Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9602

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

39 ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК ОПЫТНОЙ НАУКИ


Каждая область научного знания является экспериментальной и проявляется в двух аспектах. Исторический. Делится на два главных этапа:
1) донаучное исследование закономерностей в той или иной сфере;
2) научное изучение объективных законов природных явлений с непременным использованием существующего накопленного практического опыта, доказуемого на основании экспериментальных и иных данных. Методический.
Обусловливается выбором определенных методов изучения, свидетельствующих о научной обоснованности выдвинутого предположения. С точки зрения существующего теоретико-практического эксперимента психология представляет собой:
1) совокупность сведений о закономерностях психического отражения организмом ситуаций внешней действительности и адаптации к ним;
2) база накопленного практического опыта на основе большого числа проведенных опытов и прочих данных;
3) спектр проведенных практикой способов исследования психической деятельности в каждой из областей психологического знания. Исторический аспект становления. Донаучная психология базировалась на философских взглядах, основываясь на индивидуальном опыте внутренних переживаний.
Исторический период Нового времени в исследовании природы души относится к XCVII в. В это время Р. Декарт ввел понятие дуализма как са-
мостоятельных друг от друга субстанций тела и души. Их соотношение опытно может быть изучено в психофизическом и психофизиологическом течениях в постижении деятельности мозга. Стремления исследований в подобных сферах наиболее действенно предпринимались в XIX в. Однако передовые взгляды в естественнонаучных направлениях базировались на философских учениях дуализма или монизма. Монизм как учение о целостной субстанции природы разрабатывался Б. Спинозой, как и созданный на экспериментальном исследовании закон ассоциаций, введенный как термин Д. Локком.
Научная психология в плане опытно-экспериментальных исследований введена В. Вундтом в 1879 г.
Зарубежные психологические направления:
1) В. Вундт – изучение строения сознания (структурализм);
2) У. Джеймс – теория «потока сознания» (функционализм);
3) З. Фрейд – теория бессознательного как основа лечения неврозов (психоанализ). Последователи – А. Адлер и К.-Г. Юнг;
4) Дж. Уотсон – естественнонаучный подход к психике (бихевиоризм);
5) М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер – психология формы (гештальтпсихология);
6) А. Маслоу – иерархия потребностей (гуманистическая психология);
7) С. Гроф – исследование психики в перемененных состояниях сознания. Является приверженцем естественнонаучного направления в исследовании психической деятельности.


40 ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ОПЫТЕ


Субъективный опыт – совокупность воспринятых человеком смысловых, понятийных взаимосвязей.
Факторы влияния на субъективный опыт человека:
1) объекты и явления окружающей реальности. С рождения ребенок приобретает новый практический опыт, взаимодействуя с неизвестными до этого вещами, реагируя на те или иные явления окружающего мира. Позже, по мере своего формирования, он получает собственный опыт предметной деятельности и реагирования в обстоятельствах, сходных с обстоятельствами предыдущего опыта;
2) характеристики воспитания и обучения. Существует различие между принятыми в определенном обществе нормами и правилами общения и поведения и семейными. Ребенок изначально следует семейными смысловым и идеологическим указаниям, создавая собственную картину мира, и только потом сопоставляет воспринятое с существующими в обществе шаблонами. На базе различий и появления самосознания он делает личностную оценку в пользу тех или иных существенных для него правил взаимодействия со взрослыми и ровесниками;
3) индивидуальность восприятия. До 1,5 лет восприятие как познавательный процесс еще не выработано. Затем оно складывается субъективно в процессе созревания. Именно таким психологическим фактором определены личностные отличия особенностей каждого человека.
Психология как наука о прямом, индивидуальном опыте человека играет особую роль по сравнению с пограничными науками – философией, физиологией, социологией, медициной, педагогикой и др. Во-первых, является как теоретической, так и прикладной наукой. Во-вторых, она в отличие от других наук проникает во все слои человеческой жизни.
Естествознание. Агностицизм, признававший неразрешимость актуальных проблем (Э. Дю-буа-Реймон), как и кондиционализм (Фервори), отвергающий причинное истолкование явлений, не могли интерпретировать индивидуальный опыт с материалистических, практических позиций.
Современные взгляды психологии на получение субъективного опыта следующие:
1) базой получения индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности служат: приобретенные на ранних этапах онтогенеза установки, особенности воспитания, субъективные особенности личности (темперамент, характер, способности), познавательная область;
2) совокупность определенных жизненных явлений, в которых оказывается человек в результате онтогенеза и какими способами он их разрешает;
3) его самосознание и самооценка, картина мира, осмысление личного своего взгляда на случающееся;
4) применение предыдущего опыта: схемы поведения, модифицированных установок, ценностных ориентаций, манер, знаний, навыков и умений, включая ложную память (убежденность в вымышленных человеком несуще-ствовавших обстоятельствах).


41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ


Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.
Впервые понятие интенционального акта было введено австралийским философом Ф. Брен-тано. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы:
1) представления;
2) суждения;
3) эмоции.
У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. До него в новоевропейской психологии сознания как такового не существовало, т. е. оно не выделялось в качестве особенного объекта знания. В соответствии с этой теорией психология – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли), по мнению В. Вундта, а его поступки, психические действия, благодаря которым возникают эти содержания. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект).
Э. Гуссерль – последователь Ф. Брентано. Сознание, по Э. Гуссерлю, является единым потоком переживаний, посредством которых воспринимается объект.
Э. Гуссерль устанавливал феноменологию как теорию разумных переживаний. Что совершается в нас, когда мы думаем? От прояснения этого вопроса зависит требование беспредпо-сылочности знания. По Э. Гуссерлю, логические переживания – это латентная жизнь мысли в нас, без понимания которой невозможна адекватная теория постижения знания, так как постигать нечто, не имея и понятия о том, как совершается сам процесс познания, значит, преступать через главное правило логики познания. Теории познания должен предшествовать анализ сознания; теория логических переживаний вырастает, поэтому ее разработка исчерпывает все задачи феноменологии.
Существует принципиальное отличие между сознанием и предметом его устремленности. Объект живет «вне» сознания, и его свойства не приходят в сознание извне; сознание лишь «конституирует» его, а в самом этом акте имеет дело не с эмпирически-вещественной природой его, а со смысловой структурой, которую само же организует.
Любому феномену свойственна личная интен-циональная структура, состоящая из большого количества интенционально сопоставленных компонентов. К примеру, восприятие куба представляет собою единую связь различных интенций: куб «является» в различных точках зрения и перспективах; зримые стороны его интенцио-нально сопоставлены с незримыми, но планируемыми сторонами, так что наблюдение всего этого потока «аспектов» и характера их интеграции показывает присутствие единого и целостного знания о каком-то стабильном объекте во всех частных периодах переживаний.


42 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ


Психика представляет собой фундаментальное понятие психологии. Психика – это внутренний мир человека, который зарождается в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе динамического воспроизведения этого мира.
Психические процессы являются деятельными причинными факторами поведения. На человека оказывает влияние общественная среда, поэтому его сознание имеет свою структуру и системную и смысловую организацию. Разнообразные проявления психики образовывают неосознаваемую область.
Психика выражается у человека в следующих блоках психических явлений:
1) психические процессы – это простые психические явления, продолжающиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психический есть живой, пластичный, определяющийся и формирующийся процесс. Психические процессы всегда оказываются включенными в более сложные виды психической деятельности;
2) психические состояния. Они являются наиболее долговременными по сравнению с психическими процессами (могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель) и наиболее сложны по строению и формированию. Это состояние жизнерадостности или подавленности, трудоспособности или утомления, агрессивности, невнимательности, хорошего или плохого настроения;
3) психические свойства личности – темперамент, характер, способности и устойчивые особенности психических процессов у индивидуума;
4) психические формирования – последствия деятельности психики человека, его формирование и саморазвитие. Это приобретенные знания, умения, навыки. Психические процессы, состояния, свойства и поведение представляют собой целостное единство и взаимно переходят друг в друга. Психологический анализ позволяет систематизировать психическую деятельность с точки зрения функций, реализовываемых в ходе взаимоотношений человека с миром и другими людьми. Здесь следует говорить о функциях ориентировочной, исполнительской и функции сведения и проверки. Именно посредством таких функций психическая деятельность проявляется как приспособление для урегулирования всех проявлений. Подобные проявления могут иметь разнообразные уровни активности, устанавливаемой не только по последствиям реорганизации предмета, но и по характеру модификаций функционирующей личности. Возможен анализ с точки зрения полученных последствий. Имеются в виду деятельности репродуктивные и творческие. В каждом из этих видов разнообразно соотношение подражательности и независимости, а в результатах по-разному переданы объективная и субъективная новизна и оригинальность.


43 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ


Чем благополучнее осуществлялась в психологии эмпирическая деятельность, резко увеличивая поле осваиваемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее вариаций о сознании как вакуумном мире личности, видимом ему одному благодаря опытной интроспекции под контролем наставления экспериментатора. Немалые успехи новой биологии решительно меняли позиции на все жизненно важные функции организма, в том числе и на психические.
Разрушалось представление о сознании как особенном закрытом мире, отгороженном острове духа. Радикально расширялась область постижения объектов, недоступных для интроспективного анализа (поведение животных, детей, психически больных). Крушение первоначальных представлений о предмете и методах психологии делался все более бесспорным.
Основные блоки:
1) психический образ;
2) психическое действие;
2) психическое отношение;
3) мотив;
4) личность.
Гештальтпсихология. Были приведены доказательства, что психические образы – это единства, которые только искусственным путем можно расколоть на отдельные составляющие. Эти единства были названы немецким термином «гештальт» (от нем. geschtalt – «форма, структура») и под этим названием вошли в научный словарь психологии. Направление же, придавшее гештальту значение основной «единицы» сознания, утвердилось под этим наименованием.
Бихевиоризм (от англ. behavior – «поведение»). Психическое действие и его категориальный статус начал сильно меняться. В давний период оно относилось к разряду внутренних, духовных стремлений личности. Но успехи в использовании объективного метода к исследованию связей между организмом и средой аргументировали, что сфера психики включает также внешнее телесное влияние. В соответствии сэтим течение, выбравшее этот путь, стало формировать поведенческую концепцию.
Обусловливающей для психической жизни была признана область неосознанных стремлений (мотивов), движущие поведением и устанавливающие оригинальность сложной динамики и структуры! личности. Школа психоанализа была образована З. Фрейдом.
Французские ученые сконцентрировались на анализе психических взаимоотношений между людьми. В трудах ряда немецких психологов главной выступила тема включенности субъекта в систему ценностей культуры.
Таким образом, возникли различные школы, каждая из которых в фокус всей системы категорий определила одну из них – будь то образ или действие, мотив или личность. Это и придало каждой школе своеобразный профиль.
Обращение на одну из категорий как основную составляющую истории системы и придание остальным категориям функции зависимых– все это явилось одной из причин распада психологии на разнообразные, порой противостоящие друг другу школы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Константинов Ф. и др. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Как тренировать мышление
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Эго; Ego; Ich
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Изучение иностранных языков делает нас умнее
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ленин В. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
  • Котова Юлия. Уголок природы как средство укрепления духовного здоровья дошкольников.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Старовойтов В.В. Специфика гуманитарного познания и психоанализ
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Крохина Оксана Александровна. Познавательный проект «Путешествие в мир часов».
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Редактор. В какую сторону крутится балерина?
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. Логические исследования.
  • Рамиль Гарифуллин. Где находится этот загадочный Центр Сознания и Воли? Уничтожит ли его Человек, благодаря развитию нанопсихологии?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь