Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9595

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

21 ПРОГРЕССИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В США


Во второй половине XVIII в. началась борьба американских колоний против подчиненности Англии. Это определило основные сдвиги в идеологической жизни страны.
1. Поднимается сильное просветительское движение с его апологией прирожденных прав людей и «света разума».
Защищавшим религиозные знания философским концепциям Б. Джонсона (1696–1772) и Б. Т. Эдварда (1703–1758) противопоставляются учения иного склада.
Их отличало осмысление человека как природного существа, психика которого имеет земной генезис и подвержена единым законам вещественного мира. Естественнонаучная устремленность присуща трудам Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона, Б. Раша и др.
2. Взгляды американского врача Б. Раша. Он был инициативным участником революционной армии, одним из тех, кто подписал Декларацию независимости США, зачинателем многих экономических и просветительских идей молодого буржуазного государства, считается «отцом» американской психиатрии.
Наиболее значительной с точки зрения научной психологии является его труд «О влиянии физических причин на моральную способность человека». Детерминистская устремленность учения Б. Раша нашла свое выражение и в его интерпретации мышления и воли. Он акцентировал внимание на том, что процесс мышления происходит с природной необходимостью, присущей всем остальным функциям, предлагая тому, кто сомневается в этом, попытаться по своему желанию задержать операции ума. Это получится не больше, чем задержать работу сердца или движение планет. Что касается воли, то она без аргументов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука.
С одной стороны, Б. Раш приводил доказательства первичности физических причин по отношению к внутренним процессам и свойствам, с другой – противоположное воздействие психических состояний на физические. Другими словами, он вставал на защиту психофизического взаимодействия. Под неразрывной связью психических и материальных процессов имелось в виду их воздействие друг на друга, а не параллельность. Данную идею Б. Раш как врач сделал исходным положением психотерапии. Но несмотря на это, она имела для него политический смысл. Воля субъекта при либеральном способе проявления расценивалась им как фактор, который благоприятствует (с помощью души) материальному благополучию организма. Философские трудности, заключенные в вопросе взаимодействия, Б. Ра-ша заботили мало. Для него было важно свести всеобщую интерпретацию психических явлений с актуальными общественно-политическими задачами. Психофизическое взаимодействие в толковании Б. Раша обозначало бинарную зависимость: физические причины влияют на нравственную способность души, а от этого зависит благополучие тела. Центральным фактором благотворного воздействия души на физическое здоровье считались религиозные идеи.


22 ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ


В период восходящего капитализма его представители считали социум продуктом интересов и потребностей определенных субъектов (Н. Макиавелли, Д. Локк и др.).
В XVIII в. зарождаются ростки историзма. Жизнь социума начинает пониматься в форме закономерного, но уже не автоматического, аисторического процесса. Наследственные факторы выдаются в качестве первичных по отношению к деятельности субъекта. Хотя они не могли быть подвергнуты историко-материали-стическому рассмотрению, но их поиск имел важное значение для прогресса не только социологической, но и психологической мысли.
Итальянский философ Д. Вико (1668–1744) в труде «Основания новой науки об общей природе вещей» высказал мысль, что любое общество постепенно проходит три эпохи: богов, героев и людей. Несмотря на утопичность этой картины, подход к общественным явлениям с позиций их закономерного развития был новаторским. Считалось, что данная эволюция совершается благодаря собственным внутренним причинам, а не из-за игры случая или предсказаний идола. В частности, возникновение метафизического мышления он объединял с формированием торговли и политической жизни.
К взглядам Д. Вико относят представление о надсубъективной внутренней силе, присущей народу в целом и составляющей первооснову культуры и истории. На место поклонения отдельной личности было поставлено почитание народного духа. Утверждая приоритет исторически формирующихся внутренних сил социума по отношению к деятельности отдельной личности, Д. Вико обнаружил иной аспект в вопросе детерминации психического.
Ряд французских и немецких просветителей XVIII в. придали данному аспекту центральное значение. Французский просветитель Ш. Монтескье (1689–1755) выступил с произведением «О духе законов», ставшим запрещенным. В ней вопреки учению о божественном промысле утверждалось, что людьми правят законы, которые зависят от обстоятельств жизни социума, прежде всего географических условий.
Другой известный французский мыслитель Ж. А. Кондорсе (1743–1794) в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1794 г.) представил историческое формирование в форме бесконечного прогресса, определенного как внешней природой, так и взаимодействием людей.
В Германии просветитель Иоганн Гердер (1744–1803), защищая в четырехтомном труде «Идеи философии истории человечества» мысль о том, что социальные явления меняются закономерно, объяснял данные модификации как необходимые ступени в общем становлении народной жизни. Духовная активность, отличающая человека от животных, обнаруживается, по И. Гердеру, непосредственно в языке. В труде «О происхождении языка» он стремился сформировать исторический взгляд на языковое творчество и связать его с психологией мышления.


23 ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В


В начале XIX в. постепенно стали формироваться новые подходы к психике. Теперь уже не столько механика, сколько физиология способствовала развитию психологического знания. Имея в качестве своего объекта природное тело, физиология видоизменяла его в предмет научного исследования. На основных стадиях ведущей позицией физиологии являлось «анатомическое начало». Функции изучались с точки зрения их подчиненности структуре органа, его анатомии. Метафизические воззрения давней эпохи физиология передавала на языке опыта.
Английским неврологом Ч. Беллом, французским физиологом Ф. Мажанди, американским психологом Г.-С. Холлом и немецким физиологом Ф. Мюллером было сформировано рефлекторное направление. Успешное развитие психофизиологии было связано с применением метода наблюдения за самим собой (интроспекции). Работы Германа Людвига Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях» и «Физиологическая оптика» являются основой современной физиологии органов чувств.
Мысль о том, что психические явления зависят от некоторой установленной закономерности, которая понятна научному исследованию и может быть выявлена математическим способом, была заявлена в течении, получившем название «психофизика», основателем которого явился немецкий физиолог Густав Фехнер (1801–1887). Другой физиолог Макс Вебер (1795–1879) экспериментально доказал математически выражаемую корреляцию между физическими импульсами и чувствительными реакциями. Закономерности, выявленные Г. Фехнером и М. Вебером, подлинно описывали соотношение психических и физических явлений.
По собственной экспериментальной фактуре рефлекторная модель Р. Декарта стала правдоподобной благодаря тому, что были показаны отличия между осязательными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Это открытие продемонстрировали врачам и натуралистам И. Прохазке, Ф. Мажанди и Ч. Беллу. Оно позволило интерпретировать механизм связи нервов с помощью так называемой рефлекторной дуги, наэлектризованность одного плеча которой закономерно и с неизбежностью приводит в действие другое плечо, вызывая мышечную реакцию. Наряду с теоретическим (для физиологии) и практическим (для медицины) данное открытие играло важную методологическую роль. Оно с помощью экспериментального метода обосновывало подчиненность функций организма, касающихся его поведения в окружающей среде, физическому субстрату, а не рассудку (или душе) как особой бесплотной субстанции.
Австрийский анатом Ф. Галль (1758–1829) предложил оригинальную «карту головного мозга», в соответствии с которой разнообразные способности «расположены» в определенных участках мозга.


24 РЕФЛЕКТОРНОЕ УЧЕНИЕ


Рефлексы (от лат. reflexus – «повернутый назад, отраженный») представляют собой реакции организма, возбуждаемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; обнаруживаются в возникновении или трансформировании функциональной деятельности органов и всего организма.
Понятие «рефлекс» было впервые выдвинуто французским философом Р. Декартом. Еще в период древней медицины выявилось дифференцирование моторных действий человека на «произвольные», вызывающие участие сознания в их реализации, и «непроизвольные», реализовыва-емые без участия сознания. Учение Р. Декарта о рефлекторном принципе нервной деятельности основано на знаниях об устройстве непроизвольных движений. Весь процесс нервного акта, характеризующийся автоматизмом и непроизвольностью, заключается в возбуждении осязательных аппаратов, проведении их воздействий по периферическим нервам к мозгу и от мозга к мышцам.
Главнейший вклад в учение о рефлексе и рефлекторном аппарате осуществили Ч. Белл и Ф. Мажанди. Они обнаружили, что все осязательные (афферентные) волокна входят в спинной мозг в составе задних корешков, а эфферентные (моторные) оставляют спинной мозг в составе передних корешков. Данное открытие позволило английскому врачу и физиологу М. Холлу аргументировать четкое мнение о рефлекторной дуге и широко применять учение о рефлексе и рефлекторной дуге в клинике.
Ко второй половине XIX в. расширяются познания об общих элементах в структурах как рефлекторных (непроизвольных), так и произвольных движений, причисляемых к результатам психической деятельности головного мозга и противопоставлявшихся рефлекторным.
И. М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».
Он аргументировал соображение об универсальном значении рефлекторного принципа в деятельности спинного и головного мозга как для непроизвольных, автоматических, так и произвольных движений, связанных с участием сознания и психической деятельности мозга. Научными работами Ч. Шеррингтона, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, И. С. Бериташвили доказано суждение о координации и объединении рефлекторных реакций некоторых дуг в функциональной деятельности органов на основе взаимодействия возбуждения и торможения в рефлекторных центрах. В выяснении механизмов рефлекторной деятельности важную роль играет учение о гистологической организации нервной системы.
Испанский гистолог С. Рамон-и-Кахаль научно доказал, что нейрон является структурной и функциональной единицей нервной системы.


25 УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ


Начальные истинные знания о структуре и функционировании органов чувств стали зарождаться уже в средневековье (труды арабских ученых Альгазена и Авиценны). Альгазен экспериментальным путем доказал, что глаз является точнейший оптическим прибором, который действует по законам отражения и преломления света.
Подобному взгляду следовал и Авиценна, постигавший законы комбинирования цветов с помощью особого крутящегося диска (работы в этом же направлении велись и английским ученым Ф. Бэконом в XIII в.).
Последующая разработка вопросов зрения была связана с именами известных физиков И. Кеплера, Р. Декарта, Р. Гука, И. Ньютона, М. В. Ломоносова.
Они определили ряд тезисов относительно оптических свойств глаза, хрусталика и сетчатки, механизмов аккомодации и бинокулярного зрения, роли глазных мышц в восприятии предметов, воздействия объективных условий восприятия (угла зрения, освещенности и др.) на характер видения внешних объектов, особенностей цветового зрения. В XVIII в. осуществлялось немало опытов в области по установлению слепого пятна, остроты зрения, порогов различения, продолжительности последовательного образа.
Взгляды на проблемы цветового зрения получили развитие в первых теориях цветового зрения (Т. Юнг, М. В. Ломоносов), выступлением в печати английского химика Д. Дальтона, обрисовавшего дефекты! своего зрения – красно-зеленую слепоту. По сопоставлению со зрением намного меньше было научных знаний о структуре и функционировании слухового аппарата и совсем немного о других органах чувств – осязании, обонянии, вкусовой чувствительности.
В сфере физиологии зрения и слуха большой вклад был сделан И. Мюллером.
Немаловажное место в его изучении занимали вопросы бинокулярного зрения, светового и цветового приспособления, комбинирования цветов, последовательных образов, механизмы конвергенции и аккомодации, явления контраста и др.
В области слуха И. Мюллер главное внимание сконцентрировал на исследовании структуры и функций внешнего, среднего и внутреннего уха. Таким образом, им было выявлено, что восприятие высоких и низких тонов зависит от разнообразного напряжения слуховой мембраны.
Что касается чувств, то он пришел к следующему выводу: их качество обусловливается не природой внешнего раздражителя, а свойствами нервов или самих органов ощущений.
Ведущую роль в прогрессе знаний из области осязания сыграли исследования Э. Вебера, которым в 1834 г. была издана работа «Об осязании». Им было выявлено, что осязание является синтетическим и чувствительным «органом», в который входят температурная, мышечная, болевая чувствительность, а также ощущения касания и давления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Психология восприятия цвета
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Финальный; Final
  • Образ; Image; Bild
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Притча «Такой же, как все»
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Терешкина Галина Григорьевна. Консультация для родителей «Здоровьесбережение в ДОУ»
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Психология запахов
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Вахромов Е.Е. Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Психоэкологическая модель
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Люшер М. Сигналы личности.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Энергия; energy
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Андрей (Н.Новгород). Некоторые заметки о природе енохианского языка
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь