|
Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21417
Автор: Огненко Надежда.
Название: Работа с образами животных: я, ты и тигр. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Глаза-приманки» (Н. И. Сладкое)
Живут в Гренландском море акулы, у которых глаза ночью светятся ярким зеленым светом. Бывает, целые вереницы зеле-ных огоньков движутся в темноте, как вереница свободных такси: «Садитесь, пожалуйста, с ветерком прокатим!» Непонятная сила в этих страшных глазах: рыбы кидаются на их свет, как бабочки на огонь. И попадают в акульи зубы. Состояния акулы в человеческой душе Образ зубастой акулы прочно связан у большинства людей с агрессией и опасностью. Благодаря массовой культуре и кинофильмам человеческое сознание стало связывать акулу со свирепой кровожадностью, беспощадностью и жестокостью. Поскольку агрессия и страх — две стороны одной м^да-ли, то образ акулы может символизировать бессознательный скрытый страх. И один из способов преодоления страха -перевоплотиться в акулу, извлечь из собственных глубин коварство, злобность, свирепость, поиграть с этими состояниями. Образ акулы придаст уверенность и решительность слабым и робким. «Я акула. Я свирепая... я быстрая... я безжалостная.., я мощная... я зубастая... я крупная...» Проговорили? Добавили свои слова? Что почувствовали? Как отозвалось тело? РАКУШКА МОЛЛЮСК «Коралловое море» (Н. И. Сладкое) Среди коралловых рифов живет огромная раковина — три-дакна. Весом она бывает в полтонны. Местные жители называют ее убийцей: она будто бы защемляет своими створками, как кап-каном, руки и ноги неосторожных ныряльщиков и топит их под во-дой. Один подводник решил праве рить рассказы туземцев. Он взял с собой под воду ногу человека, сделанную из гипса, и сунул ее между створок тридакны. Раздался хлопок, створки сомкнулись и стиснули ногу. Более получаса подводник пытался вытащить но-гу, но чем сильнее он ее выкручивал и дергал, тем крепче сжимала ее тридакна. Наконец подводник сдался: тридакна так крепко сжи-мала ногу, что края раковины вдавились в гипс! «На лунной дорожке» (Н. И. Сладкое) Хорошо плыть ночью по лунной дорожке! Справа и слева от тебя черная стена, а впереди дорожка зо-лотая — прямо на луну. Плывешь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота. Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку. Неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тропе. Чьи-то извили-стые следы-бороздки пересекают ее. Я плыл и напряженно вглядывался в диковинный извилистый след. Лунный след, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно. Дно слабо светилось. В конце следа я увидел большую, похо-жую на гигантское семечко подсолнуха, черную раковину. Это она пробороздила песок. Раковина была старая, вся испещренная тем-ными годовыми полосками; сколько на раковине полосок, столько раковине и лет. Каждая полоска — как морщинка. Створки у рако-вины приоткрыты, и в щель, будто сквозь черные губы, высунулся белый язык. Нет, раковина не дразнилась, она прислушивалась. Я-то знал, что в белом «языке» моллюска скрыт орган слуха. Но язык не ухо, и даже не язык, а нога; с помощью его раковина пере-двигается. Ногой идет, ногой и слушает! Очень смешное животное: тело есть, нога есть, сердце есть, даже рот есть, а вот головы нету! Ученые раньше так и называли их — семейство безголовых. Не очень-то хорошее название, мне по душе другое: жемчужницы. Так называют их ры-баки. За то, что внутри этих раковин часто находят настоящий жемчуг. Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда про-никает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг. Это так и не так. Действительно, что-то проникает в раковину, и действи-тельно, вокруг этого «чего-то» нарастает жемчужа-на. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка. Ловцы нашего пресноводного жемчуга подсчитали, что толь-ко одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне не стоило и проверять. Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашел жемчужину. Состояния ракушки в человеческой душе Нежный мягкотелый моллюск живет в ракушке, являющейся для него своеобразным домом. В этом смысле он может символизировать закрытость или открытость, защищенность или беззащитность, в зависимости от того, открыты створки раковины или закрыты. Нежнейшее тело моллюска ассоциируется с женственностью и сексуальностью. Раковины моллюсков бывают очень красивы, как и жемчужины, вырастающие в их теле из песчинки. Поэтому моллюск-ракушка может служить знаком, помогающим обратить внимание на прекрасные, излучающие сияние грани души. «Я ракушка... я восхитительная... я ранимая... я нежная... я открытая и доверяющая...» Что чувствуете? «Я черепаха. Я мудрая... я осторожная... я хорошо защищенная... я медлительная... я спокойная...» Как отозвалось тело на сказанные слова? ЧЕРЕПАХА «Красное море» (Н. И. Сладкое) У подводников Красного моря есть развлечение — катание на черепахе. Подкравшись к спящей на воде черепахе, подводник хва-тает ее за края панциря. Морская черепаха -большая черепаха. Передние лапы у нее как широкие весла. Она то ныряет на дно, то взмывает к «небу», — все фигуры высшего пилотажа! Вместе с ней делает мертвые петли и перевороты наездник-подводник. Состояния черепахи в человеческой душе Черепаха — древнейшее животное, дошедшее до наших дней с минимальными изменениями во внешности и, вероятно, в своей сути. В этом смысле черепаха может считаться своеобразным хранителем древних знаний и символизировать мудрость. А также неизменность и постоянство. Благодаря мощному, прочному панцирю черепаха при малейшей опасности имеет возможность спрятать под его защиту уязвимые лапы и голову. Поэтому в психическом мире образ черепахи может указывать на чрезмерную осторожность, убегание от опасностей и разрешения проблем, закрытое выжидательное состояние души. И бесспорно, для всех черепаха являет собою символ медлительности и неторопливого, но неизменного движения к собственной цели. ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ Игры и упражнения Рассмотри рисунок «Рассмотри картину "Море". Кого из морских обитателей ты видишь? Какими они тебе кажутся? Расскажи о каждом. А потом я прочитаю тебе несколько интересных рассказов о морских животных». (В процессе разговора взрослый помогает ребенку вопросами, обращая внимание как на внешний облик животных, так и на их характерные проявления и особенности.) Берег моря Материал. Большой платок или отрезок ткани голубого (синего) цвета. Инструкция ребенку. «Я расстилаю на полу голубой платок. Он будет у нас морем. А ты будешь берегом. Ложись на животик рядом с морем, и я буду рисовать на твоей спине все, что увижу вокруг. Вот лежат камешки (взрослый аккуратно нажимает сложенными в горсть пальцами на разные участки тела). А это песочек (прикосновения отдельными пальцами). Его много-много... На берег набегают волны... Одна за другой... одна за другой... (волнообразные движения пальцами). Сейчас я нарисую дерево, а ты Попробуй догадаться какое. А вот солнышко... А над морем летают чайки... Вот такие... Понравилось тебе быть берегом? Попробуй теперь быть художником. А я стану берегом». Эффект. Это нежное и красивое упражнение развивает тактильные ощущения, создает условия для расслабления и глубокого внутреннего контакта взрослого и ребенка. Дыхание моря Инструкция ребенку. «Ты слышал когда-нибудь, как шумит море? Вода с шумом накатывает на берег и откатывается назад, шурша по песку или камешкам. Встанем на колени, а затем сядем на пяточки. Руки спокойно свисают вдоль тела. На вдохе мы будем мягко и плавно поднимать вверх руки, слегка наклоняясь вперед. Вот так (взрослый показывает). Это волна накатывает на берег. На выдохе мы медленно опускаем руки, отклоняемся слегка назад и длительно произносим звук: "Ш-ш-ш-ш-ш..." Это волна откатилась в море». Эффект. Упражнение выполняется в спокойном, замедленном ритме и способствует успокоению нервной системы — погружению в состояние покоя и расслабленности. Кроме того, ребенок учится согласовывать ритмичное дыхание с движениями тела. Можно включить соответствующую музыку. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|