Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 262460

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ая угроза только что описанного манипулирования. Даже просто подсказывая решение, советуя, руководитель принимает ответственность на себя, снимая ее с подчиненного. Нагрузка на первого увеличивается, на второго — уменьшается.
Подчиненный может вести себя так либо вынужденно, либо по своей инициативе. Принуждает его к этому обычно автократический стиль руководства, издержки которого очевидны: творческий потенциал подчиненного оказывается невостребованным, отдача от него намного меньше возможной. А начальник в это время перегружен решением множества мелких вопросов, что также не на пользу делу.
Работник, действующий описанным образом по собственномупочину, является манипулятором. Если это делается им преднамеренно, то выигрыш — снятие с себя ответственности, уменьшение рабочей нагрузки. Если неосознанно — выигрыш психологический. Ибо если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, тревожен, то для него более комфортна позиция подчинения — «Дитя», потребность в покровителе — «Родителе», то есть трансакция «Недотепа».
Каковы способы зашиты от манипуляции «Обезьяна на шее»? Их несколько.
Пассивная защита: руководитель соглашается, что, возможно, ему решить вопрос и проще, но нет на это времени. «Точки над i»: «Работа поручена вам. Вот и исполняйте».
Контрманипуляция: «Вы хотите, чтобы я делал за вас вашу работу? Тогда вам нужно уменьшить зарплату... Не хотите? Тогда идите и работайте».
Манипуляция «Хочу с вами посоветоваться...» Некоторые работники любят заходить за этим к руководству. Это, безусловно, манипуляция с целью переложить на руководителя ответственность за принятие решения. И даже за его исполнение, поскольку, если дело провалено, есть возможность списать это на качество совета: «Я все сделал, как вы сказали». (Хотя, как мы знаем, плохим исполнениям можно испортить самую хорошую идею.) Трансактный анализ данной манипуляции совпадает с тем, что был проведен для предыдущей манипуляции (см. рис. 2.7).
Возможные способы защиты те же.
Пассивная защита: руководитель запрещает приходить к нему кому-либо «посоветоваться», не имея собственных предложений. Это лучший в данном случае способ защиты, поскольку не содержит конфликтоге-нов и делает ненужными другие приемы защиты.
Если подчиненный приходит со своими предложениями и хочет посоветоваться, какое больше подойдет с точки зрения руководства, возможен, например, такой диалог:
— В чем трудность?— спрашивает начальник.
— Сомневаюсь, какой вариант лучше...
— А если бы меня не было (командировка, отпуск), что бы вы предпочли?
— Я хотел опереться на ваше мнение...
— Вижу, что не додумали, а у меня нет времени на разговоры.
Если же подчиненный называет наилучший, по его мнению, вариант, можно сказать: «Проверьте себя еще разок, решение за вами». Главное — не допустить снятия ответственности с подчиненного.
«Точки над i»: «Вам решать — вам и отвечать. У меня своя работа и ответственность, у вас — своя», — отвечает руководитель.
Контрманипуляция: «Скажите, уважаемый (имярек), как вы отнесетесь, если я буду перекладывать на вас решения своих вопросов? Вот сейчас у нас решается вопрос о... Как поступить? Отвечайте. Не знаете? А какова цена этого решения знаете? Кто примет решение за меня ? Вы? Я, что, должен решать ваши проблемы? А кто решит мои, наши?!» и т.п.
Думается, что после такого разговора подчиненный никогда уже не придет «посоветоваться».' Манипуляция «Меня рвут на части!» Работник охотно берет на себя много поручений, но когда от него пытаются получить какой-либо конкретный результат, ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него «навалили». Любопытно, что некоторые поступают так не вполне осознанно, искренне полагая, что отдаются работе до конца. Это могут быть чрезвычайно энергичные, но неорганизованные люди, для которых процесс бурной деятельности важнее результата.
Манипуляция «Сирота казанская». Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы можно было сослаться на то, что им не руководят, никто ему не помогает, никто его слушать не хочет и т.п.
Манипуляция «Дитя на работе». Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания манипуляторов этого толка: «Я не профессор», «Я слабая женщина, так чего вы хотите?», «Мы академий не кончали». Этим людям выгодно слыть дураками и вызывать сочувствие. В случае трех последних манипуляций защита осуществляется по одинаковым схемам.
Пассивная защита: главное — не создавать условий для подобных манипуляций. В качестве мишени воздействия манипуляторы используют здесь недостаточный контроль за загрузкой работников, степенью их ответственности, отсутствие системы работы с кадрами.
Введение объективных критериев оценки продуктивности труда сотрудников и гласная оценка эффективности работы каждого — лучшая защита от манипуляций, подобных рассмотренным. Тут необходимы четкое распределение обязанностей и регулярное уточнение должностных инструкций, отражающее текущие изменения производственной ситуации.
Чем дольше манипуляторам доводится пользоваться плодами своей находчивости, тем крепче они будут держаться за завоеванную ими привилегию бездельничать. Поэтому способы активной защиты могут оказаться, тем эффективнее, чем раньше они будут приведены в действие.
«Точки над i»: выбор конкретного способа защиты зависит от личных качеств работника; неорганизованному работнику достаточно помочь организовать свою работу, другому — намекнуть (или сказать открыто), что руководство понимает его хитрости и примет соответствующие меры, третьего — наказать, доведя до всеобщего сведения причину порицания, а также механику манипуляций.
Контрманипуляции против закоренелых манипуляторов: 1) довести до сведения других членов коллектива, что им фактически приходится выполнять работу «за того парня», получающего зарплату за безделье, как за полноценный труд; можно примерно наказать его, что вызовет одобрение коллег; 2) инициировать слухи о возможном сокращении штатов, что заставит каждого подтянуться, реально оценить свой вклад и полезность для организации, а заодно деятельность коллег.
Мишенью воздействия во всех трех последних манипуляциях является нечеткое распределение обязанностей и ответственности. Приманкой — желание и руководства, и коллег по работе идти каждый раз по пути наименьшего сопротивления: лете поручить другому или даже сделать самому, нежели связываться с манипулятором. Но при угрозе собственного сокращения с бездельниками не церемонятся. В обоих случаях будет лучше доходить до сознания каждого известный тезис: «Тот, кто хочет работать, ищет средства ее выполнения. Кто не хочет работать, тот ищет отговорки».
Манипуляция «Получить подпись руководителя». Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако, если руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, ее не подпишет. Чтобы все-таки получить подпись, иногда действуют так.
Заходят в кабинет с беззаботным видом и сообщают какую-нибудь новость, которая должна заинтересовать начальника. При этом небрежно протягивают документ:
— Вот, подпишите, пожалуйста.
— Что это?
—Да так, пустяковая бумага, все согласны, только не хватает вашей подписи.
Начальник пытается прочесть, но посетитель отвлекает его рассказом, да еще и инсценирует спешку.
Нередко эта хитрость срабатывает.
Цель манипуляции — взвалить ответственность на руководителя. Случись что — отвечать тому, чья подпись на документе.
Мишенью здесь являет



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Егор Горд. Психология неудачника: когда все идет наперекосяк
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Бойдек Екатерина. Сказочка про девочку, или коротко о насилии, созависимости и пути выздоровления
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Как вернуть бывшую девушку
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Воин света»
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Тест "Боги и Богини"
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Приворот на любимого
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Елена Джеро. Зависимые отношения. Вход и выход
  • Проективный тест «Хозяин своей судьбы»:
  • Прист С. Теории сознания.
  • Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • Заговор, чтобы парень вернулся даже если ушел к другой
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Небо нас искало»
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Полюби себя. Настроение и самооценка девушек и женщин.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Притча «Одиночество»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Приворот на мужчину на расстоянии
  • К чему снятся осы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь