно занимает отношение к смерти. Таким образом вопрос о влиянии смерти на особенности реального поведения по прежнему является актуальным и представляющим интерес не только для теоретиков, но и для практикующих психологов-консультантов.
Целью нашего исследования было определить влияние личностных особенностей человека на выбор стратегии защиты от страха смерти.
Объект исследования: влияние доминирующего в структуре личности эго-состояния на выбор стратегии защиты от страха смерти.
Предмет исследования: стратегии защиты от страха смерти.
В первой главе работы был проведен системный теоретический анализ представлений о смерти авторов разных психологических школ. Подробно рассмотрено, каким образом представление о смерти выступает к качестве одного из важнейших понятий, влияющих на особенности формирования личности (Фрейд З., Райх В., Менегетти А., Лоуэн А., Франкл В., Мэй Р., Роджерс К., Адлер А., Штайнер К., Берн Э., Юнг К. Г., Гроф С., Кюблер-Росс Э., Фромм Э., Уотсон Л., Ялом И. и др.) При этом особое внимание было уделено теориям, в которых страху смерти отводится главенствующее место, определяющее смерть и страх смерти как движущую силу развития человека. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Представления о смерти в различных психологических концепциях
Автор Содержание представлений о смерти
З. Фрейд Выделил влечение к смерти, позже назвал его инстинктом смерти, который включает стремление к разрушению, уничтожению других, агрессию, самоубийство и инстинкт самосохранения [1].
К. Г. Юнг Разрабатывая психологию индивидуальности, выделил в жизни человека две половины: в первой доминирует сексуальность, а во второй – проблема биологического дряхления и смерти. Успешное решение этих проблем на каждом этапе жизни ведет к формированию психологически полноценной личности. Также говорил о том, что тема смерти очень мощно представлена в подсознании человека, в его архитипах.
Э. Берн Выделил стремление к разрушению – мортидо, которое выражается в желании уничтожения лица противоположного пола – убийству либо стремлении к собственному уничтожению – самоубийству. Однако, оно может выражаться и конструктивно – оберегая человека от внутренней и внешней опасности. В чистом виде проявляется во время войны, в мирное время сублимируется в агрессию, в применение силовых мер наведения порядка, карательных мерах, в избрании профессий, связанных с агрессией и смертью – врача, военного и пр. [2]
С. Гроф
Описал представления о смерти у древних народов, которое сохранилось в мифах, религии, основой которой является вера в существование загробной жизни, которая лучше земной. Также выделил представления о смерти в современном западном обществе, где основной ценностью является успех, который достигается только за счет активности. Поэтому смерть воспринимается как проигрыш, как поражение, а физическое уничтожение тела означает необратимый конец жизни вообще. Сам Гроф склоняется к точке зрения о смерти, которая представляет процесс умирания как переход в иной лучший мир [3].
Э.Кюблер-Росс Считает, что страх смерти – врожденный, неосознаваемый. В течение жизни он уменьшается, но при возникновении опасной ситуации – обостряется. Так же говорит о том, что на неосознаваемом уровне человек не может представить себе свою смерть, он может представлять лишь насильственное лишение себя жизни – убийство. На основе данных многолетних исследований неизлечимых больных она выделила пять стадий, характеризующиеся определенными эмоциональными реакциями и отношениями, через которые проходит умирающий: 1. отторжение и изоляция, 2. гнев, 3. попытки что-то выторговать, 4. депрессия, 5. признание смерти. Э. Кюблер-Росс говорит о необходимости искреннего общения с умирающим, что может научить живущих более внимательному отношению к жизни, и что может способствовать снижению тревоги смерти у здоровых живущих людей.
Э. Фромм Выделяет страх смерти как присущую человеку данность, избавляться от которой бессмысленно и невозможно, пока человек живет.
Л. Уотсон Страх смерти – не врожденное, а приобретенное в процессе жизни свойство психики – считает Уотсон. Врожденным является страх опасности, чувство сохранения себя, но это он не связывает со страхом смерти. Избавиться от приобретенного в течение жизни страха смерти, по мнению Уотсона, можно при помощи медитации.
И. Ялом Говорит о фундаментальной тревоге смерти и выделяет два фундаментальных способа защиты от смерти: вера в собственную исключительность, которая имеет формы нарциссизма, агрессии и жажды власти, трудоголизма, героизма, и вера в конечного спасителя, которая может выражаться в вере в силу, защищающую человека либо в персонального заступника, в лице конкретного человека, дела или идеи, оберегающих его [3].
Вторая глава посвящена анализу соответствия поведения человека из доминирующего эго-состояния и используемой им стратегии защиты от страха смерти.
Под стратегиями защиты от страха смерти мы имеем в виду «способы преодоления фундаментальной тревоги смерти» [3], выражающиеся в поведении и действиях человека.
Для определения степени влияния доминирующего в структуре личности эго-состояния был использован опросник «Выбор слов» (Петровский В.А.), модифицированный вариант опросника « Эго-грамма личности» (Джонгвард Дж.). Стратегия защиты от страха смерти определялась в соответствии с классификацией Ялома с помощью качественного анализа анкет участвующих в опросе респондентов.
Случайную выборку испытуемых в количестве 86 человек составили мужчины (64%) и женщины (36%) в возрасте от 20 до 45 лет. Связь между доминирующим в структуре личности эго-состоянием и стратегией защиты от смерти проверена с помощью корреляционных методов ( учитывались данные с коэффициентом корреляции не менее 0,75). На основании полученные результатов сделаны основные выводы.
При доминировании в структуре личности эго-состояния Естественное Дитя (ЕД) для человека характерен выбор стратегии «компульсивного героизма». Это стратегия способствует выбору поведения, опасного для жизни и здоровья человека. Тогда поступки человека носят необдуманный характер, являются направленными на саморазрушение, рискованными, при этом очень ярко проявляется подавленность, а желание активной деятельности может выражаться в суицидальных попытках.
Для доминирующего эго-состояния Адаптивного Дитя (АД) характерной стратегией защиты от смерти является «нарциссизм».
В поведении такого человека ярко выделяется тенденция следования правилам и нормам, стратегиям, принятым в детстве, часто являющимися привычными для человека, но не совсем адекватными для ситуации. Таким людям свойственно желание быть признанным, ожидание безусловной любви и восхищения при отсутствии внимания и заботы к другим людям, чрезмерная требовательность к окружающим. Они не ориентированы на построение глубоких отношений, но в тоже время легко поддерживают многочисленные поверхностные контакты с людьми, сохраняя самостоятельность и независимость при условии получения постоянного одобрения.
Преобладание в структуре личности эго-состояния Контролирующего Родителя (КР) при выборе стратегий защиты от смерти проявляться двойственно, выражаясь, с одной стороны, в «трудоголизме», а с другой, в «жажде власти».
Действия такого человека обусловлены функцией контроля за своим поведением и поведением других людей, его соответствия правилам и нормам. Для действий человека, поведение которого обусловлено стратегией «жажды власти» характерно желание подчинения людей своей воле, ответственное принятие решений в трудных ситуациях, давление на окружающих, высокомерие, агрессивность, возможна потеря контроля над своими эмоциями, неадекватная реакция на происходящие события. При поведении, исходящем из стратегии «трудоголизм» для человека характерны поглощенность работой, ощущение постоянного движения вперед, выполнения работы не потому, что хочется, а потому что должен. Свойственно загружать себя без учета своих возможностей, проведение досуга в постоянной деятельности, односторонность жизни, связанная с постоянной активной деятельностью.
Для преобладающего в структуре личности эго-состояния Опекающий Родитель (ОР) характерно следование стратегиям, принятым в детстве от родителей, поведение в соответствии с соблюдением правил и норм, что способствует выбору стратегии защиты от смерти «вера в Конечного Спасителя».
В этом случае поведение характеризуется ярко выраженной заботой об окружающих, о близких, в выражении поддержки, опеки и помощи другим людям, готовности на самопожертвование, а также ожидание поддержки от окружающих и желании получить от них заботу.
При доминировании в структуре личности эго-состояния Взрослый (В) выделить какую-либо одну характерную стратегию защиты от смерти не удалось. В реальном поведении доминирование Взрослого эго-состояния проявляется в чередовании стратегий защит, сменяющих друг друга в зависимости от ситуации.

Литература
1. Э. Берн. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных». – СПб, 1991
2. С. Гроф, Д. Хэлифакс. «Человек перед лицом смерти», – Киев, 1996 г.
3. И. Ялом. «Экзистенциальная психотерапия», – М., 2004 г.
4. http://www.psychiatry.ru/lib/garrabe/index.cgi?29

Источник:
Психологические исследования: Сборник научных трудов / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-групп», 2005. – 249 с.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Что сильнее смерти»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Инстинкт смерти; Death instinct; Todestrieb
  • Притча «Тосоцу задает три вопроса»
  • Притча «Притча о смысле жизни и смерти»
  • Целостность Эго; ego integrity
  • Что такое страх смерти и что он несет?
  • Инстинкт жизни; Life instinct; Lebenstrieb
  • Притча «После смерти»
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Частые ссоры ведут к преждевременной смерти
  • Притча «Жизнь и смерть»
  • Притча «О смерти бабушки»
  • Инстинкт жизни; life instinct
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Притча «Акын»
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Притча «Никто не умирал»
  • Слияние и разделение; fusion and defusion
  • Инстинкт смерти; death instinct
  • Притча «Смерть — иллюзия»
  • Притча «Страхи»
  • Притча «Время и место смерти изменить нельзя»
  • Притча «Восприятие жизни и смерти»
  • Притча «Человек, который помнил о смерти»
  • Притча «Глупец, убегающий от смерти»
  • Притча «Несоответствие»
  • Притча «Есть ли жизнь после смерти?»
  • Притча «Дедушка и Смерть»
  • Танатос; thanatos
  • Ялом И.- Экзистенциальная психотерапия
  • Гроф Станислав - Человек перед лицом смерти
  • Георгий Сергацкий. Осень жизни. Из цикла «Одиночество, или Душа в поисках приюта»
  • Притча «Чёрная дверь»
  • Чокьи Нима Ринпоче. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЖИЗНИ И СМЕРТИ
  • Sr. Lucifer. Эссе о Маге и Смерти
  • Притча «Умирал батыр»
  • Притча «О старике и смерти»
  • Притча «Столетний череп»
  • Fr. Roman. В момент смерти...
  • Притча «Ты принят»
  • Притча «Притча о старце и смерти»
  • Притча «Размышляя о смерти»
  • Fr. Unicorn. В присутствии смерти. Практика чод в свете западной традиции
  • Притча «Скряга и Ангел Смерти»
  • Притча «О смерти»
  • Притча «Сорочка счастливого человека»
  • Притча «Господь улыбается в двух случаях»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь