Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 36954

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Личности данного типа бывают заметно эндомор-фичны – «киты в атласе» Шелдона, редко сравниваются с людьми какого-либо другого характера, и про всю совокупность таких личностей можно сказать, что это самая эндоморфичная группа.
Мазохистский тип. Термин «мазохизм», используемый аналитиками, не означает любви к боли и страданию. Человек, ведущий себя мазохистически, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо.
Мазохистические личности считают себя страдающими незаслуженно, жертвами преследования или просто родившимися под несчастливой звездой, проклятыми не по своей вине. Они используют в качестве защиты интроекцию, обращение против себя и идеализацию.
Кроме того, они сильно полагаются на отреагирование вовне, используют морализацию, чтобы справиться со своими внутренними переживаниями. Некоторые измерения мазохистического отреагирования включают:
• провокацию;
• умиротворение («Я уже страдаю, поэтому, пожалуйста, воздержитесь от дополнительного наказания»);
• эксгибиционизм («Смотрите, мне больно»);
• избегание чувства вины («Смотрите, что вы заставили меня сделать»).
Можно сказать, что истоки природы мазохизма лежат в проблемах неразрешенной зависимости и в страхе оказаться в одиночестве.
Представление о себе у этого типа личности может быть следующим: «Я недостойный, виноватый, отверженный, заслуживающий наказания». Кроме того, мазохист может обладать глубоким, иногда сознательным ощущением, что он не лишен чего-то, а в чем-то нуждается и несовершенен, наряду с убеждением, что обречен быть неправильно понятым и недооцененным.
Этот тип в быту обычно считают наделенным комплексом неполноценности. Его основная черта – ин-тровертированность, основанная на заниженной самооценке. Мазохистическая личность не является асоциальной и испытывает большую нужду в социальных контактах, для участия в которых ей необходимы нереалистично завышенные надежные гарантии безусловно положительного и некритического принятия окружающими. Малейшее отклонение поведения окружающих от идеализированного представления об их отношении к себе воспринимается как унижающее отвергание. Страх его формирует специфический рисунок коммуникативного поведения: скованность, неестественность, неуверенность, чрезмерная скромность, униженная просительность или демонстративное избегание.
Для диагностики мазохистского типа характера состояние должно соответствовать по меньшей мере четырем из следующих качеств или поведенческих стереотипов (Попов, Вид, 2000):
• стойкое, глобальное чувство напряженности и озабоченности;
• убежденность в своей социальной неловкости, непривлекательности или малоценности в сравнении с другими;
• повышенная озабоченность критикой;
• нежелание вступать во взаимоотношения без гарантии понравиться;
• ограниченность стиля жизни из-за потребности в физической безопасности;
• уклонение от профессиональной или социальной деятельности, связанной с интенсивными межличностными контактами, из страха критики, неодобрения или отвергания.
Все рассмотренные в настоящей главе классификации представлены в сводной табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Сводная таблица индивидуально-типологических свойств, типов организации и классификации характера
Автор Классификации типов

1 2 ......
3
Гиппократ, Гален ' Меланхолик Флегматик Холерик
И.П. Павлов Слабый Сильный, уравновешенный, инертный Сильный, уравновешенный
Э. Кречмер Астеник, шизоид, шизотимик Атлетик, эпилептоид, иксотимик
У. Шелдон Церебротоник, эктоморфный Соматотоник, мезоморфный
3. Фрейд Оральный Анальный
К. Хорни «От людей» «Против людей»
К. Леонгард Возбуди-мо-дисти-мический Дистими-ческий Застревающе-параноический Демонстративно застревающий Возбудимо
эпилептоидный
А. Личко Шизоидный Психастенический - - Эпилеп-тоидный
Л. Собчик Интроверт-ный Сенситивный Тревожный Ригидный Агрессивный
А. Кроник, Р. Ахмеров Аскетизм, минимизация потребностей, самоограничение Созерцание, минимизация
сложности, познание мира Деятельность, максимизация
способностей, самосовершенствование
Н. Мак-Вильяме; Ю. Попов, В. Вид Шизоидный Нарцис-сический Параноидный Обсессив-но-компу-льсивный Психопатический
Во всех описанных вариантах характеров – и находящихся в пределах нормы, и в случаях акцентуаций и психопатий – речь идет лишь о различной степени выраженности все тех же типологических свойств. Таким образом, не только по качественным, но и по количественным показателям можно судить, насколько каждый конкретный человек способен к самореализации и к самоконтролю, в каком направлении преимущественно проявляются его склонности и какой индивидуализированный подход наиболее адекватен для того, чтобы процесс общения был оптимально эффективен.
Психодиагностические методы позволяют определить не только типологическую основу характера и склонностей человека, но и количественно оценить степень выраженности этих свойств.

Глава 2. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ
Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20–55–60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. В настоящем справочнике принята следующая классификация: ранняя взрослость – 20–40 лет и средняя взрослость – 40–60 лет. Термин «зрелость» в данной главе используется как синоним термина «взрослость».
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
Ряд исследователей, занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия (Крайг, 2003).
Основное новообразование этого периода – достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия используется в психологии часто, но понимается несколько по-разному. В работе (Холл, Линдсей, 1997) авторы, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики: широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд (1994) рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость; мягкость и снисходительность; самосознание.
По Э. Эриксону (1996), начало зрелости (период от конца юности до начала среднего возраста) является шестой стадией жизненного цикла. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранние годы их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе осознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двоих людей, но и способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Игра «Разотождествление».
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Притча «Чувства или разум»
  • Прист С. Теории сознания.
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Притча «Истина не в словах»
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Притча «Четыре Веды»
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Кем был Айвасс
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • Притча «Убивая дракона»
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Притча «Есть проблема?»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Аффирмации на удачу
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Слово может быть одним из трех ...»
  • Притча «Романс»
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Прохорова Анастасия Анатольевна. Эссе воспитателя «Моя педагогическая формула счастья»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Ради любви»
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Реброва Ольга Вячеславовна. СТАТЬЯ «ОСВОБОДИ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО МОНСТРА»
  • Назаренко Елена. Упражнение «Папа Римский» (самотерапия по методу «терапии нового решения»)
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Довольствоваться немногим»
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Притча «Без желаний»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Король и конские яблоки»
  • Притча «Распри»
  • Притча «Причина для благодарности»
  • Бердяев Н. СПАСЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь