Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Уразалиева А. Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №124 «Здоровый ребенок», город Астрахань

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. Как известно, эмоциональное общение взрослого с ребенком закладывает в нем чувство базового доверия (или недоверия) к людям и окружающему миру. В последующем это общение обуславливает его доброжелательность, коммуникативность. Интерес к общению и коммуникативная избирательность с возрастом постоянно увеличивается: до 3 лет ребенок концентрирует внимание на общении с близкими взрослыми; в 3-4 года уже обращает внимание на своих сверстников, легко меняет партнеров по игре; в 6-7 лет начинает дружить с определенными детьми. Именно благодаря общению со сверстниками формируется половая матрица поведения, самооценка, статус: появляется возможность оценить себя и сравнить свои возможности с возможностями партнеров.

 

Дошкольный возраст – особо ответственный период первоначального становления личности, наиболее сенситивный для развития чувств. Основы совести, справедливости, социальной активности, инициативности, творчества закладываются именно в обществе сверстников. Дети учатся ориентироваться на затруднения, огорчения сверстников, оказывать помощь.

А.С Макаренко считал, что на личность можно и нужно влиять опосредованно через коллектив сверстников. По данным многолетних исследований Т.А. Репиной группа детского сада выполняет целый ряд социализирующих функций:

  1. регулирование поведения ребенка по отношению к сверстникам;
  2. формирование ценностных ориентаций;
  3. обеспечение социального обучения;
  4. формирование адекватной самооценки ребенка под влияние оценки сверстников.

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Многие ученые, развивая мысль Ж. Пиаже, указывают на то, что неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Многие ученые, такие как Кудрявцев В.А., Панов В.И., Пономарев Я.А. подчеркивают, что творчески одаренные дети находятся в состоянии огромного риска социальной изоляции и отвержения со стороны сверстников. Высокий уровень творческих способностей не понимается окружающими и обычный для такого дитя процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей появляются трудности в нахождении близких по духу людей, возникают трудности в играх сверстников, которые им не интересны. Поэтому дети оказываются вынужденными подстраиваться под остальных, желая казаться такими же, как все. Педагоги часто не распознают одаренных дошкольников и отрицательно оценивают их способности, хотя проводить диагностику одаренности нужно уже в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает проявлять детскую креативность.

В неустойчивом дошкольном возрасте конфликты в процессе общения детей друг с другом неизбежны, но в отношении одаренных детей, данная ситуация еще более усугубляется повышенным уровнем умственного и речевого развития. Другими словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от "средних" сверстников. Нередки случаи, когда общественная масса детей не принимала неординарных сверстников, изгоняла их из собственных рядов, навешивая обидные ярлыки. Вследствие этого одаренный ребенок, чтобы не оказаться отверженным уходил в себя, замыкался.

Трения с товарищами бывают вызваны, в первую очередь и тем, во что играют дети, ведь игра для дошкольников – основная деятельность. Маленькие интеллектуалы тянутся к разным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники по преимуществу к подвижным и более радостным играм. Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать фактически поведение, но в силу обычного возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Для одаренных детей характерна достаточно обычная сопоставимость поведенческих моделей, поэтому им тяжело находить общий язык со сверстниками.

Педагоги часто отмечают рвение креативных дошкольников прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Причина рвения таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся показать свое понимание. Такой "перебивающий", ранний ответ является отражением обычной скорости восприятия собеседников. В каждом таком случае непосредственный дошкольник полагает, что и все остальные слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с таковой же скоростью. Но в определенный момент ребенку не хватает терпения, что проявляется не только в общении со сверстниками, но и на занятиях, в общении со взрослыми.

Еще один злой эпитет, который присваивается детям с повышенным творческим потенциалом – это "всезнайка". Сверстникам кажется, что этот "умник" обязательно желает выделиться на их фоне, поэтому его остроумные замечания игнорируются. Тут вырисовывается очень четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща мощная потребность в признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный и увлекательный рассказ, одаренный ребенок в собственном стремлении быть совместно со всеми частенько желает поделиться чем-то похожим из собственного опыта. Но малыш даже не подозревает, что его рассказ непременно окажется увлекательнее, живее, ярче, в связи с наилучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. При этом первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй имел единственную цель – показать свое превосходство. В итоге одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не предвидит негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, обязан был показать общность, а отнюдь не превосходство. Таким образом, оказывается, что одаренный ребенок в очередной раз преуспел в речевом развитии, но никак не в искусстве общения.

Также предпосылкой отсутствия взаимопонимания со сверстниками служат издевка, высмеивание окружающих. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя свои преимущества: богатый словарный запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей. В силу этого их ответные выпады, несомненно, более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.

К старшему дошкольному возрасту одаренный ребенок осознает, что физическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способности существенно опережают физические, и в качестве собственного орудия выбирает слово. Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, издевках, свирепом сарказме по отношению к иным детям.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных коммуникативных особенностей одаренных детей, можно сделать вывод, что отсутствие позитивного, здорового взаимодействия их со сверстниками не безосновательно, так как во многом виноваты они сами. Помочь им обрести адекватное самовосприятие и изменить нежелательную модель поведения обязаны родители и педагоги, используя особый подход, ускоряющий и обогащающий их высокий потенциал.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Екатерина Потякина. Показатели развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь