Огненко Надежда. Работа с образами животных: я, ты и тигр.

Категория: Индивидуальная психология, Психотерапия и консультирование, Для детского сада | Просмотров: 21417

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

«Глаза-приманки» (Н. И. Сладкое)
Живут в Гренландском море акулы, у которых глаза ночью светятся ярким зеленым светом. Бывает, целые вереницы зеле-ных огоньков движутся в темноте, как вереница свободных такси: «Садитесь, пожалуйста, с ветерком прокатим!»
Непонятная сила в этих страшных глазах: рыбы кидаются на их свет, как бабочки на огонь. И попадают в акульи зубы.

Состояния акулы в человеческой душе
Образ зубастой акулы прочно связан у большинства людей с агрессией и опасностью. Благодаря массовой культуре и кинофильмам человеческое сознание стало связывать акулу со свирепой кровожадностью, беспощадностью и жестокостью.
Поскольку агрессия и страх — две стороны одной м^да-ли, то образ акулы может символизировать бессознательный скрытый страх. И один из способов преодоления страха -перевоплотиться в акулу, извлечь из собственных глубин коварство, злобность, свирепость, поиграть с этими состояниями. Образ акулы придаст уверенность и решительность слабым и робким.
«Я акула. Я свирепая... я быстрая... я безжалостная.., я мощная... я зубастая... я крупная...»
Проговорили? Добавили свои слова? Что почувствовали? Как отозвалось тело?

РАКУШКА МОЛЛЮСК

«Коралловое море» (Н. И. Сладкое)
Среди коралловых рифов живет огромная раковина — три-дакна. Весом она бывает в полтонны. Местные жители называют ее убийцей: она будто бы защемляет своими створками, как кап-каном, руки и ноги неосторожных ныряльщиков и топит их под во-дой. Один подводник решил праве рить рассказы туземцев. Он взял с собой под воду ногу человека, сделанную из гипса, и сунул ее между створок тридакны. Раздался хлопок, створки сомкнулись и стиснули ногу. Более получаса подводник пытался вытащить но-гу, но чем сильнее он ее выкручивал и дергал, тем крепче сжимала ее тридакна. Наконец подводник сдался: тридакна так крепко сжи-мала ногу, что края раковины вдавились в гипс!

«На лунной дорожке» (Н. И. Сладкое)
Хорошо плыть ночью по лунной дорожке!
Справа и слева от тебя черная стена, а впереди дорожка зо-лотая — прямо на луну. Плывешь и бросаешь в темноту полные пригоршни лунного золота. Если голову окунуть и посмотреть под воду, то и на дне увидишь светлую тропинку. Неясные тени движутся по ней: кто-то ходит по лунной тропе. Чьи-то извили-стые следы-бороздки пересекают ее.
Я плыл и напряженно вглядывался в диковинный извилистый след. Лунный след, как блестящие чешуйки рыб, искрясь, оседал на дно. Дно слабо светилось. В конце следа я увидел большую, похо-жую на гигантское семечко подсолнуха, черную раковину. Это она пробороздила песок. Раковина была старая, вся испещренная тем-ными годовыми полосками; сколько на раковине полосок, столько раковине и лет. Каждая полоска — как морщинка. Створки у рако-вины приоткрыты, и в щель, будто сквозь черные губы, высунулся белый язык. Нет, раковина не дразнилась, она прислушивалась. Я-то знал, что в белом «языке» моллюска скрыт орган слуха. Но язык не ухо, и даже не язык, а нога; с помощью его раковина пере-двигается. Ногой идет, ногой и слушает!
Очень смешное животное: тело есть, нога есть, сердце есть, даже рот есть, а вот головы нету! Ученые раньше так
и называли их — семейство безголовых. Не очень-то хорошее название, мне по душе другое: жемчужницы. Так называют их ры-баки. За то, что внутри этих раковин часто находят настоящий жемчуг.
Речная жемчужина похожа на капельку ртути. Или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Рыбаки говорят, что в лунные ночи, когда жемчужница приоткрывает створки, туда про-никает капелька лунного света, из него-то и вырастает жемчуг.
Это так и не так.
Действительно, что-то проникает в раковину, и действи-тельно, вокруг этого «чего-то» нарастает жемчужа-на. Но только это не капля лунного света, а... простая песчинка.
Ловцы нашего пресноводного жемчуга подсчитали, что толь-ко одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне не стоило и проверять.
Но мне повезло. Я проверил и сразу же нашел жемчужину.

Состояния ракушки в человеческой душе
Нежный мягкотелый моллюск живет в ракушке, являющейся для него своеобразным домом. В этом смысле он может символизировать закрытость или открытость, защищенность или беззащитность, в зависимости от того, открыты створки раковины или закрыты.
Нежнейшее тело моллюска ассоциируется с женственностью и сексуальностью.
Раковины моллюсков бывают очень красивы, как и жемчужины, вырастающие в их теле из песчинки. Поэтому моллюск-ракушка может служить знаком, помогающим обратить внимание на прекрасные, излучающие сияние грани души. «Я ракушка... я восхитительная... я ранимая... я нежная... я открытая и доверяющая...» Что чувствуете?
«Я черепаха. Я мудрая... я осторожная... я хорошо защищенная... я медлительная... я спокойная...» Как отозвалось тело на сказанные слова?

ЧЕРЕПАХА

«Красное море» (Н. И. Сладкое)
У подводников Красного моря есть развлечение — катание на черепахе. Подкравшись к спящей на воде черепахе, подводник хва-тает ее за края панциря. Морская черепаха -большая черепаха. Передние лапы у нее как широкие весла. Она то ныряет на дно, то взмывает к «небу», — все фигуры высшего пилотажа! Вместе с ней делает мертвые петли и перевороты наездник-подводник.

Состояния черепахи в человеческой душе
Черепаха — древнейшее животное, дошедшее до наших дней с минимальными изменениями во внешности и, вероятно, в своей сути. В этом смысле черепаха может считаться своеобразным хранителем древних знаний и символизировать мудрость. А также неизменность и постоянство.
Благодаря мощному, прочному панцирю черепаха при малейшей опасности имеет возможность спрятать под его защиту уязвимые лапы и голову. Поэтому в психическом мире образ черепахи может указывать на чрезмерную осторожность, убегание от опасностей и разрешения проблем, закрытое выжидательное состояние души.
И бесспорно, для всех черепаха являет собою символ медлительности и неторопливого, но неизменного движения к собственной цели.

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Игры и упражнения

Рассмотри рисунок
«Рассмотри картину "Море". Кого из морских обитателей ты видишь? Какими они тебе кажутся? Расскажи о каждом. А потом я прочитаю тебе несколько интересных рассказов о морских животных». (В процессе разговора взрослый помогает ребенку вопросами, обращая внимание как на внешний облик животных, так и на их характерные проявления и особенности.)

Берег моря
Материал. Большой платок или отрезок ткани голубого (синего) цвета.
Инструкция ребенку. «Я расстилаю на полу голубой платок. Он будет у нас морем. А ты будешь берегом. Ложись на животик рядом с морем, и я буду рисовать на твоей спине все, что увижу вокруг. Вот лежат камешки (взрослый аккуратно нажимает сложенными в горсть пальцами на разные участки тела). А это песочек (прикосновения отдельными пальцами). Его много-много... На берег набегают волны... Одна за другой... одна за другой... (волнообразные движения пальцами). Сейчас я нарисую дерево, а ты Попробуй догадаться какое. А вот солнышко... А над морем летают чайки... Вот такие...
Понравилось тебе быть берегом? Попробуй теперь быть художником. А я стану берегом».
Эффект. Это нежное и красивое упражнение развивает тактильные ощущения, создает условия для расслабления и глубокого внутреннего контакта взрослого и ребенка.

Дыхание моря
Инструкция ребенку. «Ты слышал когда-нибудь, как шумит море? Вода с шумом накатывает на берег и откатывается назад, шурша по песку или камешкам. Встанем на колени, а затем сядем на пяточки. Руки спокойно свисают вдоль тела. На вдохе мы будем мягко и плавно поднимать вверх руки, слегка наклоняясь вперед. Вот так (взрослый показывает). Это волна накатывает на берег. На выдохе мы медленно опускаем руки, отклоняемся слегка назад и длительно произносим звук: "Ш-ш-ш-ш-ш..." Это волна откатилась в море».
Эффект. Упражнение выполняется в спокойном, замедленном ритме и способствует успокоению нервной системы — погружению в состояние покоя и расслабленности. Кроме того, ребенок учится согласовывать ритмичное дыхание с движениями тела. Можно включить соответствующую музыку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Черепаха и утки»
  • Притча «Рождение жемчуга»
  • Волынец Николай Иванович. Почему акула – злая
  • Притча «Черепаха и скорпион»
  • Волынец Николай Иванович. Морская сказка 'И зубному доктору страшно'
  • Притча «Скорпион и черепаха»
  • Притча «Притча о мудрой рыбе и воде»
  • Главный Редактор. Тридакна (Tridacna)
  • Волынец Николай Иванович. Неправильная рыба
  • Волынец Николай Иванович. А черепаха быстрее всех
  • Волынец Николай Иванович. Сады морского Бога
  • Притча «Жемчужина»
  • Чиж Наталья Алексеевна. Снятие тревожности у дошкольников
  • К чему снится черепаха
  • Притча «Про любовь»
  • Притча «Маленький мальчик и большая черепаха»
  • Притча «Что такое любовь? 2»
  • Редактор. Как я провел лето на Средиземном море
  • Притча «Про черепаху»
  • Притча «Луна и устрица»
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • К чему снится акула
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Притча «Ноги»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Спирина Ирина Анатольевна. Знакомство детей старшей группы с профессией «Гончар»
  • Притча «Я скучаю по тебе...»
  • Притча «Посох»
  • Притча «Выпить море»
  • Притча «Предусмотрительная Черепаха»
  • Притча «Большую цель можно достигнуть»
  • Притча «Это будет слишком много»
  • Притча «Волна и берег»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Главный Редактор. Игольница-черепаха
  • Притча «Верблюд и черепаха»
  • Притча «Появление жемчужины»
  • Чтобы зубы не болели и не мучили вас
  • Притча «Что есть Музыка?»
  • Притча «Раковина»
  • Притча «Творец и душа»
  • Притча «Девушка-осень»
  • Баркалова Наталья Львовна. Море Знаний
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Притча «Одна чистая капля»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь