Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9603

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.
Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась длительностью мышления – так считал Гераклит. Еще в доа-ристотелевский период распространение получило учение о том, что существуют так называемые части души.
Во времена существования пифагорейской школы возникло новое представление о трех частях души: «мужественной», «разумной» и «алчущей». Данное представление приняли Платон и Демокрит.
Аристотель же придерживался натуралистической позиции, он великолепно обобщил эмпирический материал, и его схема утверждала целостный генетический подход к процессам жизнедеятельности человека. В этом состояло преимущество аристотелевской схемы перед платоновской. Онтологические, психологические и гносеологические познания о природе психических явлений были крепко связаны между собой в умах древних мыслителей, поэтому они разделяли качества вещей на первичные и вторичные. Аристотель считал, что представления соединяются по законам ассоциации. Эта концепция Аристотеля положила начало одной из самых известных психологических теорий – ассоциативной. Аристотель опровергнул концепцию Платона и отнес субстрат воспоминания не кдуше, а к телу. Он считал, что душа и тело не могут существовать раздельно друг от друга. Также Аристотель высказал предположение о разграничении двух видов разума: практического и теоретического. Аристотель проложил непроходимую грань между психической деятельностью человека и животных и создал учение о гетерогенном разуме.
Эпикурейцы и стоики в своих разработках о познавательных способностях души сделали немало открытий, в особенности в плане преодоления трудностей, связанных с проблемой перехода от чувственных впечатлений к мышлению, устанавливающему твердые истины.
Эпикурейцы выдвигают некую концепцию о том, что положительное эволюционное развитие – это отсутствие отрицательного эволюционного развития. Стоики же объявляют войну любым аффектам, рассматривая их как «порчу разума».
Сложившиеся в античный период взгляды на различные виды психических явлений определили опорные пункты последующего психологического поиска.
Научные знания о психике, деятельность ученых древностей по добыванию этих знаний имеют величайшее значение, которое определяет их особую роль в развитии цивилизации.
Философские категории применимы к любым проявлениям умственной активности, к каким бы объектам она ни была устремлена.
Важнейшими объектами исследования исторического пути развития науки являются сами ее исследователи. Историческая логика движения познания обусловливается творческими исканиями личности.


7 УЧЕНИЕ О ДУШЕ


Первым учением о душе был анимизм (от лат. anima – «душа»), который включал в себя представление о душе как о неком призраке, который оставляет тело человека с последним дыханием.
Душа, по Платону, является причиной изменений и всяческого перемещения вещей, она может «двигать саму себя». Душа может управлять всем, что есть на небе, на море и на земле, при помощи своих собственных движений, которые Платон называл желанием, усмотрением, заботой. Душа, как он считал, первична, а материальные тела вторичны. Сопоставив проблему духовного и материального, Платон делает вывод о том, что душа божественна. Платон вводит понятие о демиурге – строителе мира. Демиург творит мир из идей и небытия. Идеи выступают как своеобразные модели материальных вещей. Для души идеи очень важны. Смешивая идеи и материи, демиург создает мировую душу.
Определенные коррективы вносит Аристотель в учение о душе Платона. Он считает душу началом жизни, выделяет типологию души, а также полагает, что есть растительная, животная и разумная души. Самая низшая душа – это растительная. Она отвечает за функции роста, питания и размножения, эти функции являются общими для всех живых существ. У животной души, помимо перечисленных функций, существуют ощущение и способность желать, т. е. стремиться к приятным вещам и избегать неприятных. Человек же наделен разумной душой, которой может обладать только он. Душа человека наделена наивысшей из способностей, т. е. способностью к рассуждениям и мышлению. Но сам разум, согласно Аристотелю, не всегда зависит от тела. Только разум может постичь вечное бытие и быть свободным от материи, будучи вечным и неизменным. Аристотель называет этот высший разум деятельным и созидательным, отличая его от пассивного разума, способного только воспринимать. Аристотель пытался разрешить трудности, возникшие у Платона в связи с его учением о трех душах, которое предполагало объяснить возможность бессмертного существования любой души, и он пришел к выводу, что в человеке может быть бессмертен только лишь его разум, который после смерти сливается с разумом вселенной.
Согласно пифагорейцам человеческая душа имеет божественную природу, бессмертна, переселяется в иные тела, в том числе в тела растений и животных. Управляет переселениями роковой космический закон справедливости воздаяния за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.
Гераклит полагал, что душа – это божественный первоогонь, по закономерностям превращающийся в свою противоположность, т. е. в воду, которая в свою очередь является началом земной жизни. Вселение божественной души в тело приводит к смерти ее божественности, смерть же человеческого тела можно приравнять к возрождение души (бога).


8 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУКЕ


Расцвет арабоязычной психологии пришелся на VIII-ХИ вв.
В VII в. произошло объединение арабских племен, в результате которого было образовано государство, которое имело свой идеологический оплот – религию ислам. Тогда начали происходить завоевательные движение арабов, которые завершились образованием халифата. На его территориях проживали народы с древними культурными традициями.
В Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные группы, практически не вспоминали о достижениях александрийской и европейской науки. Но на арабском Востоке интеллектуальная жизнь была в полном разгаре.
Труды и сочинения Платона и Аристотеля, а также других античных мыслителей были переведены на арабский язык и распространены по всем арабским странам.
Все это стимулировало рост и развитие прежде всего физико-математической и медицинской наук. Арабские ученые дополняли достижения своих древних предшественников, их труды впоследствии пспособствовали подъему философской, научной и психологической мысли на Западе. Среди этих ученых следует выделить среднеазиатского врача Авиценну.
Медицинская психология Авиценны представляет особый интерес. Он отводил важное место роли аффективных актов в регуляции и развитии поведения человека. Авиценна создал «Канон медицинской науки» и обеспечил ему «самодержавную власть во многих медицинских школах средних веков».
Авиценна проводил изучение связи между психологическими особенностями и физическим развитием организма человека в различных возрастах, при этом он придавал очень важное значение фактору воспитания. Авиценна считал, что именно посредством воспитания осуществляется психическое воздействие на структуру организма. Физиологическая психология Авиценны делала предположения о возможности управлять процессами, происходящими в организме, путем воздействия на его аффективную жизнь, которая, по мнению ученого, зависела от влияния других людей.
Учение философа и врача Ибн Рушда (Х11 в.) о человеке и его душе оказало очень большое влияние на всю западноевропейскую философско-психологическую культуру и мысль. Ибн Рушд считал, что индивидуальная душа не бессмертна, он считал, что душа и разум – не единое целое.
Под душой Ибн Рушд подразумевал функции, которые считал неотделимыми от организма (например, чувственность). Они были необходимы для работы разума, а также они напрямую связаны с телом и после смерти исчезают вместе с ним. Разум, по мнению Ибн Рушда, является божественным и проникает в душу человека извне. Если тело и индивидуальная душа перестают существовать, то оставленные божественным разумом «следы» в душе продолжают свое существование как некий момент универсального разума, присущий всему человечеству.


9 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ


В средневековый период в Европе одно из центральных положений занимала схоластика. Этот тип философских рассуждений («школьная философия») господствовал в XI–XVI вв. Он сводился к рациональному трактованию христианского вероучения.
Схоластика имела различные течения, общим положением для которых было комментирование текстов. Обычное изучение любого предмета и обсуждение реальных животрепещущих проблем заменялись словесными ухищрениями. Католическая церковь вначале запрещала изучать и пропагандировать труды Аристотеля, но вскоре занялась «осваиванием», адаптацией их в соответствии со своими нуждами.
Эту задачу наиболее тонко решил Фома Аквин-ский (1225–1274). Его учение было позже канонизировано в энциклике Папы Римского (1879 г.) как истинная католическая философия и психология. Данное учение получило название томизма. В наши дни название данного учения несколько модернизировалось, теперь оно называется неотомизмом.
Фома Аквинский отстаивал свою религиозную и «нисходящую свыше истину». Он полагал, что разум обязан служить этой истине, как и само религиозное чувство. В Оксфордском университете Англии концепция двойственной истины принялась хорошо и стала идеологической предпосылкой успеха философии и естественных наук.
Фома Аквинский описал душевную жизнь и расположил различные ее формы в виде некой лестницы – от низших к высшим. В данной иерархии каждое явление имеет свое определенное место.
Души расположены ступенчато (человеческая, растительная и животная), в каждой из них располагаются способности и их продукты – ощущение, представление, понятие.
Против концепции души томистов выступил номинализм.
Его энергичным проповедником был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (1285–1349).
Он отвергал томизм, но отстаивал учение о «двойственной истине». У. Оккам считал, что необходимо опираться на чувственный опыт, но при этом нужно ориентироваться на нечто, обозначающие классы предметов, либо классы знаков или имен.
Концепция номинализма способствовала развитию научных взглядов на возможности человека познавать этот мир. В последующих веках к знакам будут обращаться и многие другие мыслители.
Таким образом, в эпоху средневековья получили распространение новые идеи, связанные с опытным познанием проявлений души. Но уже в те времена стали возникать другие идеи, основанные на детерминистском подходе. Эти идеи достигли своего расцвета в эпоху Возрождения.


10 РОДЖЕР БЭКОН. НОМИНАЛИЗМ


В эпоху средневековья философы, которые разделяли точку зрения Платона, назывались реалистами, потому что считали универсалии реально существовавшими. Их позиция была названа реализмом. Универсалиями считались невидимые и вечные идеи, существующие до вещей, обозначающие общие понятия, наиболее широкие, которые могут обозначать большой класс предметов. Противоположная точка зрения называлась номинализмом. Его главными представителями считаются Уильям Ок-кам (конец XIII–XIV вв.), Иоганн Буридан (конец XIII–XIV вв.), Николай из Отрекура (XIV в.) и др.
Ее представители предполагали, что универсалии есть только имена и могут существовать не сами по себе, а лишь в сознании человека в виде понятий или терминов. Они считали, что реально существуют только конкретные, единичные, чувственно воспринимаемые человеком предметы. Номиналистические взгляды появились и стали распространяться только в эпоху Возрождения.
Номинализм по своими проявлениям мог быть крайним и умеренным. Умеренные номиналисты полагали, что универсалии существуют после вещей в виде обобщенных их названий, т. е. понятий. Эти понятия имеют очень важное значение, хотя они и не существуют объективно. Умеренный номинализм назывался также концептуализмом. Крайние номиналисты, в частности Иоанн Росцелин (1050–1120), считали, что общие понятия совершенно бессмысленны, т. е. если они не существовали реально, то и говорить о них было незачем.
Ученик Роберта Гроссетеста Роджер Бэкон (1210–1294) являлся представителем оппозиционного течения, сформировавшегося в Оксфордском университете Англии во второй половине XIII в. Он выступал против томизма и против схоластики как таковой. Р. Бэкон считал, что универсалии существуют только в единичном, которое в свою очередь, не зависит от мыслящего начала. Он подчеркивал не только субъективность общего, как считали сторонники номинализма, но и объективность единичного. Он отрицал атомистическое учение, которое говорило о неделимости атомов и пустоте, и выдвинул идею о комбинации качественно различных элементов, которые образуют конкретные вещи.
Главной работой Р. Бэкона был «Большой труд», состоящий из семи разделов и содержащий теорию мышления человека, а также воззрения на соотношения науки и теории. Ограниченный в объеме «Меньший труд» представлял предыдущую работу Бэкона в сокращении. «Третий труд» являл собой переработку двух предыдущих.
У. Оккам рассматривал ощущения как своего рода знаки. В условиях средневековой Европы обращение к знакам позволило с другой стороны взглянуть на понятие о душе, т. е. перейти от субъективного «внутреннего опыта» к объективному анализу знаковых отношений.
У. Оккам вывел положение о том, что следует отсекать сущности или предполагаемые силы там, где можно обойтись меньшим их числом, это положение получило название оккамовской «бритвы».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Константинов Ф. и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Как тренировать мышление
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Эго; Ego; Ich
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ленин В. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
  • Котова Юлия. Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь