Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9599

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

16 ГОСПОДСТВО ЭМПИРИЗМА И АССОЦИАТИЗМА В ПСИХОЛОГИИ XVIII В


XVIII в. вошел в историю дальнейшим упрочением и формированием капиталистических отношений в прогрессивных странах. Произошла промышленная революция, обратившая Англию в могущественное государство. Глубокие экономические трансформации привели к политической революции во Франции.
Стали расшатываться феодальные устои в Германии. Общественно-экономические сдвиги и непостоянство политической обстановки зарождали мировоззренческие формы, противостоявшие богословской идеологии.
В результате борьбы с ним увеличивалось масштабное движение, приобретшее название «просвещение». Оно было обращено против всего, что мешало росту науки и научного миропонимания.
Закреплялась концепция «естественного человека», сформировавшаяся в XVII в. Сенсуализм и эмпиризм становятся направлениями, которые явились как противовес рационализму и априоризму. В таком духе и формировалась психологическая идея века.
Стандарты для своих детерминистских моделей она заимствовала из методологии ньютоновской механики. Ассоциация трансформируется в универсальную категорию, истолковывающую всю психическую деятельность, у английского врача Д. Гартли (1705–1757). Д. Гартли был первооткрывателем в изучении роли коммуникативных реакций в организации волевого контроля и формировании метафизического мышления.
Слово «психология» стало в Европе общеизвестным в результате публикаций А. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология».
Он, обрисовав с большой педантичностью разнообразные классы психических явлений, поделил их на размещенные иерархически группы. Появился необычный «анатомический театр человеческой души»: для каждой группы была отведена соответствующая способность как ее мотив и основание. Учение о рефлекторной структуре поведения было обогащено рядом новых концепций: представлением о биологическом предназначении данной структуры, о годности ее для рассмотрения всех степеней психической деятельности, о детерминирующем воздействии чувствования.
Физика И. Ньютона и физиология Э. Геллера обусловили естественнонаучный облик XVIII в. В XVIII в. психофизическая проблема становится психофизиологической, т. е. ограничивается связью психических процессов с нервными. Мысль о том, что физические функции, воздействуя на психические, в свою очередь зависят от них, приобретала общественно-политический смысл, так как сама душевная жизнь воспринималась под углом зрения ее социальной детерминации. Представление о человеке как о точке пересечения двух детерминационных рядов мешало осуществлению принципа психофизического монизма, за который прогрессивные французские философы боролись в своей философской теории.


17 ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ


Раздробленность Германии в XVIII в. мешала формированию капиталистических отношений. Это обусловило компромиссный характер определявшихся на немецкой почве прогрессивных для того времени психологических учений. Наибольшую известность среди них завоевала «психология способностей» ученого-энциклопедиста А. Вольфа (1679–1754).
Главенствующим в интеллектуальной жизни Германии схоластике и мистике А. Вольф противопоставил философию здравого смысла. Ему принадлежат немалые заслуги в разработке немецкой психологической терминологии, заместившей давнюю, латинскую. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг А. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.).
В первой давалось описание фактов, наблюдений за явлениями. Перед целесообразной психологией была поставлена задача дедуктивно выводить явления из сущности и природы души.
В качестве пояснительной основы выдвигалось представление о способности. С ним сплотилась идея самопроизвольной активности души. Основной силой считалась способность представления, выступающая в форме знания и желания. А. Вольф, считавший себя продолжателем идей Г. В. Лейбница, старался ликвидировать из его монадологии мистические тенденции. Обрисовав разнообразные группы психических явлений, он классифицировал их по иерархическому принципу. Но совместно с ними он устранил метафизику. По А. Вольфу, существует только единственная монада – душа, и позиция параллелизма применима лишь к ее соотношению с живым организмом. Психофизический вопрос был трансформирован А. Вольфом в психофизиологический.
Через некоторое время вольфианское учение было подвергнуто в сокрушительной критике С. Гербертом. Идея психической мотивированности передалась от Г. В. Лейбница через А. Вольфа и С. Герберта к В. Вундту.
Иную вариацию психологии способностей предложила шотландская школа. Основоположник школы Томас Рид (1710–1796) следовал в своем описании психической деятельности концепции «здравого смысла» английской буржуазии.
Согласно этой концепции любой человек появляется на свет с резервом воззрений и истин, разрешающих ему самостоятельно распознавать прекрасное и безобразное, положительное и отрицательное. Основываясь на теории инстинктов человеческой природы, Т. Рид выдвинул тезис о том, что любой сенсорный процесс вынуждает признать жизнь внешнего предмета. Ощущение – это элементарное состояние, которое живет лишь в мозгу познающего.
Восприятие, в отличие от ощущения, охватывает понятие о предмете и стойкую естественную уверенность в том, что живет независимо от нас. Последователем Т. Рида явился Дюгальт Стюарт (1753–1828), который подверг критике учения Д. Юма и Д. Беркли с позиций течения о «здравом смысле».


18 РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ


Известным физиологом был швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1708–1777). Его труд «Основы физиологии» (1757 г.) оценивается как разграничительная линия между современной физиологией и всем, что происходило прежде. Из-под детерминационного воздействия души А. Галлер вывел не только чисто нервные явления, но и существенную часть психических. Такие явления прямо принимают участие в сложной моторике ходьбы, моргания и т. д.
А. Галлер называл психические элементы этих сложной динамике «темными восприятиями». Несмотря на положения, доказывающие компромисс с богословием, физиологическая система А. Галлера являлась главным звеном в формировании материалистических воззрений на нервно-психические явления. Разъясняя эти явления природой самого тела, а не инородными по отношению к нему факторами, она дополняла декартовскую модель новыми элементами. Эксперимент обнаруживал характерные свойства организма, столь же действительные, как и прочие атрибуты материи. Галлеровская «живая машина» явилась, в отличие от декартовской, носителем сил и качеств, которых нет у машин. Таким образом формировались естественнонаучные предпосылки значимого сдвига в созревании психологической мысли – перехода к осмыслению психики как свойства сформированной материи. Не механика, а биология делалась ядром детерминистского рассмотрения сознания. Это определило формирование на новых основах суждений о рефлексе. Если у Р. Декарта и Д. Гартли это понятие создавалось на принципах физики, то у продолжившего линию А. Галлера чешского физиолога Й. Прохазки (1749–1820) оно приобрело биологическое основание. Рефлекс, по Й. Прохазке, порождается не произвольным внешним раздражителем, а лишь таким, который обращается в чувствование. Чувствование – независимо от того, превращается оно в функцию сознания либо нет, – обладает одним общим значением и называется «компасом жизни». Развивая эти линии, Прохазка не только чувство, но и более сложные виды психической деятельности ставит в зависимость от задачи адаптации организмов к обстоятельствам жизни.
В труде «Физиология, или Учение о человеке» Й. Прохазка утверждал, что мнение о рефлексе должно разъяснить функционирование нервной системы в целом.
Мысль о неразрывной связи организма с внешней средой выводилась сначала из принципов механистического миропонимания.
Р. Декарт брал за основу принцип сохранения количества движения, а Й. Прохазка – мысль о всеобщей зависимости организма от природы. Но в качестве начала этой связи и зависимости от него выступает не закон сохранения количества движения, а закон самосохранения живого тела, который выполняется лишь при обстоятельствах реализации избирательных реакций на воздействия окружающей среды.


19 МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВО ФРАНЦИИ


Расцвет материалистической мысли во Франции был подготовлен ньютоновской картиной природы и локковской картиной сознания. Пропагандистами экспериментального знания, острыми критиками диалектики и схоластики во Франции были Ж. Вольтер и Э. Б. Кондильяк.
В «Трактате об ощущениях» (1754 г.) Э. Б. Кондильяк определил задачу объединить рефлексию и ощущение. Он предложил схему статуи, не имеющей на первых порах ничего, кроме чистой способности к осмыслению чувствований. Статуя Э. Б. Кондильяка отличалась от «животной машины» Р. Декарта тем, что ее тело было независимо от ее психических отправлений. Сенсуализм Э. Б. Кондильяка имел фе-номеналистический характер.
Французский медик Ж. О. Ламетри объединил сенсуализм с учением Декарта о машинооб-разности поведения живых тел. Он полагал, что дифференцирование Р. Декартом двух субстанций выступало как «стилистическая хитрость», сочиненная для обмана богословов. Душа на самом деле есть, но ее нельзя отделить от тела. Так как тело – это машина, то и человек в целом со всеми его внутренними способностями есть только чувствующая, думающая и стремящаяся к наслаждениям машина. Под словом «машина» понималась вещественно детерминированная система.
К середине XVIII в. нервно-мышечная физиология аргументировала вовлеченность примитивных психических явлений в общую механику тела, подготовила включение в эту механику и высших форм психической деятельности, появляющихся из простых. Воспитанник «янсенис-тской школы» Ж. О. Ламетри делается атеистом. В 1745 г. он выпустил в свет «Естественную историю души», в которой аргументировал, что физическое тождество между людьми и животными говорит о единстве их психической деятельности. Способность чувствования интерпретировалась Ж. О. Ламетри как функция физического тела. Материя способна размышлять в силу своей организации. Мысль о зависимости психики от организации приняли все французские материалисты (Т. Робинс, Д. Дидро) и пришли к признанию извечности впечатлительности.
Теория «естественного человека» придала крайнюю актуальность вопросу связи между природными особенностями индивида и внешними условиями. Ж. Ж. Руссо полагал, что человек от природы добросердечен, но его духовно искалечила современная культура. К. Гельвеций отстаивал положение о том, что интеллектуально-нравственные качества человека формируются условиями его жизни. В отличие от Ж. Ж. Руссо он подтверждал неопровержимое преимущество культуры и социального воспитания.
Понятие о многообразных степенях объединения органов «человеческой машины» сформировал П. Кабанис. Он полагал, что сознание – это не сосредоточенное в мозгу духовное начало субстанционального или исключительного характера, а функция этого физического органа, не уступающая по уровню действительности и фи-зиологичности остальным функциям организма.


20 ЗАРОЖДЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Экономический и культурный подъем России после реформ Петра I содействовал развитию прогрессивной социально-философской и научной мысли.
Россия выдвигает одного из известных естественников – М. В. Ломоносова, выступавшего за естественнонаучный подход к психике человека. А. Н. Радищев пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Трактат включал две части. В двух начальных книгах формировалось учение о том, что все внутренние явления «суть поистине свойства чувствующего и мыслящего вещества». В остальных книгах приводились аргументы в пользу бессмертия души.
Обусловливая место психических явлений во вселенной, А. Н. Радищев брал за основу принципы материалистического монизма и детерминизма. А. Н. Радищев считал, что психические явления происходят в пространстве, олицетворены в пространственных структурах. А. Н. Радищев мыслил о «неисчисленной вещественности разнообразия», о «единой лестнице», в которой распознается множество сил и свойств.
Взгляд на актуальность, ощущение и мышление как уровни цельной материальной «лестницы» говорил об объединении взглядов материалистического монизма, выдвинутого в XVII в., с принципом эволюции, утвержденным в XVIII в. Полагая, что мышление есть «наисвойственней-шее качество» человека, А. Н. Радищев подверг критике К. Гельвеция за пренебрежение качественными отличиями между мышлением и ощущением. Он расходится с К. Гельвецием также во взглядах на детерминацию интеллектуальных способностей. Аналогично Д. Дидро А. Н. Радищев доказывал, что развитие интеллектуальных качеств индивидуума зависит не только от влияния окружающей среды, но и от физической организации. Как и Д. Дидро, он делил интеллектуальное развитие народа в целом и конкретного человека. Первое обусловливается другими условиями, нежели второе.
О том, что его разногласие с К. Гельвецием в интерпретации психических способностей совпадает с взглядом Д. Дидро по данным вопросам, А. Н. Радищев не мог знать, поскольку Д. Дидро, чтобы не предоставить оружие идеологическим антагонистам, не напечатал своих критических замечаний по поводу книг К. Гельвеция «Об уме» и «О человеке». Совпадения во мнениях А. Н. Радищева и Д. Дидро говорят о единой логике формирования материалистической идеи. Г. В. Плеханов замечал, что А. Н. Радищев ищет ключ к психологии людей в обстоятельствах их социальной жизни. При этом речь шла не о психологии отдельного субъекта в ее зависимости от общественных причин, а о психологии больших групп людей – социальной психологии.
Из особенностей нервной деятельности человека следует то, что он представляет собой «создание подражательное». Подражание совершается «автоматически». Акты, созданные на подражании, происходят по другому типу, чем действия, регулируемые рассуждением. Подражание применяли многие правители для «управления толпой многочисленной».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Психология восприятия цвета
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Финальный; Final
  • Образ; Image; Bild
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Притча «Такой же, как все»
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Терешкина Галина Григорьевна. Консультация для родителей «Здоровьесбережение в ДОУ»
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Психология запахов
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Психоэкологическая модель
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Энергия; energy
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь