Базовая тревожность по Карен Хорни

Категория: По направлениям » Психосоматика и телесная психотерапия: статьи | Просмотров: 8742



Базовая тревожность по Карен Хорни


Многие проявления психосоматических расстройств, по своей сути есть тревога, проявляющая себя через тело. По мнению Карен Хорни причиной всех неврозов является базовая тревожность – это то состояние, в котором находится ребенок, который чувствует себя беспомощным, изолированным, в мире, который воспринимается им, как потенциально враждебный. Представитель экзистенциального подхода в психотерапии Ричард Нельсон-Джоунс, по этому поводу сказал, что быть человеком, значит быть тревожным.

Тревожность у взрослого человека – это переживания ребенка, перенесенные в зрелый возраст, следствие проявления регрессионного механизма, являющегося основой психосоматических расстройств.

Чисто внешних враждебных факторов, которые могут вызвать у ребенка чувство тревоги, опасности довольно-таки велико. Карен Хорни приводит следующий перечень источников детских тревог: безразличие; недостаток внимания к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка; подчинение, которое может быть или прямым или косвенным; либо чрезмерно выраженное восхищение, либо отсутствие его; или слишком мало ответственности, либо слишком много; нехватка действительной теплоты в отношениях; либо чрезмерное покровительство, либо отсутствие руководства; дискриминация, унижение, неустойчивое поведение; манипуляции ребенком и требование занимать чью-либо сторону в спорах родителей; враждебная атмосфера; невыполненные обещания и тому подобное.

И когда уже взрослый человек попадает в ситуацию неопределенности, когда он растерян, переживает свою беспомощность, у него актуализируется детская тревожность. Это лишний раз напоминает нам о важности использования регрессионных механизмов (погружение в измененное состояние сознания и трансформация детских переживаний) в психологической коррекции.

Базовая тревожность по Карен Хорни и комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру близки по своему происхождению. Их причина в зависимости ребенка от окружающих и его беспомощности.

Психологические механизмы социального подражания, заставляют ребенка сравнивать себя с взрослыми, это сравнение не в пользу ребенка, и ему приходится смотреть на взрослых снизу вверх, и как следствие, чувствовать свою ущербности и зависимость.

Еще Зигмунд Фрейд упоминал о двух механизмах психосоматических расстройств: конверсии и тревоге. Он также ввел понятие «Angstneurosen», которое означает невроз тревоги, тревожные расстройства, тревожные ожидания, приступы страха, повышенную раздражительность, нарушение сна, навязчивые страхи, фобии. А также соматические расстройства головокружения, нарушения пищеварения.

Но, у Карен Хорни, наиболее значимыми в происхождении психосоматических проблем, являются механизмы тревоги, то есть, психосоматические расстройства - это телесные проявления тревоги.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Внутрипсихический конфликт с точки зрения Карен Хорни.
  • Психоаналитические афоризмы X. - Карен Хорни
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Универсальные стратегии адаптации относительно внешнего воздействия в соответствии с классификацией Карен Хорни.
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология терапии психосоматических расстройств
  • Хорни К. НЕВРОЗ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
  • Трактовка психосоматических симптомов с позиции классического психоанализа: конверсия и символизм
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Невроз; neurosis
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Неофрейдисты; neo-freudian
  • Соматизация
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Инфляция; Inflation
  • Карягина Людмила Александровна. Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста непринятых детской группой
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Старшенбаум Геннадий - Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Сепарационная тревога; separation anxiety
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Истерия и страх.
  • Тимофеева Мария Витальевна. Учите ребенка чувствовать
  • Анкета тревожности ребенка
  • Коростелева И.С. Роль семейной и личной истории в формировании психосоматических реакций у ребенка
  • Общие, базовые механизмы, препятствующие личностному росту и формирующие психологические проблемы
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Перлз Ф. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Кошкарова Ирина. «Ребенок поступает в детский сад»
  • Оксана Гринко. Как излечить Внутреннего Ребёнка?
  • Редактор. Природоохранительная акция в ДОУ
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Психосоматические расстройства глазами пациента



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь