Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 262438

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Об этом речь пойдет ниже.
В связи с ростом самосознания и уровня образования работников уже не «срабатывают», как раньше, грубые методы управления ими: приказ, окрик, открытое давление, принуждение. Более мягкие методы, в частности скрытое управление, дают лучший эффект. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе.
Как человек, как личность, как индивидуальность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходить. Поэтому и вдумчивые руководители, и подчиненные, в принципе, заинтересованы в более мягких методах управления, щадящих самолюбие человека. Скрытое управление, если это не манипуляция, для всех предпочтительнее, чем прямое принуждение.
Скрытое управление позволяет руководителю устранять противоречия между личными целями и желаниями работников и целями общеколлективными (в частности, производственными), направить личностные мотивации в нужное русло — на достижение общей цели,
При грамотном использовании руководителем скрытого управления он лишь выигрывает в глазах подчиненных. Все это служит эффективной профилактикой конфликтов.
Напомним, что манипуляция — это частный случай скрытого управления, отличающийся тем, что она совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему ущерб (материальный, моральный, психологический). Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненным по должности, присваивает себе право распоряжаться человеком как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в различных формах: в подавлении или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении — явном и грубом, утонченном и завуалированным. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попирание достоинства людей. Защититься от принуждения и унижения трудно, но все же легче, чем от манипуляции, поскольку противостояние здесь в основном завуалированное при явном психологическом превосходстве манипулятора. При манипуляции внешний конфликт подменяется внутриличностным, поэтому ее намного труднее распознать и труднее разрешить конфликт, поскольку борьба с другим осложняется борьбой с самим собой.
Поэтому есть этическое ограничение на использование манипуляции: она становится сугубо аморальной, когда а) используется в личных целях руководителя, б) насилие над личностью превышает уровень, который диктуется спецификой деятельности.
Не только руководители управляют подчиненными, но и подчиненные руководителями. Цели у них почти совпадают, поскольку исчерпываются одним и тем же списком, приведенным в начале этого параграфа. Однако есть две существенные особенности:
1) скрытоеуправление — это, по существу, единственныйдля подчиненных способ управлятьруководителями (исключение — забастовка, но это крайняя степень неповиновения, принимающего коллективный характер; в подобных случаях победа над администрацией не гарантирована);
2) «управляя» своим начальником, действовать подчиненному приходится весьма осторожно: осознание руководителем, что им управляют, может дорого обойтись подчиненному.
Скрытое управление руководителем может иметь следующие направления:
• нейтрализация его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры);
• достижение личных выгод для инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю;
• получениеличной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю. Последний случай будем называть манипуляцией.
Скрытое управление подчиненными
Поручение трудного задания. Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, выполнение которого не входит в его прямые обязанности. Или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное. Руководители могутуменьшить возможное сопротивление подчиненного несколькими способами: поблажками незадолго до того, как дать поручение; обильной похвалой или комплиментами в начале разговора; бросить ему вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным.
Управление строптивым подчиненным. Такие ситуации наблюдаются довольно часто.
Мишенью воздействия могут выступать различные обстоятельства: амбиции подчиненного, его желание доказать свою исключительность, а также особенности темперамента и характера адресата.
Автор неоднократно был свидетелем ситуаций, когда начальник говорил своему честолюбивому заместителю: «Иван Иванович, нам спустили задание, совершенно невыполнимое. Как нам отбиться от него?». Честолюбивый И.И., любящий перечить всем, а тем более выискивающий возможность показать, что его нужно было назначать начальником, а не нынешнего, заявил: «Это задание выполнимо». — «Теоретически, конечно, да, но практически — нет». — «Я знаю, как это сделать». — «Вы шутите?» — «Не шучу». — «И как же?» — «Вы увидите, я это сделаю!» — «Фантастика!» — «Через три дня принесу вам результат!» — «Вот спасибо! Груз с души сняли!» Задание было выполнено. Мишенью воздействия стало честолюбие заместителя, приманка — любовь перечить. Методжелаемыхситуаций. Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимальный
ход действий здесь, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.
Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно
приходит к нужному решению.
Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это высший класс руководства людьми, которые в этом случае чувствуют себя свободными и вполне самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, — наилучшая демонстрация уважения к работнику. Тогда он с большей охотой включается в работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.
Вместе с тем, «завалить» дело, спланированное самим, — значит расписаться в своей несостоятельности. К выполнению своих решений подходят намного ответственней, чем решений руководства. Дети как стимул дисциплины. Следующий пример эффективного скрытого управления демонстрирует справедливость известного правила менеджмента: исполняются более качественно те распоряжения, которые учитывают личные интересы подчиненных.
Начальник проводил планерку в самом начале рабочего дня— в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и совещание затягивалось. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил: если будет хоть один опоздавший, планерки он перенесет на конец рабочего дня. Опоздания сразу прекратились.
Дело в том, что значительную группу работников составляли женщины, спешившие после работы забрать детей из детских учреждений. Они знали, что значит забирать ребенка последним: найти его заплаканным, поскольку разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница объяснила, что «мама его не любит». Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает — пусть пеняют на себя. Руководитель знал эту ситуацию и использовал ее в качестве мишени воздействия на нарушителей.
Управление нерадивым подчиненным. Оно может осуществляться, например, методом Сократа. Суть метода — задание цепочки вопросов, позволяющих привести собеседника к нужному решению.
Например, нужно дать поручение сотруднику, который (это известно по опыту) будет спорить, доказывать, что это дело не входит в его обязанности и т.п. Возможен, например, такой вариант диалога.
Руководитель: «Вы были на совещании по вопросу о...» — «Да, был.» — «Вы, конечно, обратили внимание на пункт четвертый решения?» — «Да, а что?»— «Этот пункт прямо адресован вам: нужно сделать...» (дается поручение и определяется срок).
Логика последовательно задаваемых вопросов закрытого типа такова такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего: ведь, отвечая на каждый воп



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Дэвид Льюис. Проведение совещаний: основные правила
  • Нина Зверева. Правила делового общения
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • К чему снятся осы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • К чему снится начальник
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Шейнов В. П. Трансактный анализ скрытого управления
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Тест "Боги и Богини"
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение
  • Анна Хмарун. Преодоление психологических барьеров в общении с родителями воспитанников
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • К чему снятся голуби
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Доверие»
  • Ирина Кобевко. Не могу и не хочу это слушать! Почему?
  • Шевелева С.А. Деловой английский. Ускоренный курс: Учебник
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Егор Канчар. Переговоры: что ведёт к провалу?
  • Егидес А. П. Психотехника синтонного общения.
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Юлия Гридасова. Как преодолеть страх общения
  • К чему снится телефон
  • Козлов Дмитрий. Как повысить продуктивность делового общения
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Квасова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей в процессе повседневного общения»
  • Брайан Трейси. Лидерство и мастерство общения
  • Ирина Петракова. ПАМЯТКА «КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЁНКА»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь