|
Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21421
Автор: Огненко Надежда.
Название: Работа с образами животных: я, ты и тигр. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Волшебные превращения
«Пофантазируем? Придумаем что-нибудь такое, чего не может случиться с морскими обитателями в реальности, но может случиться в сказке. • Например, акула покинула море и стала жить на суше. Она построила себе дом. Как изменится акула, если это с нею случится? Как будет выглядеть ее дом? • А если представить, что панцирь черепахи — это своеобразный экран, на котором появляются разные картины. С помощью этих картин черепаха "разговаривает" с теми, кто к ней обращается. Ей можно задать любой вопрос и получить ответ в виде рисунка. Например, я задаю ей такой вопрос: "Скажите мне, уважаемая черепаха, как будут жить люди через триста лет?"... Давай посмотрим на панцирь-картину и "прочитаем" ответ. Что ты видишь? ... А я увидел ... • Однажды, когда я плавал в Черном море, я нашел удивительную ракушку-жемчужницу. В ней была не одна жемчужина, как обычно... Эта волшебная ракушка могла выдавать много-много прекрасных жемчужин. Но для этого надо, чтобы ... . Что для этого нужно, по-твоему?» Поиграйте аналогичным способом и с другими обитателями моря. Сказка «Теперь ты, наверное, готов сочинить морскую сказку? Какое из морских животных ты хочешь сделать главным героем? Попробуй сочинить такую сказку, в которой морское животное может жить и в воде, и на суше. А может, оно вовсе покинет водный мир и переселится, например, в лес?» А что еще? Создайте оригинальную аппликацию на альбомном листе бумаги или картона, раскрасив его в сине-голубой или зеленоватый цвет. Дно можно сделать из манной крупы. Получится настоящий песочек. Наклейте натуральные мелкие ракушки и бусинки. Из толстых ниток можно создать водоросли и другие подводные растения. Призовите свою фантазию, которая поможет додумать, из каких материалов лучше всего сделать кораллы, рыбок и других обитателей моря. Итоги дня Ну и, как всегда, подведите итоги дня. День несуществующего животного Информация для взрослых День несуществующего в природе животного - это день чистого творчества, когда фантазия не имеет границ, когда возможность проявить себя нестандартным способом приветствуется и одобряется от всей души. Нет никаких шаблонов и правил. Чем дальше от реальности изобретенные образы, тем лучше. В психологии существует тест, в котором ребенку предлагают нарисовать несуществующее животное. Анализируя рисунок, внимательный психолог может узнать немало интересного о своем подопечном. Эта методика разработана М. 3. Дукаревич и подробно освещается в книге А. Л. Венгер «Психологическое консультирование и диагностика». Коротко остановимся на некоторых моментах данной методики. Способ построения образа Способ, который использует ребенок в изобретении несуществующего животного, характеризует тип его воображения и мышления, подход ребенка к творческой задаче. Низкий уровень — изображение реального животного (зайца, крокодила, змеи...). Возможно, ребенок боится уйти от реальности. Может быть, его фантазии никогда не поощрялись. В таком случае следует обратить на это внимание и научиться приветствовать нестандартные, необычные, выходящие за рамки принятых правил слова и поступки малыша. Более высокий уровень — изображение животных, позаимствованных из книг, кинофильмов, сказок (Змей-Горыныч, динозавр...). Следующий уровень — конструирование рисунка из деталей реальных животных (например, панцирь черепахи, хобот слона, хвост зайца). Это рационалистический подход к задаче, но не творческий. Высокий уровень — создание действительно оригинального, ни на кого не похожего существа, не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме (голова с глазами и ртом, туловище, конечности...). Следует заметить, что дети до 9-10 лет редко способны к подобному творчеству. И для дошкольников средний уровень будет соответствовать высокому. Общее впечатление Рассматривая рисунок несуществующего животного, обратите внимание на непосредственное впечатление. Каким вам кажется это животное: веселым или грустным, испуганным или агрессивным, общительным или закрытым от контактов, упрямым или податливым? И т. п. В рисунке несуществующего животного ребенок отражает самого себя: свои страхи, обиды, агрессию, коммуникабельность, одиночество, Радость, потребность в защите и многое другое. Органы чувств, конечности, сексуальная символика Если в рисунке присутствует чрезмерное количество глаз, ушей или других органов чувств, это может быть показателем тревожности, внутреннего беспокойства и потребности зорко и напряженно следить за миром. Такую функцию выполняют и необыкновенно большие глаза или уши. Конечности массивные и крепкие могут говорить о хорошей внутренней устойчивости и душевном равновесии или о сильной потребности в этих состояниях. А слабые, хилые ноги (лапы, клешни, щупальца) повествуют о потере опоры и психологической нестабильности. Изображение половых органов, вымени или женской груди говорит об интересе к сексуальной сфере. Средства защиты и нападения Изображение любых защитных аксессуаров (панцирь, иглы, броня, толстая кожа) указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. «Боязнь агрессии легко переходит в собственную защитную агрессию» (Венгер А. Л., 2005). На рисунке признаком защитной агрессии служат всевозможные средства активной самообороны: шипы, рога, острые выросты на теле. Любые орудия нападения — когти, клыки, зубы, жало, острые рога — свидетельствуют о прямой агрессивности. Описание образа жизни При изложении ребенком образа жизни несуществующего животного первое, на что следует обратить внимание, — соответствие слов рисунку. Иногда слова могут быть красноречивее, но вряд ли правдивее завитушек и линий. Чаще всего, описывая любимые занятия или действия лсивотного, ребенок рассказывает о том, что он сам любит и чем бы хотел заниматься. При описании места обитания придуманного ребенком зверя обратите внимание на удаленность и изолированность. Если животное слишком изолировано, это может говорить о чувстве одиночества, недостатке общения или некоторой эмоциональной усталости маленького человека, когда в душе возникает чувство, выражающееся во фразах: «Оставьте меня одного! Отстаньте все». По рассказу о питании его творения (предпочитает плоды, коренья или других животных) можно определить степень агрессивности, таящейся в душе ребенка. Стремление разрушать, уничтожать, кровожадно истреблять выдает повышенную тенденцию к нападению и борьбе. По ответу на вопрос, боится ли животное чего-либо, можно узнать о типичных страхах ребенка (боязнь темноты, хищников, огня, и т. д.). Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что, создавая необычное, ребенок творит, исходя из самого себя. Все накопленное в нем, все впечатления, опасения, радости и горести отражаются в созданном образе. И это замечательно. Постарайтесь обойтись без критики и осуждения. Примите любое творчество ребенка с пониманием и любовью. Если вы хотите научить малыша другим моделям поведения, то делайте это не через отрицание имеющихся, — так вы можете лишь заблокировать любое самовыражение, -а через привлечение его внимания к желательным моделям и стилям прояв-ления себя в мире. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|