Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9598

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

44 РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ


Отношение традиционной психологии к прикладной до сих пор остается таким же, как к полуточной науке. Но нет никакого сомнения в том, что главная роль в формировании науки на данный период относится к прикладной психологии: в ней показано все передовое, здоровое, она представляет наилучшие методологические труды. Взгляд на смысл совершающегося и потенциала истинной психологии можно формируется лишь из исследования данной сферы.
Центр истории науки оказался смещенным: то, что находилось на периферии, теперь является определяющей опорой. Это говорит о трех факторах:
1) практика. Здесь (через психотехнику, психиатрию, детскую психологию, криминальную психологию) психология впервые объединилась с высокоорганизованной практикой – индустриальной, воспитательной, политической, военной. Это ставит психологию перед необходимостью преобразовать свои позиции так, чтобы они выдержали проверку практикой;
2) методология. Практика как конструктивным принцип науки требует философии, т. е. методологии науки.
Л. Бинсвангер полагал, что решение вопроса об индивидуальной и объективирующей психологии должно идти не от логики, гносеологии или диалектики, а от методологии, т. е. учения о научном подходе;
3) психология как цельная наука.
И. Н. Шпильрейн полагала, что психология подступила к тому моменту, когда она не в состоянии изолировать психологические функции от физиологических, и ищет единого понятия.
По мнению Л. C. Выготского, тезис о практике играет главную роль в психотехнических науках. Она неизменно наука сравнительная, ограниченная, опытная. Связь с физиологическими процессами для этой науки есть нечто столь главное, что она является физической психологией.
Г. Мюнстерберг говорит, что эмпирическая психология появилась в середине XIX в. Даже в тех школах, где отрицалась диалектика и изучались факты, исследование руководствовалось иным интересом. Использование опыта было невозможно до тех пор, пока психология не превратилась в естественную науку; однако с внедрением опыта образовалось парадоксальное положение, невероятное в естествознании: такие аппараты, как первая машина или телеграф, были ведомы лабораториям, но не употреблены в практике.
Причину кризиса психологии Л. С. Выготский понимал как его движущую силу, а потому обладающую не только историческим интересом, но и руководящим – методологическим – значением, так как она не только привела к формированию кризиса, но и продолжала обусловливать его дальнейшее направление и судьбу.
Психология, которая призвана практикой удостоверить истинность своего мышления, которая пыталась не столько разъяснит психику, сколько осознать ее и овладеть ею, определяла в принципиально иное отношение практических дисциплин во всем строе науки, чем давняя психология.


45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ


Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, которое возникает при их непосредственном воздействии на рецепторы.
В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М. Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие, что ощущения по своим физиологическим механизмам являются целостными рефлексами, объединяющими прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. Многообразие ощущений отражает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может быть различной в зависимости от оснований. Широкое распространение получило разделение по модальности, где выделяют ощущения зрительные, осязательные, слуховые и др. Английский физиолог Ч. Шерингтон выделил три класса ощущений:
1) экстроцептивные, они возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, непосредственно расположенные на поверхности тела;
2) интероцептивные, они сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов внутри организма;
3) проприоцептивные, они отражают движение и относительное положение тела в результате работы рецепторов, которые расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Ощущения возникают в процессе филогенеза на основании элементарной раздражимости как реакции на раздражители, отражая тем самым объективную связь между абиотическими и биотическими факторами среды.
Восприятие – целостное отражение предметов, событий и ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителей на поверхностные рецепторы органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие способствует непосредственно-чувствительную ориентацию в окружающем мире. Большой вклад в изучение восприятия внес И. М. Сеченов, исследуя рефлекторную концепцию психики.
Важное значение имеют работы гештальт-психологии, которые показали обусловленность наиболее значимых феноменов восприятия (например, константность) неизмененными отношениями между компонентами перцептивного образа. Исследование рефлекторного строения восприятия положило начало создания теоретических моделей восприятия, где большое значение имеют эфферентные, в том числе двигательные процессы, которые подстраивают работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А. Н. Леонтьев). Современное изучение восприятия проводится представителями физиологии, кибернетики, психологии и другими науками.
В проводимых исследованиях используются такие методы, как наблюдение и эксперимент, эмпирический анализ и моделирование. Восприятие связано с мышлением, вниманием, памятью, направляется мотивационными факторами и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.


46 НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ


Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Ценность теории Джемса—Ланге состояла в том, что она обнаруживала широкий простор для введения физических способов изучения. Приемы, с которыми было связано опытное исследование чувств по их физическим и органическим особенностям, названы общим именем – «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные волнения.
В качестве объективных показателей чувств применялись сбои в дыхании (плотность, глубина, форма дыхания, продолжительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма), другие вегетативные показатели: уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны, температура кожи. Из технических средств для фиксации дыхания использовались пневмограф и аппарат для записи потока воздуха. Общим результатом большинства начальных опытных изучений (А. Моссо, Ш. Фере и др.) было заключение о том, что при ощущении наслаждения все физические признаки увеличиваются, усиливаются, а при ощущении неудовольствия – уменьшаются и ослабляются.
Наряду со способом формулирования немалую роль в исследовании чувств сыграл «метод впечатления». Глубокую методическую разработку реализовал Г. Фехнер. Значительным для этого способа является прием индивидуального сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых раздражений, на базе которых индивид осуществляет выбор избираемого или отклоняемого внешнего объекта. Эксперименты Г. Фехнера были объединены в основном с эстетической оценкой многообразных геометрических конфигураций (прямоугольники, треугольники, эллипсы и др.). В дальнейшем все эти методы применялись в лаборатории В. Вундта. Результатом аналогичных изучений было структурирование для каждого из испытуемых аффективных кривых наслаждения и неудовольствия. Кроме двух главных методов, использовали всякого рода опросники, фото– и киносъемку для фиксирования мимики лица, положений тела и других выразительных движений, сопутствующих чувствам субъекта.
К началу XX в. была выведена на опытную базу еще одна сфера психологии. Образованная опытная основа для разработки вопроса чувств позволила психологии вместе с другими науками (физиологией и нейрофизиологией, психофизиологией и нейропсихологией) в течение всего последующего периода выстроить иные своеобразные методы, позволившие раскрыть многие тайны и продвинуть вперед познания природы и устройства эмоций.


47 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ И ПАМЯТИ


Начальные стремления исследования были предприняты Ф. Гальтоном и В. Вундтом одновременно. Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Исследование ассоциаций стало предпосылкой копытному постижению памяти. Г. Эббингауз – один из исследователей ассоциаций и памяти.
Для исследования памяти Г. Эббингаузом были выделены три способа запоминания:
1) метод глубокого заучивания заключался в неоднократном воспроизведении больших рядов слогов до полного, безошибочного их повторения;
2) метод экономии позволял выявить, в какой мере каждое новое воспроизведение оказывает облегчающее воздействие на безошибочное повторение прежде заученного ряда слогов.
3) метод корректировки подразумевает пользование подсказкой тогда, когда испытуемый прерывался либо допускал погрешность. Количественными критериями выступали число воспроизведений, общее время, затраченное на заучивание глубокого ряда слогов, количество погрешностей, поправок или подсказок. Г. Эббингауз определил ряд закономерностей деятельности памяти. Было выявлено, что сложность заучивания соразмерна объему, численность заученного сжимается. Снижение скорости заучивания может привести к повышению общего времени, нужного
для глубокого воспроизведения, т. е. результативнее заучивать материал более быстро. Вскоре после экспериментов Г. Эббингауза изучением памяти начали заниматься практически во всех психологических лабораториях мира. Привлечение методов к новым задачам изучения, проникновение их в особые ветви психологии повлекли различные перестройки начальных методов исследования памяти. М. Мюллер и Р. Шуман переместили испытуемого и испытывающего в разные помещения, что увеличивало надежность и верность опытных данных. Ими был внедрен новый способ исследования памяти – метод отгадывания (М. Мюллер и Ф. Пельценер).
Э. Мейман – основоположник опытного исследования смысловой памяти. Он наблюдал, что в процессах памяти значительную роль играет мышление. Участие представлений и чувственных образов в умственных функциях ведет к их существенному преобразованию. Э. Мэй-ман определил цель создать такие ряды для заучивания, которые были бы несложны для их числового разделения.
Он осуществил задачу, заключающуюся в выявлении воздействия смысла слов и связи используя сначала ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, объединенных по смыслу. Память отображает заучиваемый материал в перестроенном виде. Память не является фотографическим отображением предыдущих впечатлений, связанных с автоматическими ассоциациями. В памяти выявляется склонность к объединению, обобщению, за которым находятся понятия и мышление.


48 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Дифференциальная психология (от лат. differentia – «различие») – отрасль психологии, которая изучает психологические расхождения между индивидами, между группами людей, а также причины и последствия этих расхождений. Предпосылкой развития дифференциальной психологии (ДП) явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. ДП складывалась под прямым воздействием практики – педагогической, медицинской, инженерной. Начало ее разработки положил Ф. Гальтон, который создал ряд методов и приборов для изучения индивидуальных особенностей, в том числе для их статического анализа.
Термин «ДП» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900 г.).
Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.
Основным методом стали тесты – вначале использовались индивидуальные, а затем групповые, которые применялись для определения умственных различий, а с изобретением тестов проективных – для измерения интересов, установок на определенный объект, эмоциональных реакций.
В процессе обработки тестов методами факторного анализа определяются факторы, которые сигнализируют об общих свойствах интеллекта или личности.
На этом основании устанавливаются количественные вариации в психологических свойствах различных индивидов. Наибольшую известность получили две теории:
1) теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в любом виде деятельности представлен как общий для каждой из них фактор, так и специфический, который необходим индивидуально для данного вида деятельности;
2) мультифакторные теории (Л. Терсон, Дж. Гилфорд и др.).
Раньше решающее значение приписывалось наследственности и созреванию организма, а взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей от конкретного образа жизни личности, социально-экономических условий ее развития игнорировалась. В последнее время для ДП является характерным интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных, так и математических. Вместе с особенностями различия между индивидами в умственном плане широко исследуются различия в творческих и организационных способностях, в общей структуре личности, в сфере мотивации личности. Значительное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими свойствами, с другой. Факты и выводы, полученные ДП, имеют очень большое значение для решения многих практических задач (например: отбор и обучение персонала, диагностика и прогнозирование развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Психология восприятия цвета
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Финальный; Final
  • Образ; Image; Bild
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Притча «Такой же, как все»
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Терешкина Галина Григорьевна. Консультация для родителей «Здоровьесбережение в ДОУ»
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Психология запахов
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Психоэкологическая модель
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Энергия; energy
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь