Куликов Л.В. (сост.) Психические состояния. Хрестоматия.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 125720

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Процесс самоорганизации в рамках определенного масштаба времени происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости (исключая случаи специального формирования в ходе воспитания) и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя относительная устойчивость и равновесие суть необходимые условия для существования и функционирования вполне определенной, конкретной системы (субъекта), тем не менее переход к новой системе и развитие в целом невозможны без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности. Новый порядок (новая структура личности) возникает благодаря неравновесному состоянию и зависит от его интенсивности. Последнее, в свою очередь, обусловлено напряженностью взаимодействия субъекта с характеристиками среды (социальной или предметной). Интересно отметить, что при усилении неравновесности состояния субъект проявляет те качества, которые в большей степени его характеризуют (например, волевые или эмоциональные и др.). Неравновесные состояния как бы обнажают наиболее глубокие и активные пласты личности.
Характерной особенностью неравновесных состояний является то, что ничтожно малое воздействие может приводить к длительным и неожиданным последствиям (в обыденной жизни масса примеров, когда порой незначительное слово или действие вызывало непредсказуемые результаты).
Другая особенность неравновесных состояний связана с тем, что в случае нарушения симметрии и интенсификации обмена со средой информацией и энергией усиливается взаимодействие (когерентность) между элементами системы. И чем больше охват корреляциями, т. е. сильнее зависимость между признаками, тем сильнее когерентные связи и тем больше система отклоняется от равновесия.
Таким образом, интенсификация взаимодействия системы и среды, приводящая к неравновесным состояниям и усилению флуктуации, выступает как решающий фактор для возникнове

ния когерентного, согласованного поведения элементов или подсистем в психической деятельности человека. Другими словами, самоорганизация всегда связана с кооперативными процессами, коллективным согласованным поведением частей системы. Именно благодаря такому поведению возникают новые структуры из состояний (например, возрастные кризисы и новообразования, возникающие после них). С течением времени или изменением внешних или внутренних условий (изменение ситуации жизнедеятельности, принятие решения, возникновение новых смыслов и пр.) корреляции разрушаются, уменьшается число включенных в состояние элементов, происходит сглаживание неравновесности и система (субъект) переходит в более устойчивое состояние (например, состояние спокойствия, удовлетворенности и др.).

Психологические детерминанты неравновесности
В онтологическом плане равновесные и неравновесные состояния, как отмечалось нами ранее, обусловливают разные формы и особенности поведения. В первом случае это предсказуемое поведение, взвешенное, во втором — неадекватное, а иногда и трагическое. Неравновесные состояния возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критические, сложные и трудные периоды и ситуации) и часто обусловливают возникновение пограничных и патологических нарушений.
В основе неустойчивого состояния находится нарушение уравновешенности с условиями внешней, предметной и социальной среды, ослабление адаптационных механизмов субъекта и, соответственно, снижение адекватности поведения вплоть до полной дезорганизации. Одна из основных причин — особые ситуации предметной и социальной среды. Границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие ситуации жизнедеятельности, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека, т. е. происходит «прорыв» адаптационного

барьера, «ломка» динамических стереотипов, возникает психологическая дезадаптация, душевный кризис, который проявляется в виде соответствующего неравновесного психического состояния. Субъект теряет контроль за состоянием, которое по силе переживания или продолжительности превосходит его ре-гуляторные возможности. Уровень нарушения самоконтроля состояния находит отражение в степени дезадаптивности поведения.
Важной особенностью определения субъектом ситуации как трудной, напряженной и угрожающей является ее личностный смысл, осознаваемый как «значение для меня». Следствие этого — пристрастность, значимость ситуации, выделение в ней наиболее существенного обстоятельства, фактора, который вносит основное дезорганизующее начало.
...Другим фактором, обусловливающим неравновесность, является диссонанс (противоречие) между основными, наиболее активными элементами, структурами и подсистемами личности, противоречия между ведущими мотивами, потребностями, це-леполаганиями, компонентами структуры «Я» и др. Эти противоречия, в которых затронуты наиболее значимые, «системообразующие» ценности личности, обусловливающие картину мира и образ жизни, а также противоречивые тенденции потреб-ностно-мотивационной сферы, как правило, переживается глубоко и трудно. Множество литературных примеров свидетельство тому (например, «Исповедь» Л. Толстого). Неравновесные (неустойчивые) состояния, возникающие в этих случаях, длятся очень долго, иногда — годами, сопровождаясь соответствующим поведением. И только гармонизация мотивационной сферы, устранение в ней конфликтов путем целенаправленной перестройки значимых смыслов, переоценка ценностей приводят к облегчению — изменению состояния (переходу от неравновесности к устойчивости).

Модель возникновения новообразований в структуре личности субъекта
Проблема становления качеств личности требует ответа на вопрос о механизмах этого процесса, т. е. того, как возникают

новообразования (обобщения, знания, значения, смыслы, образ «Я», черты характера и др.) и как они закрепляются в структуре субъекта.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • А. А. Ткаченко. Дело жизни: достижение личностью высшего предназначения. Монография. - А. Ткаченко
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Гуревич П.С. Культурология
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Реан А.А. - Психология детства. Учебник.
  • Козлов В.В. Математика 7 класс
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Мильнер Б.З. Теория организации
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии).
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Захаров Д.М., Сивков Ю.Б. Сборник задач по физике повышенной сложности с решениями. Механика
  • Хекхаузен.Х. Мотивация и деятельность
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Практикум по практической психологии.
  • Баранов ЕГЭ 2017. Обществознание. 10 тренировочных вариантов
  • Главный Редактор. Радужная оболочка глаза определяет характер
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Чуканова Анна Андреевна. Эссе — Чуканова Анна Андреевна
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь