Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.

Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21421

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Волшебные превращения
«Пофантазируем? Придумаем что-нибудь такое, чего не может случиться с морскими обитателями в реальности, но может случиться в сказке.
• Например, акула покинула море и стала жить на суше. Она построила себе дом. Как изменится акула, если это с нею случится? Как будет выглядеть ее дом?
• А если представить, что панцирь черепахи — это своеобразный экран, на котором появляются разные картины. С помощью этих картин черепаха "разговаривает" с теми, кто к ней обращается. Ей можно задать любой вопрос и получить ответ в виде рисунка. Например, я задаю ей такой вопрос: "Скажите мне, уважаемая черепаха, как будут жить люди через триста лет?"... Давай посмотрим на панцирь-картину и "прочитаем" ответ. Что ты видишь? ... А я увидел ...

• Однажды, когда я плавал в Черном море, я нашел удивительную ракушку-жемчужницу. В ней была не одна жемчужина, как обычно... Эта волшебная ракушка могла выдавать много-много прекрасных жемчужин. Но для этого надо, чтобы ... . Что для этого нужно, по-твоему?»
Поиграйте аналогичным способом и с другими обитателями моря.

Сказка
«Теперь ты, наверное, готов сочинить морскую сказку? Какое из морских животных ты хочешь сделать главным героем? Попробуй сочинить такую сказку, в которой морское животное может жить и в воде, и на суше. А может, оно вовсе покинет водный мир и переселится, например, в лес?»

А что еще?
Создайте оригинальную аппликацию на альбомном листе бумаги или картона, раскрасив его в сине-голубой или зеленоватый цвет. Дно можно сделать из манной крупы. Получится настоящий песочек. Наклейте натуральные мелкие ракушки и бусинки. Из толстых ниток можно создать водоросли и другие подводные растения. Призовите свою фантазию, которая поможет додумать, из каких материалов лучше всего сделать кораллы, рыбок и других обитателей моря.

Итоги дня
Ну и, как всегда, подведите итоги дня.

День несуществующего животного

Информация для взрослых
День несуществующего в природе животного - это день чистого творчества, когда фантазия не имеет границ, когда возможность проявить себя нестандартным способом приветствуется и одобряется от всей души. Нет никаких шаблонов и правил. Чем дальше от реальности изобретенные образы, тем лучше.
В психологии существует тест, в котором ребенку предлагают нарисовать несуществующее животное. Анализируя рисунок, внимательный психолог может узнать немало интересного о своем подопечном.
Эта методика разработана М. 3. Дукаревич и подробно освещается в книге А. Л. Венгер «Психологическое консультирование и диагностика». Коротко остановимся на некоторых моментах данной методики.

Способ построения образа
Способ, который использует ребенок в изобретении несуществующего животного, характеризует тип его воображения и мышления, подход ребенка к творческой задаче.
Низкий уровень — изображение реального животного (зайца, крокодила, змеи...). Возможно, ребенок боится уйти от реальности. Может быть, его фантазии никогда не поощрялись. В таком случае следует обратить на это внимание и научиться приветствовать нестандартные, необычные, выходящие за рамки принятых правил слова и поступки малыша.
Более высокий уровень — изображение животных, позаимствованных из книг, кинофильмов, сказок (Змей-Горыныч, динозавр...).
Следующий уровень — конструирование рисунка из деталей реальных животных (например, панцирь черепахи, хобот слона, хвост зайца). Это рационалистический подход к задаче, но не творческий.
Высокий уровень — создание действительно оригинального, ни на кого не похожего существа, не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме (голова с глазами и ртом, туловище, конечности...). Следует заметить, что дети до 9-10 лет редко способны к подобному творчеству. И для дошкольников средний уровень будет соответствовать высокому.

Общее впечатление
Рассматривая рисунок несуществующего животного, обратите внимание на непосредственное впечатление. Каким вам кажется это животное: веселым или грустным, испуганным или агрессивным, общительным или закрытым от контактов, упрямым или податливым? И т. п. В рисунке несуществующего животного ребенок отражает самого себя: свои страхи, обиды, агрессию, коммуникабельность, одиночество, Радость, потребность в защите и многое другое.

Органы чувств, конечности, сексуальная символика
Если в рисунке присутствует чрезмерное количество глаз, ушей или других органов чувств, это может быть показателем тревожности, внутреннего беспокойства и потребности зорко и напряженно следить за миром. Такую функцию выполняют и необыкновенно большие глаза или уши.
Конечности массивные и крепкие могут говорить о хорошей внутренней устойчивости и душевном равновесии или о сильной потребности в этих состояниях. А слабые, хилые ноги (лапы, клешни, щупальца) повествуют о потере опоры и психологической нестабильности. Изображение половых органов, вымени или женской груди говорит об интересе к сексуальной сфере.

Средства защиты и нападения
Изображение любых защитных аксессуаров (панцирь, иглы, броня, толстая кожа) указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. «Боязнь агрессии легко переходит в собственную защитную агрессию» (Венгер А. Л., 2005).
На рисунке признаком защитной агрессии служат всевозможные средства активной самообороны: шипы, рога, острые выросты на теле.
Любые орудия нападения — когти, клыки, зубы, жало, острые рога — свидетельствуют о прямой агрессивности.

Описание образа жизни
При изложении ребенком образа жизни несуществующего животного первое, на что следует обратить внимание, — соответствие слов рисунку. Иногда слова могут быть красноречивее, но вряд ли правдивее завитушек и линий.
Чаще всего, описывая любимые занятия или действия лсивотного, ребенок рассказывает о том, что он сам любит и чем бы хотел заниматься.
При описании места обитания придуманного ребенком зверя обратите внимание на удаленность и изолированность. Если животное слишком изолировано, это может говорить о чувстве одиночества, недостатке общения или некоторой эмоциональной усталости маленького человека, когда в душе возникает чувство, выражающееся во фразах: «Оставьте меня одного! Отстаньте все».
По рассказу о питании его творения (предпочитает плоды, коренья или других животных) можно определить степень агрессивности, таящейся в душе ребенка. Стремление разрушать, уничтожать, кровожадно истреблять выдает повышенную тенденцию к нападению и борьбе.
По ответу на вопрос, боится ли животное чего-либо, можно узнать о типичных страхах ребенка (боязнь темноты, хищников, огня, и т. д.).
Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что, создавая необычное, ребенок творит, исходя из самого себя. Все накопленное в нем, все впечатления, опасения, радости и горести отражаются в созданном образе. И это замечательно. Постарайтесь обойтись без критики и осуждения. Примите любое творчество ребенка с пониманием и любовью. Если вы хотите научить малыша другим моделям поведения, то делайте это не через отрицание имеющихся, — так вы можете лишь заблокировать любое самовыражение, -а через привлечение его внимания к желательным моделям и стилям прояв-ления себя в мире.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Черепаха и утки»
  • Притча «Рождение жемчуга»
  • Волынец Николай Иванович. Почему акула – злая
  • Притча «Черепаха и скорпион»
  • Волынец Николай Иванович. Морская сказка 'И зубному доктору страшно'
  • Притча «Скорпион и черепаха»
  • Притча «Притча о мудрой рыбе и воде»
  • Главный Редактор. Тридакна (Tridacna)
  • Волынец Николай Иванович. Неправильная рыба
  • Волынец Николай Иванович. А черепаха быстрее всех
  • Волынец Николай Иванович. Сады морского Бога
  • Притча «Жемчужина»
  • Чиж Наталья Алексеевна. Снятие тревожности у дошкольников
  • К чему снится черепаха
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Маленький мальчик и большая черепаха»
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Редактор. Как я провел лето на Средиземном море
  • Притча «Про черепаху»
  • Притча «Луна и устрица»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • К чему снится акула
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Ноги»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Спирина Ирина Анатольевна. Знакомство детей старшей группы с профессией «Гончар»
  • Притча «Я скучаю по тебе...»
  • Притча «Посох»
  • Притча «Выпить море»
  • Притча «Предусмотрительная Черепаха»
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • Притча «Это будет слишком много»
  • Притча «Волна и берег»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Главный Редактор. Игольница-черепаха
  • Притча «Верблюд и черепаха»
  • Притча «Появление жемчужины»
  • Чтобы зубы не болели и не мучили вас
  • Притча «Что есть Музыка?»
  • Притча «Раковина»
  • Притча «Творец и душа»
  • Притча «Девушка-осень»
  • Баркалова Наталья Львовна. Море Знаний
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Одна чистая капля»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь