|
Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108587
Автор: Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.
Название: Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таблица 3.1
СТИЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СРАВНЕНИИ СО СТИЛЯМИ ДРУГИХ КУЛЬТУР НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК СРЕДНИЙ КЛАСС ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ СТРУКТУР Визуальный контакт Слушая клиента, желательно поддерживать прямой визуальный контакт. При разговоре визуальный контакт должен быть реже. У некоторых представителей черной расы будет наоборот — больше визуального контакта при разговоре и меньше при слушании. Язык жестов Корпус слегка наклонен впе- ред, лицом к клиенту. Руко- пожатие говорит о доброже- лательности. У некоторых эскимосских и других народностей Севера люди сидят рядом при обсуждении личных проблем. Рукопожатием мужчина показывает женщине знак сексуального приглашения. Тон голоса Предпочтителен меняющийся тон голоса с некоторой эмо- циональностью. Средняя скорость речи. Многие испаноязычные группы имеют экспансивную и эмоциональную речь. Могут рассматривать американскую манеру как скучную и невыразительную. Для этих групп темп речи —более высокий. Физическое расстояние Обычно во время разговора расстояние между людьми (для комфорта) — на длину руки или больше. Обычное расстояние при разговоре для представителей арабской культуры и культур Среднего Востока —30—50 см., т. е. расстояние, которое американцы считают некомфортным. Время Сильно структурирован взгляд на время. Обычно придерживаются точного времени встреч. В некоторых южноамериканских странах распространен несколько другой взгляд на время и считается необязательным придерживаться заранее оговоренного времени встречи. Замечания: Эта схема должна дать обзор некоторых ключевых невербальных стереотипов поведения представителей американского среднего класса и дать примеры поведения представителей других культур, чтобы продемонстрировать существенные различия. Очень рекомендуется в дальнейшем изучить стереотипы Других культур. Стоит помнить, что индивиды внутри одной культурной группы также могут различаться. Внимательное поведение — это центральный аспект интервьюирования, консультирования и терапии. Оно включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента. Селективное внимание. Это понятие тесно связано с внимательным поведением. Наблюдая за психологом, можно обнаружить, что он селективно обращает внимание или избирательно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Здесь для примера приводится длинный монолог клиента, в котором, очевидно, трудно сразу разобраться и дать однозначный ответ. Прочитайте его высказывания, выделите идеи, которые на ваш взгляд важны. Клиент: Дела шли довольно хорошо. Но вот возникла проблема: похоже, кто-то из жуликов нас надул. Но я не могу выяснить, как и кто. Отношения с женой у меня улучшаются — на прошлой неделе даже дошло до секса. Но она вступила в феминистскую организацию. И что тут поделать — не знаю. Я получил письмо от матери, она пишет, что отец болен, и ночью мне приснился ужасный сон, будто отец курит сломанную сигару... (пауза). Я должен... (пауза). На следующей неделе приезжает из колледжа дочь. Я был бы рад ее увидеть, может быть тогда атмосфера разрядится. Запишите, что вы поняли из этого пространного отрывка. Очень часто клиенты в своих рассказах скачут с одной темы на другую, и все темы привлекают внимание психолога. В приведенном примере клиент дал несколько потенциально важных тем (бизнес, жульничество, сексуальность, феминистское движение, родители, сон, семейные отношения). В зависимости от ваших взглядов на то, что является наиболее важным, вы выбираете одну из альтернатив. Очевидно, разные теории подчеркивают важность разной информации и, из-за селективности внимания, определяют, о чем же все-таки говорит клиент. Терапевты обычно очень субъективно отбирают и сортируют информацию клиента, и стереотип селективного внимания, как правило, говорит больше о психологе, чем о клиенте. Терапевт психодинамической ориентации чаще откликается на сексуальную проблематику, психолог-бихевиорист конкретизирует проблемы, требующие разрешения, а психолог экзистенционального направления выделяет проблемы отношений. Когда вы начнете анализировать свой стиль работы, то вы обнаружите, что в жизни клиента есть стороны, которые интересуют вас больше, чем остальные. Нельзя сказать, что это плохо, но совершенно необходимо сознавать свои стереотипы восприятия и помнить о них. У некоторых психологов клиенты говорят только о сексе (о снах, отношениях полов, о женских проблемах), в то время, как у других психологов могут быть клиенты, которые вообще не говорят о сексе. И причины этого надо искать не в клиенте, а в психологе. Воздействие есть активное вовлечение терапевта в процесс личностного изменения клиента. Внимательность психолога в этом процессе очень важна, но если в работе используется только она, то рост будет медленным и трудным. Когда же терапевт активно действует во время консультации, то изменения могут произойти быстрее. Так или иначе, все теории базируются на идее того, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Самим своим присутствием психолог уже оказывает воздействие на клиента. Стиль воздействия тесно связан со стилем внимания. Если вы оказываете воздействие на другого, то следует смотреть на него и поддерживать визуальный контакт. Поза воздействующего психолога — слегка наклоненный вперед корпус, жесты скорее иллюстрируют советы, пожелания, указания, чем внимание. Словесное сопровождение очень важно, но предмет разговора всегда определяется терапевтом. Методы влияния и воздействия — или, что то же самое, методы выслушивания и беседы — далее подразделяются на серию микротехник коммуникативной практики, таких, как вопросы, пересказ, интерпретация и самораскрытие. Эти специальные словесные методы образуют основное содержание данной главы. Но прежде чем перейти к этим определениям, нам кажется уместным сначала представить упражнения для получения навыков Внимания и воздействия. УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ 1. Распознание способного и неспособного слушателя. Поищите в свое окружении людей, которые слывут талантливыми слушателями. Это те, с кем люди любят общаться и ищут их, когда у них возникают проблемы. Обратите внимание на их манеру говорить, их мимику и вербальное сопровождение. Затем найдите тех, кто, по вашему мнению, не умеет слушать и сравните их по тем же параметрам. В конечном счете, вернитесь мысленно в свое прошлое и подумайте о людях, которые были для вас полезны и наоборот. Изучите специфику их поведения. 2. Проведите практический эксперимент на внимательное поведение. Разговаривая с членами семьи или с приятелем, намеренно используйте неправильное поведение (смотрите в сторону, меняйте тему разговора на ту, что волнует только вас, напускайте на себя унылый вид), а в следующий раз специально ведите себя “грамотно”. Сравните полученный эффект. 3. Пример для аудитории. Не спуская глаз с лектора, слегка наклоните вперед корпус. Вскоре вы обнаружите, что лектор обращается только к вам, возможно, игнорируя остальных. Люди говорят только для тех, кто их слушает. Аналогично можно утверждать, что те, кто слушает внимательно, получают больше внимания от людей, чем те, кто на это не способен. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|