Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 10808

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Cиндром дефицита удовлетворенности, рассматриваемый западными авторами как бич современного общества. Данная модель была разработана на основе материалов опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные электродов в мозг. Было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то их раздражение первоначально приводит к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга (эндогенные опиаты или эндорфины. При этом подопытное животное непрерывно осуществляли их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы.

Высвобождение эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. Вероятно, первый в жизни интенсивный выброс эндорфинов происходит у ребенка в момент рождения, как реакция нервной системы защищается на стресс и физическую боль. Впоследствии подобные «вспышки» эндорфиновой эйфории могут ассоциироваться с регрессионными состояниями.

У человека выброс эндогенных опиатов - «медиаторов счастья» создает ощущение физического благополучия, вызывает чувство удовлетворения (вплоть до блаженства), эмоциональную приподнятость (доходящую до эйфории). Недостаток эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии.

Неэкологичный, нефизиологичный образ жизни раскачивает биологический «маятник» - «удовлетворенность» и «дискомфорт» - с большей амплитудой. Когда человек начинает чувствовать тревогу, депрессию, он пытается, например, при помощи психоактивных веществ, сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, постепенно истощая ее нейромедиаторные ресурсы, что приводит к разнообразным зависимостям: алкогольной, наркотической, никотиновой, пищевой – стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию. А также, поведение, связанное с риском, например, навязчивое влечение к азартным играм (gambling) или экстремальным видам спорта; повышенная агрессивность, которая может привести к антисоциальному поведению.

Следствием эмоционального дисбаланса и тревожно-депрессивного фона могут являться разнообразные психосоматические расстройства.
Согласно биологической теории эмоций Анохин П.К., в основе психосоматических расстройств лежит механизм акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и, на основе обратной связи, контроль исполнения этих планов. Контроль производится путем сопоставления желаемого и действительного. При совпадении желаемого и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении - отрицательные. Таким образом, биологический смысл положительных эмоций - вознаграждение за «правильное» (биологически целесообразное) поведение.

На психологическом уровне, возникает переживание наполненности жизни смыслом. Позитивные эмоции связаны с измененным состоянием сознания - активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания, является физиологическая возрастная регрессия, вспомним выражение «радоваться, как дети».

Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм сравнения двух моделей действительности - идеальной (левополушарный образ) и реальной (правополушарный образ). Их совпадение - вспышка озарения, левополушарного осознавания.

При избыточном доминировании левого полушария и подавлении правого полушария синхронность левого и правого полушария просто перестают возникать и человек начинает реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться все более безрадостным, буднично-серым. В поисках выхода из эмоционального тупика человек прибегает к алкоголю и наркотикам, агрессии, самоагрессии деструктивному поведению, пытаясь высвободить тем самым подавленные эмоции.

Для предупреждения подобных негативных проявлений необходимо использование методов психической саморегуляции, что позволяет активировать естественные физиологические механизмы удовольствия, например, психотерапия творческим самовыражением по Бурно М.Е. или глубокое мышечное расслабление, что непосредственно приводит к высвобождению эндорфинов, обладающих антистрессовым или стресс-лимитирующим действием (Меерсон Ф.З.).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кирилл Стасевич. Друзья снимают боль и стресс
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Психоэкологическая модель
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Модель фрустрации
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • «Болезная готовность» модель В. Икскюль (V. Uexkuell, 1963)
  • Как заботиться о психическом здоровье во времена коронавируса
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Соматизация
  • Семёнова Наталья Алексеевна. Увлекательная нейропсихология, как развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как работает мозг программистов
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Модель выученной беспомощности Мартина Зелигмана.
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Притча «Об удовлетворенности»
  • Яна Нилова. Адреналиновая зависимость
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Абрамова Наталья Анатольевна. «Манкатерапия в познавательно-речевом развитии ребёнка дошкольного возраста»
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Коррекция эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Основные признаки депрессии
  • Психосоматические расстройства как результат сочетания трех факторов в рамках традиционной медицинской парадигмы
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Харина Светлана Владимировна. Простые опыты с водой для дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь