Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108628

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

13. Д: ...И что вы подумываете о то, что вся ваша деятельность за последнее время помогает вам забыться и не чувствовать себя одиноким. Как же так? Какой в этом смысл? (пересказ, проверка в виде скрытого вопроса)
14. С: Да..., здесь что-то не так. Новые друзья думают, что помогают мне и действуют мне на благо. Они действительно помогают мне, но в то же время я лишен возможности выбора. Другие выбирают за меня.
15. Д: Друзья думают, что помогают вам. Похоже, вы любите бывать на людях и им приятно общаться с вами. Но если бы они еще понимали, что вам необходимо иметь право выбора! (пересказ, конфронтация)
16. С: И когда я все-таки хочу это сделать, мне нужно набраться храбрости просто сказать НЕТ, но я всегда поджидаю подходящего момента. (смеется)
17. Д: Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха, (рефлексия чувств, конфронтация)
Комментарий: Джоан использует навыки выслушивания в виде интерпретации и отражения чувств, чтобы выяснить проблему. Пункт 17 дает удачный пример того, как она обострила противоречие между тем, что говорит м-р С. и тем, как он это говорит. В этом месте м-ру С. не хватает искренности. Неумение наблюдать и выявлять внутренние противоречия клиента могут привести к поверхностному ведению интервью. Но сначала следует достичь прочного взаимопонимания, чтобы позволить себе раскрыть несоответствия в словах клиента. Слова и поза м-ра С. отражают противоречия из п. 15. 18.
С: Да, действительно, тут не до смеха.
19. Д: Похоже, вы рассердились, (рефлексия чувств)
20. С: Да, это тревожит меня... (пауза)
21. Д: тревожит вас... (пауза) (подталкивание)
22. С: Когда была жива жена, у меня не было такой проблемы, я все время был занят ею, а в последние три месяца я столкнулся с одиночеством...
Анализ Джоан: В последних фразах м-р С. близко подошел к сути его проблемы. Когда м-р С. ухаживал за женой, он чувствовал, что она “всегда с ним”, куда бы он не направлялся. Я заметила, что в моей последней реплике у меня не хватило внимательности, и мы отклонились от нужной цели. Может быть, это связано с моим собственным стремлением представлять вещи приятнее, чем они есть на самом деле и избегать конфликтов? Пожалуй, конфронтация в пункте 17 прояснилась даже быстрее, чем я привыкла. Часто случается, что подталкивание и переформирование дают нам в руки ключевую проблему.
23. Д: Насколько я вас поняла, ваши друзья посягают на ваше время. И вы чувствуете, что вас увлекают в направлении, для вас нежелательном, так?
24. С: Да, это так.
Комментарий: Клиенты часто восклицают “Это так”, если психолог дает четкую формулировку проблемы.
25. Д: И вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы бы хотели дать волю чувствам и делать то, что вам хочется. Мне тоже не нравится, когда другие меня контролируют. Я очень сержусь и расстраиваюсь, если другие пытаются планировать мою деятельность. (интерпретация, самораскрытие)
26. С: Я бы хотел вырваться из этого, чтобы я сам определял свое времяпровождение и делал все только когда сочту нужным. Я не хочу испытывать давление: сделай это, сделай то.
27. Д: Ммм... Давление... Когда вы говорите про него, то я понимаю, что вы можете его чувствовать сейчас. Как вы реагируете на давление? (рефлексия чувств, открытый вопрос)
28. С: Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как умерла жена.
29. Д: Итак, вы вечером ложитесь спать и обдумываете свои проблемы, становитесь подавленным и снова начинается порочный круг. И вместо того, чтобы смотреть вперед, вы утешаетесь всякими “хорошо бы...” (интерпретация, самораскрытие, конфронтация)
Мистер С: Это все от обязательств перед другими людьми, мы все как на привязи. Мы все попадаем в эти ловушки. Но когда мы берем на себя бремя обязательств, надо думать и о себе.
Комментарий: В этом резюме Джоан завершает этап сбора информации. Она ставит задачи и проясняет главную проблему. Последнее определение проблемы построено на позитивной оценке и сильных сторонах личности мистера С. Джоан переходит к третьей стадии интервью, начиная с открытого вопроса.
Д: А что случится, если вы на один день вдруг отбросите все обязательства перед другими?
Стадия 3. Желаемый результат.
Начиная с последнего вопроса. Джоан переходит к решению проблемы. Трудно переоценить важность понимания цели конкретно вашего клиента. М-р С., например, хочет быть хозяином своих поступков и одновременно жалуется на одиночество. Но для других клиентов идеальным выходом может быть большая компания людей, которая так раздражает м-ра С. Кому-то все время нужно окружение, кто-то чувствует себя лучше в одиночестве. Не считайте, что выход, идеальный для вас, осчастливит вашего клиента. У всех у нас разные цели. 30. С: Иногда я мечтаю сбежать на рыбалку. Временами мне хорошо с несколькими друзьями поиграть в карты. Иногда я люблю потанцевать.
31. Д: Остаться наедине с собой или старым другом — это прекрасно. Старым друзьям также приятно ваше общество. И мне тоже приятно общаться с вами. А это уже реальная опора. Некоторые люди совсем не могут оставаться наедине с собой. (пересказ, самораскрытие отношений);
32. С: Похоже, мне еще повезло. У меня осталось несколько старых друзей, но вот другие... Яне хотел бы говорить о них плохо...
Комментарий: В дальнейшем диалоге, который мы опускаем, Джоан и м-р С. обсуждают, как оптимально поделить время между общением и уединением. Цель обсуждения — выяснять, что является оптимальным решением для м-ра С. Здесь Джоан быстро поняла реальную ситуацию м-ра С. и нашла решение. Переходим к следующей стадии интервью.
Стадия 4. Выработка альтернативных решений.
Четвертая стадия интервью ориентирована на разрешение проблемы. Заметьте, что Джоан, возможно, занялась бы не той проблемой, если бы не потратила определенное время на сбор информации, поиск позитивных резервов личности клиента и на оценку желаемого результата. Цель данного этапа — выработка нескольких возможных вариантов решений. Как психолог, вы можете помочь клиенту выработать новые идеи, используя психологические теории и концепции, либо вы хотите оставить эту ^возможность целиком клиенту. Но даже если вы хотите, чтобы клиент самостоятельно принял решение, все равно полезно четко сформулировать ситуацию и основные расхождения между реальной и идеальной ситуацией. В данном случае, возможно такое решение:
Д: Я вас выслушала. Похоже, вашей основной заботой является самому определять свой образ жизни. Вы сказали, что были бы счастливы остаться один и пойти на рыбалку, когда захотите, а также проводить большую Часть времени с близкими друзьями. А получается так, что те люди, которые менее значимы для вас, отнимают у вас все время и не дают заняться тем, чем вы хотите. В основном это получается из-за того, что вы хотели каждому угодить. Вы сильный человек... Такие люди всегда умеют добиваться своего в жизни, я восхищаюсь вашим мужеством. Опираясь на это, что бы вы могли предложить в качестве возможного решения ?
Такое описание реальной и желаемой ситуации только выигрывает от положительной оценки, которая говорит человеку : “У тебя есть возможность и силы сделать это”. Для многих клиентов подобное резюме в начале четвертого этапа совершенно необходимо для выработки решения.
В последнем отрывке этого интервью Джоан выбирает более активный стиль ведения беседы. Наверное, вы заметили, что использование ею методик воздействия заметно возрастает. В первой части беседы довольно редко встречается техника воздействия. Частично Джоан использует терапию тренировки настойчивости (глава IX) и психодинамическую теорию (глава VIII). Именно последняя теория оказывается наиболее подходящей для м-ра С., и в результате у него появляется возможность хорошо выспаться впервые со дня смерти жены. (Здесь некоторые проблемы опущены.)
42. Д: Итак, вы хотите быть самим собой и отстаивать свои желания. Давайте представим, что ваши друзья Джо и Мэри позвонили и пригласили вас на аукцион, а именно этого вам не хочется. Представьте затем, что я — одна из ваших новых знакомых — я звоню вам и говорю: “Послушайте, скоро состоится встреча и обед в колледже для выпускников. Я заеду за вами в половине второго”. Вам подобные встречи не нравятся. Что вы собираетесь ответить? (пересказ, указание)
43. С: Я бы сказал вам: “Очень сожалею, но я хотел пойти с Джо и Мэри”. Но если мои новые друзья считали, что это интересно для меня (а это не так), то я бы чувствовал, что мне следует идти с ними. Я очень поддаюсь внушению. Я не хочу никого обижать.
Анализ Джоан: Пожалуй, здесь может оказаться полезной тренировка настойчивости. Идет простая беседа, но она дает полезную информацию.
44. Д: Как вы считаете, чувства Джо и Мэри будут задеты ? (закрытый вопрос)
45. С: Ну... Они ведь поймут... Они настоящие друзья. Мне легко ними, и они не подумают плохо, если я откажусь.
Комментарий: В последующих репликах Джоан и м-р С. перебирают возможные пути выхода из трудностей. М-р С. по-прежнему хочет что-то сделать, но не может изменить своего поведения. Он явно зажат, у него не хватает интенциональности. В дальнейшем он понимает свою проблему глубже, но это еще не означает изменение поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этчегоен Г. Эмпатия
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Касимова Разиля Газизулловна. Методические подходы к воспитанию эмпатии у детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Янг-Айзендрат П. Консультирования семейных пар
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Кан Майкл - Между психотерапевтом и клиентом. Новые взаимоотношения
  • Ягнюк К.В. Отклик на запрос клиента: вариации терапевтических вмешательств
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Эмпатия; Empathy; Einfuhlung
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Эмпатия; empathy
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование: модель 1-3 встреч с клиентом
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Коммуникативная дистанция между психотерапевтом и клиентом, опыт работы в Онкоцентре
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение понятий
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Профессия психолог
  • Интроекция; Introjection; Introjektion
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Алешина Юлия - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование
  • Олифирович Н.И.. Групповые гештальт-эксперименты
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Невербальные признаки лжи и обмана
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Дэвид Ди Анджело. Критические точки и мосты.
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь